Франческо Корбетта (1620 – 1681).
Первым общепризнанным композитором, отошедшим от стиля разгеадо и использующим полувертикальный полумелодический стиль письма. Прославленный учитель игры на гитаре в Болонье, где он становится главой блестящей школы. Он создает совместно с Люлли музыку для одного из королевских балетов, сочинив антре для нескольких гитар. Это наиболее знаменитый гитарист своего времени, «лучший из всех», отмечал Гаспар Санс.
Первые сборники (1639 – 1648 годами) предназначены для испанской гитары.
Первый сборник (1671) содержит 14 сюит.
Второй сборник (1674) сюита из 12 пьес и танцы.
Антуан Карре (вторая половина XVIIвека).
Этот композитор, получивший прозвище «Господин Гумно», до последнего времени пребывал в забвении.
1671 г. – сборник для гитары 2 сюиты.
«Книга по музыке и игре на гитаре», (которая содержит сюиту для одного мелодического голоса, двух гитар и одного басового инструмента).
Робер де Визе (ок. 1658 – 1725).
Наиболее крупный композитор этой плеяды. Ученик, возможно, самого Корбетты. Лютнист и гитарист, владеющий виолой и теорбой, он преподает игру на этих инструментах.
|
|
Около 1680 года он вступает в Королевское музыкальное общество, где в основном и протекает его деятельность. Робер де Визе оставил два сборника пьес для гитары
посвященные Людовику XIV (1682);
пьесы для лютни и теорбы(1716);
сборник пьес для гитары (1686).
Санз Гаспар (1644–1710).
Его творчество имело большое влияние на многих композиторов, гитарист, известный композитор и … священник, родившийся в Каланда. Он получает образование в Саламанском университете, где приобретает диплом геолога, однако впоследствии уезжает в Италию и обращается к музыке.
Является автором «Руководства по игре на испанской гитаре» состоящее из трех частей(1674год):
— методика игры на гитаре;
— упражнения;
— табулатуры произведений.
Данное руководство было довольно популярным и переиздовалось несколько раз. Его творчество имело большое влияние на многих композиторов.
Фернандо Сор – (1778 – 1839 родил в Барселоне.
Очень рано овладел игрой на гитаре; музыкальное образование получил в католическом монастыре Монтсеррат. В 1813 году переезжает в Париж, где вскоре приобретает репутацию одного из лучших виртуозов.
Прозванный «Бетховеном гитары», Сор создает обширный репертуар для своего инструмента. Его школа для гитары (1830). Пишет виртуозные пьесы, а для своих учеников – произведения педагогического и салонного репертуара: этюды, вариации, фантазии, дивертисменты, менуэты, вальсы и. т. д. Им созданы так же «Большое соло», дуэты, сонаты, этюды. Вариации на тему арии из «Волшебной флейты» Моцарта.
|
|
Дианисио Агуадо (1784 – 1894).
Ученик падре Базилио, добился успеха не так быстро – до 1824 года его имя не привлекает большого внимания. В Мадриде выходит «Сборник этюдов для гитары» (1820), затем «Школа игры» (1825), предназначенная для инструмента с шестью одинарными струнами. С 1825 года живет в Париже, где вскоре приобретает славу блестящего виртуоза и начинает, так же как и Сор, концертировать в Европе. Следуя обычаю, он воспитывает учеников.
Связанный с Россини, Беллини, Паганини, и многими другими известными артистами своего времени. Он поддерживает дружеские контакты со своим соотечественником Фернандо Сором, который пишет дуэт «Два друга» для их совместного исполнения.
Италия.
В этой стране гитара с шестью одинарными струнами входит в употребление в последней четверти XVIII века.
Мауро Джулиани (1781 – 1829).
Будучи виолончелистом, Джулиани увлекается гитарой и быстро приобретает репутацию первоклассного гитариста – исполнителя.
Крупный музыкант своего времени, друг Гуммеля и Мошалеса, высоко ценимый Гайдном и Бетховеном, он становится ведущим виртуозом при дворе бывшей императрицы Марии – Луизы, а также совершает концертные поездки по Италии, Голландии и России: в 1819 году окончательно возвращается в родную Италию.
Творческое наследие насчитывает более 200 пьес. Это соло (этюды, вариации, сонаты, сонатины, Большая увертюра, а также камерные ансамбли) с участием гитары (в частности дуэты), концерт для гитары с оркестром (1809). Ему мы обязаны также изобретением маленькой терц гитары.
Фердинандо Карулли (1770 – 1841).
Видный педагог и блестящий исполнитель, Карулли публикует около трехсот своих сочинений: пьесы для гитары соло, концерты для гитары с оркестром, камерные произведения, которые отличаются высоким инструментальным и техническим мастерством. Два его теоретических труда получили широкое признание: это «Школа игры на лире или гитаре» (1810) и исследование, посвященное аккомпанементу, — «Гармония в применении к гитаре» (1825).
Маттео Каркасси (1792 – 1853).
Один из наиболее знаменитых итальянских гитаристов своего времени.
Известный в наше время прежде всего своей «Школой игры на гитаре» инструмента, в частности три сонаты, этюды, каприччио, рондо, оперные транскрипции.
Франсиско Таррега–и-Эшеа (1852 – 1909).
Испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте.
Таррега – один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX века – начала XX века. Давал многочисленные концерты в Испании, но в 1906 году после инсульта у него наступил паралич правой половины тела, и не смотря на то, что он вернулся к концертной деятельности, полностью выздороветь ему так и не удалось.
Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны:
— «Воспоминания об Альгамбре»;
— «Мавританский танец»;
— «Арабское каприччио»;
— «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды.
Среди его учеников и последователей – Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Даниэль Фортеа. Высоко ценил мастерство Тарреги Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.
Николо Паганини (1782 – 1840).
Яркий представитель виртуозности в европейской музыке, не только прославленный скрипач, но и блестящий гитарист. Паганини оставляет множество сочинений для гитары: вариации, сонаты для скрипки, квартеты для скрипки, альта, гитары и виолончели, шестьдесят вариаций на народную тему.
|
|
Наполеон Кост (1806 – 1883).
Родился во Франц – Комтэ. В 1830 году переезжает в Париж. Кост – один из лучших исполнителей XIX века, его часто сравнивают с Сором. Несчастный случай, в результате которого он повредил правую руку, вынуждает его ограничить свою артистическую деятельность. Он оставил около семидесяти произведений для гитары: вальсы, вариации, концертное рондо. Большую серенаду, пьесы для гобоя и гитары и. т. д.
XX век.
Мигель Льобе (1878 – 1938)/
Родился в Барселоне, учился у Тарреги, который считал его своим лучшим учеником. Обладая огромным талантом виртуоза, он становится знаменитостью мирового масштаба.
Льобе оставил нам прекрасную редакцию двадцати пяти этюдом Маттео Каркасси (1914), несколько транскрипций и переложений для гитары, мелкие пьесы.
Эмилио Пухоль (1886 – 1980).
Ученик Тарреги, родился в местечке Гранаделья (Лерида). Это один из наиболее известных испанских музыкантов и гитаристов.
Профессор по классу гитары в Барселонской консерватории, он преподает также в Лиссабоне.
Автор пятитонной «Школы» — «Рациональный метод игры на гитаре», «Библиотека старинной музыки», множественные переложения для гитары произведений XVI века. В качестве музыковеда ведет большую исследовательскую работу и публикует в современной нотации сборники произведений крупных виуэлистов – Нарваха, Мударры, Вальдеррабано.
Андрес Торрес Сеговия, маркиз де Салобренья (1894 – 1987).
Родился в Линаресе (Андалусия). Обучался в детстве игре на рояле, он в дальнейшем обращается к гитаре.
Расстояние, которое отделяло его от Тарреги, препятствовало занятиям с мастером, поэтому Сеговия начинает разрабатывать свои собственные инструментальные приемы.
Активная деятельность концертирующего артиста не мешает ему вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго – де – Компостела, в музыкальной Академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов а так же пьес для лютни и виуэлы. Ему мы обязаны переложением для гитары знаменитой Чаконы (из Второй партиты ре минора) И. С. Баха. Благодаря просветительской деятельности, а именно убедить композиторов писать специально для гитары, он сыграл самую большую роль в создании высокой репутации инструмента».
|
|
Эйтор Вила Лобос (1987 – 1959).
Выдающийся бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель.
Первым учителем был отец – широко образованный человек. Он обучал сына игра на виолончели и кларнете. Некоторые время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио – де – Жанейро, позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вилла Лобос так и не получил. С юношеских лет Вила Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами.
Под влиянием бразильской народной музыки Вила Лобос создает свой первый крупный цикл для комерного оркестра «Песни сертана» (1909).
В 1923 года получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Вила Лобос, по поручению правительства, создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы.
В 1945 году в Рио – де – Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.
Лучшее творения:
– цикл «Бразильские бахианы»;
— цикл миниатюр;
— «Двенадцать этюдов»;
— «Популярная бразильская сюита»;
— 5 прелюдий;
— транскрипции для двух гитар;
— «Концерт для гитары с оркестром» и многое другое.
Отечественные композиторы и исполнители: