В зрелом возрасте человек усваивает больше социальных ролей

 

 2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях                        

 а) когда министр занимается коммерческой деятельностью;- да

 б) когда женщина работает на производстве и занимается ведением 

 домашнего хозяйства;- нет

 в) когда милиционер продает конфискованное оружие? -да

 

Карточка № 13

1. Дайте характеристики основным видам социальных ролей. Разверните основные положения ролевой теории общества.

 

Основные виды ролей: межличностные и социальные роли.

 

Межличностные роли определенными типами взаимоотношений, они основываются на эмоциональной подоплеке. К примеру, в данную категорию можно отнести такие роли, как лидеры, любимчики и другие. Социальные роли определяются положением человека в обществе, либо видом его деятельности, или его профессией. Помимо этого, в современной социологии приняты следующие понятия и виды социальных ролей:

 

Масштабность роли: некоторые роли могут быть строго ограничены, в то время как другие размыты. К примеру, роли супругов являются масштабными статусами, так как их связывают и межличностные отношения (любовь, привязанность), и социальные (получившие подтверждение нормативными актами); Способ получения: в зависимости от необходимости роли определенному человеку, они бывают предписанными и завоеванными. Некоторые роли, к примеру, роль женщины или мужчины, не требуют каких-либо усилий, они присваиваются автоматически. В то же время, роль студента достигается путем приложения некоторых усилий для ее получения; Формализация: произвольное течение деятельности человека, либо жестко регламентированное; Мотивация: необходимость достойного исполнения социальной роли, так как любая роль несет в себе определенные блага, и может служить примером для окружающих.

 

В рамках ролевой теории можно выделить следующие ключевые понятия:

· концепция ролевого конфликта, который обычно определяется как параллельный внешний вид из двух или более несовместимых ожиданий поведения человека;

· концепция принятия роли, сформулированная Дж. Мидом, которая предполагает, что адекватное саморазвитие индивида и участие в социальном взаимодействии требуют, чтобы человек «принимал на себя роль другого»;

· конформность означает соответствие принятым моделям поведения;

· консенсус используется теоретиками ролевой теории для обозначения соглашения между различными лицами касаемо ожидаемых от социальных ролей моделей поведения;

· девиантность – поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм, сопротивление индивида ожиданиям и стандартам социальных ролей (неспособность ролевой теории адекватно описать и объяснить девиантное поведение является ее основной проблемной областью).

 

2. Правда ли, что:

- никто не силах изменить пол, расу и национальность?- нет

- мужчина – прирожденный статус?- да

- русский – приписываемый статус?- нет

Карточка № 14

1. Что такое социальный институт? Какие компоненты входят в его структуру?

Социальный институт - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения.

 

Понятие социальный институт предполагает:

 

• наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

• эти механизмы, являясь над индивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого.

 

В их структуре:

• ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);

• их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;

• средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;

• социальные позиции — сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

   2. Правда ли, что:

- биологическая национальность может быть вытеснена социально
приобретенной?- нет

- возраст не является прирожденным статусом?- да

- король – достигаемый статус?- нет

 

Биологическая национальность не может быть вытеснена социально приобретенной, так как дается человеку от рождения.

Возраст не является прирожденным статусом, так как меняется в течение жизни человека.

Король — приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Поэтому правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

 

 


Карточка № 15

1.Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?

 

Универсальные функции - общие для всех социальных институтов функции, к которым относятся следующие:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Для каждого социального института характерна своя система норм и ценностей, которые задают рамки деятельности и поведения людей. Так общественные отношения становятся упорядоченными и стабильными.

Регулятивная функция. Осуществляется через регуляцию общественных отношений с помощью норм, образцов поведения и контроля за их соблюдением.

Интегративная функция. Для социальных институтов характерны интегративные процессы, которые предполагают отношения взаимоответственности членов социальных групп. Интегративная функция социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий между людьми, позволяет создавать сложные организации.

Транслирующая функция. С помощью данной функции выполняется трансляция (во времени и пространстве) общественных отношений социальными институтами.

Коммуникативная функция. Социальные институты создают условия для формального и ролевого общения отдельных индивидов. Здесь важно отметить различие коммуникативных возможностей социальных институтов. Например, некоторые институты созданы для передачи информации (газеты, радио, телевидение), в других - возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). Одни институты имеют активный способ получения информации (наука, образование), другие – пассивный (радио, телевидение).

Специфические функции характерны для некоторых социальных институтов. Например, социальный институт государства занимается установлением порядка в обществе, институт образования – обучением и подготовкой к профессиональной деятельности и т.д.

 

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Явные функции закреплены в кодексах и уставах, официально декларируются, контролируются обществом. Явные функции являются необходимыми, осознанными и формализованными.

 

Латентные функции – это такие последствия социальных институтов, которые не могут быть заранее запланированы, т.к. они являются неосознаваемыми. Латентные функции выполняются институтами непреднамеренно. Например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, однако эта функция не является его основной. Законодательство о запрете игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

 

Каждый социальный институт выполняет ряд функций, также несколько социальных институтов могут выполнять одну и ту же функцию. Например, воспитанием личности занимается не только институт семьи, но и институты образования, религии, средств массовой информации и т.д.

 

Полифункциональность социальных институтов приводит к их пересечению и взаимовлиянию. Например, рост экономики в развитых странах приводит к росту грамотности и увеличению квалифицированных специалистов, эффективное производство благодаря налогам формирует бюджет, средства которого отправляются на бесплатное образование и т.д.

Функции социальных институтов могут изменяться, исчезать и трансформироваться в новые.

 

Состояние социальных институтов – показатель стабильности общественной системы. Если система стабильна, социальные институты имеют понятные и необходимые функции.

 

2. Определите статусы:

Русский, принц, мужчина- прирожденные;

 

россиянин, безработный- смешанные;

 

любимец женщин, красотка, лжец- личные;

 

преподаватель, студент, врач – достигаемые.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: