Классный час с учащимися по классу гитары.
На тему: Выдающиеся композиторы и исполнители на 6-тиструнной классической гитаре.
Цели:
1.Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
2.Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
3.Ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с выдающимися зарубежными, русскими и советскими композиторами и гитаристами.
2.Познакомить с историей формирования гитарной культуры. История возникновения гитары.
3.Развивать стремление к постоянному совершенствованию знаний.
4.Привить любовь к инструменту, сформировать устойчивый интерес к музыкальным занятиям и заинтересованности в совершенствовании своего музыкального образования.
Гитара – как классический инструмент.
Гитара – один из самых любимых и популярных инструментов во многих странах мира. История гитарного искусства наполнена, богатыми событиями, творческими поисками, постоянным совершенствованием как и техники игры на нем.
Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приняла лишь в XVIII веке. Ее предшественниками по праву считаются такие щипковые инструменты, как лютня, лира, греческая кифара, итальянская виола и испанская виуэла.
В настоящее время существуют несколько основных разновидностей гитары: классическая шестиструнная («испанская»), семиструнная («русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электро-гитара.
Классическая гитара… Classicus (от латинского) – образцовый.
Музыкальный словарь Гроува (М., 2001): «Классицизм — …специфика классицизма в музыке определяется такими признаками, как... ясность и уравновешенность форм, сдержанность в выражении страстей, направленность сонатной формы». Видными представителями классицизма были композиторы мангеймской школы Л. Боккерини, К. Глюк, Л. Керубини и др. Вершиной классицизма в музыке мастера венской классической школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, позднее Ф. Шуберт». Г. Берлиоз хорошо играл на гитаре и в своем «Большом трактате о современной оркестровке» несколько страниц посвятил классической гитаре. Восхищаясь ее звуком, разнообразием приемов, в качестве примера привел блестящих исполнителей его современников - гитаристов Ф. Сора, М. Джулиани, Цани де Ферранти…
Н. Паганини в совершенстве владел гитарой. Многие приемы гитарной техники перенес на скрипку, а скрипичные приемы использовал на гитаре. Композиторское наследие Паганини богато произведениями для гитары соло, дуэтами для скрипки и гитары, трио и квартетам с гитарой. Боккерини, Гайдн, Шуберт писали для гитары соло и ансамбля. Учениками Л. Бетховена были Диабелли, Ф. Калулли. Начиная с XVI века, «Школа игры на гитаре» издавались Г. Санзом, Р. Де Визе, Ф. Карулли, А. Диабелли, Д. Агуадо, Ф. Сором, М. Джуллиани, Й. Мерцем и многими другими.
Расцвет гитарного исполнительского мастерства пришелся на XVII – начало XIX столетий – период классицизма. Особое отличие от народных инструментов заключается в том, что на всех этапах гитара (параллельно с лютней) развивалась на профессиональной основе. Об этом свидетельствуют «школы», «Инструкции», «Трактаты», где разрабатывалось нотописание и теория музыки, повлиявшие на развитие других инструментов. Были заложены основы для совершенствования и прогрессивных методов профессионального гитарного исполнительства.
Второе отличие от народных инструментов – это существование оригинальной гитарной литературы с момента появления инструмента, причем как учебной, так и концертной. Эта небольшая справка подтверждает слова о том, что шестиструнная гитара – классический инструмент. Знания истории гитары, ее литературы меняют отношение к инструменту, методику преподавания и подбор репертуара.
Гитарная литература имеет давнюю историю и свои традиции. Видное место в репертуаре гитаристов занимают переложения произведений, написанных для других инструментов, а также для ее непосредственных предшественников, в частности для лютни.
С успехом интерпретируются гитаристами скрипичные сочинения. Так, например, Андрес Сеговия является непревзойденным исполнителем труднейшей Чаконы И. С. Баха, одного из шедевров скрипичной музыки.
Исторические сведения о гитаре.
Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетий давности встречаются изображения музыкальных инструментов, внешним видом напоминающего гитару. Прототипом щипковых — египетская набла и арабский эль-ауд, которые в средние века сменила лютня, имевшая большое значение в культуре эпохи Возрождения.
Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла – символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII веке арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.
В конце XV века состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.
В культурной жизни Испании начиная с XVI века большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания – «салоны», собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.
С XVI веке увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милана, Корбетто, Фуенльяна, Марин – и – Гарсиа, Санз и многие другие.
Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. С XIII века гитара известна в Испании. В народном музицировании использовалась сначала 4х струнная, в XVI веке – она превратилась в 5ти струнную.
До XVIII века она была меньше размером и корпус был довольно узким, вытянутым. К середине XIX века гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми.
Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую популярность.
Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле.






