Факторы риска заболеваний

 
 

Факторы риска - это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска — это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.

Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

 

Различают также факторы риска первичные и вторичные.

К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д.

 К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.

Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

 

Мониторинг групп диспансерного учета.

Понятие Мониторинг — система постоянного наблюдения в группах диспансерного учета.

Группы диспансерного наблюдения

 I группа – здоровые лица, не предъявляющие никаких жалоб, у которых во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функций отдельных органов и систем, в т. ч. лица с “пограничными состояниями”, нуждающиеся в наблюдении;

II группа – практически здоровые лица с острым заболеванием или имеющие хроническое заболевание, но без его обострений в течение нескольких лет;

III группа – лица с хроническими заболеваниями, нуждающиеся в длительном наблюдении и лечении.

Последняя группа в свою очередь подразделяется на подгруппы в зависимости от характера течения заболевания, частоты эпизодов его обострения, состояния функций организма, длительности утраты трудоспособности:

группа Д III-1 – лица с компенсированным течением заболевания, редкими обострениями, непродолжительными потерями трудоспособности; кратность наблюдения пациентов в этой группе – 2 раза в год;

 группа Д III-2 – лица с субкомпенсированным течением заболевания, частыми и продолжительными потерями трудоспособности; необходимая частота наблюдения пациентов в этой группе – 3–4 раза в год;

группа Д III-3 – лица с декомпенсированным течением заболевания, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности; периодичность осмотров пациентов данной группы должна быть не реже 6 раз в месяц.

Основная учетно-отчетная документация диспансерного учета

· 1. Медицинская карта амбулаторного больного Ф. № 025/у

· 2. Талон амбулаторного пациента Ф. № 025-11/у-02

· 3. Паспорт участка Ф. № 030/у тер

· 4. Контрольная карта диспансерного наблюдения Ф. № 030-у

· 5. Книга записи вызовов врача на дом Ф. № 031-у

· 6. Санаторно-курортная карта Ф. № 072-у

· 7. Дневник работы врача Ф. № 039-у

· 8. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении и необычной реакции на прививку Ф. № 058-у

· 9. Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы или психического заболевания Ф. № 089-у

· 10. Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования Ф. № 090-у

· 11. Извещение о больном с впервые в жизни выявленным диагнозом наркомании Ф. № 091-

· 12. Журнал учета профилактических прививок ф. 64/у

· 13. Журнал учета инфекционных заболеваний Ф. № 060-у

· 14. Медицинское свидетельство о смерти Ф. № 106-2у

· 15. Листок нетрудоспособности

· 16. Книга регистрации листков нетрудоспособности Ф. № 036-у

· 17. Медицинская карта стационарного больного Ф. № 033-у

· 18. Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации Ф. № 001-у

· 19. Статистическая карта выбывшего из стационара ф.№066/у

· 20. Карта учета диспансеризации Ф. № 131/у-86

 

 

 

 

 

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования, является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения. Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Актуальность проблемы.

Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин. Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.

Цели Школ Здоровья:

· Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

· Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

· Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

· Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

I. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

II. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

III. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

IV. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

V. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

VI. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

VII. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

VIII. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

 

Общие положения:

Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.). Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

· статистические формы регистрации и учета;

· план и график работы;

· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Критерии эффективности Школ Здоровья:

I. Ближайшие:

Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

II. Отдаленные:

· Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

· Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний.

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

· «Школа для беременных»;

· «Школа для больных сердечной недостаточностью»;

· «Школе для больных на хроническом диализе»;

· «Школа для больных артериальной гипертензией»;

· «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;

· «Школа для больных бронхиальной астмой»;

· «Школа для больных сахарным диабетом».

А также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.

 

В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

Нормативно-правовое регулирование.

При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

Принципы организации Школ здоровья:

· в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

· занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.

· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· продолжительность занятий 1-1,5 часа.

 

 

Роль фельдшера в профилактике заболеваний терапевтического профиля являются предметом интенсивных и глубоких исследований, в частности более тщательного опроса пациента и сбора анамнеза, множество инструментальных методов исследований и лабораторных анализов, а также консультации множества медицинских специалистов, а также изучение наследственности, формирования правильного режима питания и физической активности целесообразное распределение часов работы и отдыха, уменьшения воздействия вредных привычек,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: