Александр Александрович Егоров 1887-1959

Анатолий Григорьевич Новиков 1896-1984

В 1927 году А. Новиков окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Р. Глиэра. В 1920-30-е годы он руководил самодеятельными коллективами, был инструктором художественной самодеятельности Центрального дома Красной Армии. В 1930-40-е годы руководил ансамблем песни и пляски ВЦСПС, а затем – ансамблем песни и пляски Вооружённых сил.

В творчестве А. Новикова запечатлено лицо композитора – песенника. Автор интересно преломляет романсные черты в жанре хоровой миниатюры. (Хоры на стихи А.Пушкина «Весёлый пир» и «Любовь»). Так, во втором из них сквозной мотив напоминает ритмоинтонационную формулу томления П. Чайковского, а в середине романса слышны отголоски глинкинских оборотов, необычно также жанровое сочетание сольного романса с полнотой и насыщенностью хорового звучания.

Хор на стихи М. Матусовского «Мать Олега Кошевого» мелодически близок интонациям современной советской песни. Черты народного песенного распева, гомофонный склад, куплетная форма – вот комплекс выразительных средств произведения.

Основные сочинения композитора:

Поэма «Нам нужен мир»;

Кантаты: «Красной Армии слава», «Победная», «Звезда золотая»;

Музыкальные комедии: «Левша», «Василий Тёркин», «Камилла», «Особое задание», «Когда ты со мною»;

Хоры a capella: «Весёлый пир», «Любовь», «Ясный месяц», «Улетали птицы», «Мать Олега Кошевого», «При долине куст калины» и др.

Хоры с сопровождением: «Сибирская молодёжь», «Гимн демократической молодёжи мира», «Вася – василёк», «Самовары-самопалы» и др.

Отредактировал около 500 русских народных песен в том числе «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем».

 

Александр Александрович Егоров 1887-1959

А Егоров свои лучшие хоровые произведения создал в 40-е-50-е годы XX века. Он – воспитанник Петербургской придворной певческой капеллы, после чего закончил Петербургскую консерваторию у А. Лядова. Совмещение композиторской деятельности с педагогической и исполнительской в качестве руководителя хоров определило его дальнейший творческий путь. С 1920 года А. Егоров стал работать в Петербургской консерватории на кафедре хорового дирижирования. (в должностях декана, руководителя хора, зав. кафедрой). Ему принадлежит ряд методических трудов: «Основы хорового письма», «Теория и практика работы с хором», «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин».

Им написано:

Свыше 160 хоров с сопровождением и без сопровождения;

107 обработок русских народных песен;

Опера-сказка «Свадьба Солнца и весны»;

Крупные сочинения: «Легенда про Мёртвое поле», хоровая симфония «Лес», поэмы «Спартак», «Россия», кантаты, переложения для хора без сопровождения «Ночной смотр» М. Глинки, «Элегия» Массне, «Итальянская полька» С.Рахманинова.

К числу творческих удач относится хор «Песня» для смешанного хора на стихи А.Кольцова. В ней – аккордовое изложение, ясное голосоведение, сплав классического и народно-песенного начал, который составил интонационное своеобразие этой лирической миниатюры. Форма хора – простая 2-ух частная.

Лучший из хоров А.Егорова на стихи советских поэтов – «Тайга» (стихи А.Прокофьева) привлекает полнотой динамических контрастов, логикой образного развития, здесь воспевается красота природы. Мелодия отличается типично русской напевностью, фактура многоголосна с использованием имитаций, размер – переменный, встречаются хроматизмы, форма- 3-ёх частная.

Творчество А. Егорова – пример органичности хорового мышления, как основы композиционного метода. Гармонично сочетая авторскую деятельность с работой в хоровых коллективах, он продолжил традиции выдающихся русских композиторов и музыкантов – дирижёров: А. Кастальского, Вик. Калинникова, П. Чеснокова, А. В. Александрова.


Исаак Осипович Дунаевский 1900-1955

И. Дунаевский по праву считается классиком советской массовой песни. Среди его сочинений есть песни-агитки, песни – хроники, в них отображается борьба за мир, колхозное строительство, физкультурные праздники.

В музыке своего времени И. Дунаевский уловил его главный ритм – ритм марша, ритм созидания, ритм жизни, в котором личные интересы подчинены интересам общества.

Песни И. Дунаевского «Марш весёлых ребят», «Марш энтузиастов» стали популярны в середине 1930-ых гг. после выхода на экраны комедии Александрова «Весёлые ребята». В своём творчестве композитор выразил потребность в юморе – «Песня Водовоза», «Песенка о капитане» и др. Вместе с тем в песнях отразился строй чувств нового советского человека – это заметно в любовной лирике.

Композиторский слух И. Дунаевского формируется на Полтавщине и в Харькове, где причудливо переплелись интонации украинских, польских, молдавских, еврейских, цыганских, немецких песен. Также крепки связи с традициями русской и зарубежной классики. Сильное воздействие на творчество оказали П. Чайковский и Н. Скрябин. Огромную роль в формировании стиля сыграли драматические театры в Харькове, Москве, Ленинграде, а также встреча с теа-джазом Н.Утёсова.

В 1920-е гг. сочинены оперетты: «Женихи», «Миллион терзаний», «Ножи», «Полярные страсти».

Наиболее важный период творчества – 1930-е гг., когда полностью сложился стиль песен. Композитор пишет музыку к спектаклям, фильмам: «Весёлые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга» и др. Сочинены оперетты: «Золотая долина» и «Дороги к счастью».

Годы Великой Отечественной войны были малоплодотворны, так как лирико-комедийный стиль композитора не отражал правду времени. В 1946 году прозвучала одна из лучших оперетт И.Дунаевского - «Вольный ветер», затем - «Сын клоуна». Оперетты «Белая акация» и «Золотая долина» завершили творческий путь композитора.

Среди творцов XX века И.Дунаевский является одним из выдающихся мелодистов. Некоторые его песни являются подлинными шедеврами. Привлекает и гармоническое богатство произведений, возникшее под влиянием западной эстрадной музыки и джаза. Также песни отличаются богатством оркестрового сопровождения.

Отразив целую эпоху в жизни советского народа, его песни сами стали эпохой.


 Виссарион Яковлевич Шебалин 1902-1963

С именем В.Шебалина связано заметное оживление советского хорового творчества в 1940-50-е годы. Он достиг в этой сфере подлинного мастерства и стал сторонником пропаганды хорового искусства.

При выборе текста для произведений композитор тяготел к лирической и гражданственно-патриотической тематике в отечественной поэзии разных эпох. Особенность его художественного облика – сосредоточенность на объекте изображения, а не на личных переживаниях, что сближает его с творчеством С.Танеева, Вик. Калинникова. Отсюда – уравновешенность и закруглённость форм, тяготение к эпичности и созерцательности, воплощению устойчивых длительных состояний при сглаженности контрастов. Поэтому наибольшей искренностью отмечены хоры в характере лирического размышления: «Мать послала к сыну думы», «Берёзе», «Зимняя дорога».

Не стремясь к обновлению музыкального языка, В. Шебалин оставался в русле музыкального традиционализма. Хоровое письмо композитора оттачивалось в довоенном творчестве – хоровых произведениях, музыке к кинофильмам, спектаклям. В 1940-50 годах оно приняло законченную форму.

От европейской классики композитор унаследовал гомофонный либо хорально-аккордовый склад, от русского народного творчества – широкую распевность, плавность мелодических линий, в гармонии – опору на диатонику, простые аккордовые структуры, обилие плагальных оборотов. В 1940-50-е гг. написаны «Пять хоров на стихи Пушкина», «Три хора на стихи Лермонтова», «Четыре хора на стихи Исаковского», «Шесть хоров на стихи Танка», «Три хора на стихи Сафронова».

В этот период был создан крупнейший из хоровых циклов – «Шесть хоров на стихи М.Танка», в котором отражены события Великой Отечественной войны. Он выстроен по принципу контраста. Остановимся на некоторых номерах:

1. «Казак гнал коня» - это один из лучших в советской музыке образцов воплощения военной темы. Здесь проявилась тенденция постепенного укрупнения длительностей: пунктир – триоль – половинные, что отражает стихию скачки, скорбное оцепенение, пафос отмщения врагу.

2. «Мать послала к сыну думы» - представляет собой скорбно – лирический образ, плач о погибшем солдате. Стилистика языка кроется в глубоких традициях народной поэзии, в музыке проявляются черты народной песни: подголосочность, куплетность, плагальность, вариантность.

3. «Жаворонок» - произведение отражает наивно – радостные весенние чувства.

4. «Берёзе» - является одной из ярчайших лирических страниц В. Шебалина. Пластичная мелодия поддерживается натуральными гармониями, близость народной песне придаёт усиление плагальности. Преобладающее в произведении настроение сумрачного раздумья просветляется в конце кадансом в одноимённом мажоре.

Новые детали хорового письма мастера обнаружились в последнем хоровом опусе композитора «Три хора на стихи молдавских поэтов» ( 1960 г.), где он стремится отобразить особенности молдавского музыкального колорита в интонационном строе хоров, своеобразии ладов и ритмики. В наибольшей мере это удалось в последнем хоре «Уезжает Мариора», представляющий собой зажигательный танец, где явно различается мелодия и аккомпанемент (у хора-стаккато – как имитация инструментального сопровождения). Хор передаёт атмосферу праздника по случаю проводов на уборку урожая. Удачно найденный приём воплощения танцевальной стихии вокальными средствами предвосхитил многое в современном хоровом творчестве. Так в своих поздних произведениях композитор опровергает представление о себе как о традиционалисте академического плана.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: