Первичная социализация

Вторичная социализация.

Локализованная (направленная) социализация.

Досрочная социализация.

Гендерная социализация.

Десоциализация.

Полная социализация личности.

Неполная (частичная) социализация индивида.

Односторонняя социализация индивида.

Семейная социализация

  2. Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;- да

б) социальные отношения связывают между собой статусы;- да

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;- да

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.- да

 

Карточка № 8

   1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;- нет

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;- нет

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.- нет

   2. К каким из основных социальных институтов (семья, производство,

   государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные  

   ниже:

        

Деньги-государство

Целибат- религия

Престолонаследие-государство

Обмен-произодство

Адвокатура-государство

Побратимство-семья

Банки-государство

Наставничество-образование

Цензура-государство, образование.

 

Карточка № 9

   1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между

   собой, и чем объяснить такую связь?

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

 

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль не всегда может совпадать с социальным статусом, например:

1. Со­ци­аль­ный ста­тус школь­ни­ка. Иван учит­ся в школе, он по­се­ща­ет за­ня­тия, вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния, слу­ша­ет­ся учи­те­лей и ведет себя при­мер­но.

2. Со­ци­аль­ный ста­тус учи­те­ля. Мария Ива­нов­на учит детей об­ще­ст­во­зна­нию, она про­во­дит ин­те­рес­ные уроки, про­ве­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ные ра­бо­ты, пишет от­че­ты по успе­ва­е­мо­сти клас­сов, ездит с уче­ни­ка­ми в об­ра­зо­ва­тель­ные по­езд­ки, про­во­дит с ними вос­пи­та­тель­ные бе­се­ды.

3. Со­ци­аль­ный ста­тус врач. Иван Ми­хай­ло­вич ра­бо­та­ет хи­рур­гом, каж­дый день он при­ни­ма­ет па­ци­ен­тов, дает им ре­ко­мен­да­ции по ле­че­нию, пе­ри­о­ди­че­ски он про­во­дит опе­ра­ции, дает со­ве­ты мо­ло­дым кол­ле­гам-ме­ди­кам. Социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь мно­гое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

В случае несовпадения социального статуса и роли натупает ролевой конфликт, когда человеку необходимо выполнять несовместимые роли (директор-его подчиненный-друг).

Ролевой конфликт - это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам.

 

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются 

правильными:

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;- нет

б) один человек обладает множеством статусов;- да

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;- да.

г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;- да

 

Карточка № 10

1. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и

достигаемые статусы?

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

· приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

правильными:

а) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;- нет

б) социальный статус – положение индивида в малой группе;- нет

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;- это прирожденный статус

в) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;- да

г) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.- нет.

 

Карточка № 11

1. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим   

влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы   

индивидуализации.

 

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

 

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем,что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

 

2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях?                    

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе.

 

Да, в указанных ситуациях происходит расхождение статуса и ожидания окружающих, или ролевого поведения индивида, возникает статусная несовместимость. Спортсмен не должен курить, духовное лицо не должно заниматься политикой. Депутат, конечно, может ездить и на автобусе, но так, к сожалению, так нарушается его общепринятый статусный портрет.

 

 

Карточка № 12

  1. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек  

  усваивает больше социальных ролей?

 

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: