Социальная группа – объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей

Тестовые задания по теме «Личность и общество»

Вариант

1. А

2. А

3. А

4. Б

5. А

6. Г

7. В

8. Г

9. А

10. В

11. Б

12. Б

13. А

14. В

15. Б

16. Г

17. Б

18. Г

19. Г

20. Б

21. А

22. В

23. А

24. А

25. А

26. А

27. Г

28. В

29. А,В

30. В

 



Тестовые задания по теме «Личность и общество»

Вариант

1. Б

2. Г

3. В

4. Б

5. А

6. А, Б

7. В

8. А

9. А

10. А

11. А

12. Г

13. Г

14. Г

15. Б

16. В

17. Б

18. Г

19. В

20. В, Г

21. 4

22. А

23. Г

24. В

25. А

26. Г

27. А

28. 4

29. А

30. Б

 

Фронтальный опрос

1. Человек - это биосоциальная категория, один из видов живых существ на Земле; она определяет качественное отличие людей от животных; к главным признакам человека принадлежат: конституция тела, прямохождение, сознание и самосознание, язык.

Индивид - отдельный представитель рода людей, отдельный человек, отражает два главных признака: целостность субъекта и наличие у него особенных, индивидуальных черт), единичный представитель вида "homosapiens".

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств, приобретаемых человеком под влиянием общества и культуры).

Понятия человек, индивид, личность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Соотношение этих трёх понятий таково:

несмотря на различия в этих понятиях, можно проследить ступени восхождения в цепочке «человек» - «индивид» - «личность».

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.

 

2. Структура личности в социологии складывается из следующих элементов:

· социальная память;

· культура;

· деятельность;

· опыт (умения, знания, навыки, привычки)

· особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.),

· личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

· биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).

Структура личности по Фрейду, состоит из трех компонентов:

1) Ид («Оно») — сфера подсознания личности, где господствуют бессознательные импульсы, обусловленные сексуальной энергией (либидо), и агрессивные побуждения;

2) Эго («Я») — сфера самосознания личности, которая стремится контролировать побуждения бессознательного компонента в прием­лемой для общества форме;

3) Суперэго («Сверх – Я») – сфера сверхсознания личности, включающая моральные нормы, принятые в данном обществе (своеобразный «моральный цензор»).

 

3. Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

4. По мнению Фрейда, личность образуется 3-мя структурными компонентами:

IdОно - бессознательное (природные инстинкты: питание, сексуальность, избегание опасности и смерти, агрессивность);

Ego – Я - сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности (разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире.

SuperEgo – Сверх-Я- формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты,нормы, правила).

5.Согласно теории Кули, личность человека формируется посредством большого количества взаимодействий с внешней средой, где большое значение имеют первичные группы взаимодействия, такие как семья, друзья и т.д. Мнения близких людей, родителей, друзей настолько значительны для развивающейся личности ребенка, что под их воздействием ребенок формирует способность к выделению себя из общей группы и осознанию собственного «Я», называемое Ч.Кули «зеркальным Я».

 

6. Сущность теории «Значимый другой» Д.Мида заключается в следующем:

«Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает.

Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я».

Решающую роль в превращении биологического существа в общественное играет социальная сфера. Если она выпадает из процесса социализации на самом раннем этапе, то люди не станут полноценными членами общества (феральные люди).

7. Различают следующие виды социализации личности:

Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.

Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.

Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация. В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация. Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация. Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Полная социализация личности. Индивид целиком и полностью соответствует тем требованиям социальной группы, которые она выдвигает. Также он результативно выполняет свои функции без ущерба собственным интересам;

Неполная (частичная) социализация индивида. Соответствие навыков и умений выбранной социальной группе, но наличие противоречий с внутренними установками;

Односторонняя социализация индивида. Человек получает полный объем знаний и умений, а также развивает свои навыки, но только в одной сфере своей жизни. Например, успех только в карьере, или только в семейной жизни; Ресоциализация – индивид получает новые знания, заново формирует свои ценности, установки, при этом полностью отвергая все старое.

Семейная социализация. В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

· Состава и структуры семьи.

· Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.

· Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.


Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

 

8. Процесс социализации протекает всю жизнь - с самого рождения человека и до старости.

9. Есть первичная и вторичная социализация. Под первичной понимают становление личности с момента рождения до зрелости, под вторичной – усвоение ценностей взрослым человеком.

Вторичная социализация охватывает всю остальную - «взрослую» - жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

10. Агенты социализации - это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

11. Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения. Агенты и институты первичной социализации - это родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Вторичными институтами социализации называют формальные организации, официальные учреждения: школа, университет, предприятие, армия, полиция, церковь, государство, телевидение, радио, печать, политические партии, суд и т. д.

12. Социальный и личный статус. К социальныму статусу относятся: предписанный и достигнутый.

Предписанный статус - это то, что человек получает с рождения или по факту, независимо от собственных стараний. К таковым можно отнести гендерную принадлежность, национальность или расовые признаки, возрастной показатель, а также семейный титул.

Достигнутый статус – это положение в обществе, для достижения которого человеку пришлось проявить рвение, это результат его собственных заслуг и стараний. В ряд таких статусов можно поставить образование, профессия, полученная в ходе обучения, а также определённая квалификация, должностная позиция, почётное звание, доход определяющий статус обеспеченности человека. Также бывает и смешанный статус.

Личные статусы выражают позицию индивида в какой-то определённой группе людей. Личные статусы формируются на основании мнения данной группы (семья, коллектив, компания).

13. Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

14. Виды статусов:

· прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

· приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

15.Предписанный статус - это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов - по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д

16.Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак - все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

17.Личный статус - проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера.

18. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Так, например: доктор А. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.

19. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

20. Социальная роль не всегда может совпадать с социальным статусом, например:

1. Со­ци­аль­ный ста­тус школь­ни­ка. Иван учит­ся в школе, он по­се­ща­ет за­ня­тия, вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния, слу­ша­ет­ся учи­те­лей и ведет себя при­мер­но.

2. Со­ци­аль­ный ста­тус учи­те­ля. Мария Ива­нов­на учит детей об­ще­ст­во­зна­нию, она про­во­дит ин­те­рес­ные уроки, про­ве­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ные ра­бо­ты, пишет от­че­ты по успе­ва­е­мо­сти клас­сов, ездит с уче­ни­ка­ми в об­ра­зо­ва­тель­ные по­езд­ки, про­во­дит с ними вос­пи­та­тель­ные бе­се­ды.

3. Со­ци­аль­ный ста­тус врач. Иван Ми­хай­ло­вич ра­бо­та­ет хи­рур­гом, каж­дый день он при­ни­ма­ет па­ци­ен­тов, дает им ре­ко­мен­да­ции по ле­че­нию, пе­ри­о­ди­че­ски он про­во­дит опе­ра­ции, дает со­ве­ты мо­ло­дым кол­ле­гам-ме­ди­кам. Социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь мно­гое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

21. В случае несовпадения социального статуса и роли натупает ролевой конфликт, когда человеку необходимо выполнять несовместимые роли (директор-его подчиненный-друг).

22. Ролевой конфликт -это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам.

23. Социальные санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведения его членов, цель которых обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определённому поведению или к определённому отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными.

Формальные санкции – это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции – это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

· правовые санкции - это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

· этические санкции - это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

· сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издёвок, применяемых по отношению к тем, кто ведёт себя не так, как принято;

· религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определённых религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.

· моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции – через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

24. Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими при­знаками: общими интересами, ценностями, об­щим делом и т. д.

25, 26. Существует множество взаимопересекающихся видовобщностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, клас­сифицировать социальные группы по следующим трем показате­лям.

П о степени устойчивости различают:

1) кратковремен­ные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном слу­чайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы, скажем, теат­ральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, тури­стическая группа, митингующая толпа и т.п.);

2) группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс);

3) устойчивые общности (такие, как нации или классы).

По размерам выделяют три основные группы.

1) большие социальные общности, т. е. группы, существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т. д.).

2) средние со­циальные общности - скажем, жители Екатеринбурга или всей Свердловской области; работники такого автозавода-гиганта, как КамАЗ в Набережных Челнах и т.п.

3) малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, очередной космический экипаж на орбитальной станции «Мир», коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.

Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интен­сивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения.

При этом здесь можно на­звать две главные разновидности групп:

а) формальные группы, которые создаются специально и действуют согласно определен­ному административно-правовому порядку - уставу, положению, инструкции и т. д. (к примеру, студенческая группа в целом);

б) неформальные группы, естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий (это может быть часть предста­вителей той же студенческой группы, объединенных, скажем, занятиями в спортивной секции или увлечением музыкой).

По содержанию социальные общности можно разде­лить на пять групп:

1) социально-экономические (касты, со­словия, классы);

2) социально-этнические (роды, племена, на­родности, нации);

3) социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);

4) социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);

5) социально-территориальные (жители отдельных краев, обла­стей, районов, городов и т.д.).

27. Важнейшими элементами социальной структуры являются социальные общности и социальные группы.  Взаимодействия между ними  являются основными формами социального взаимодействия. Социальная общность -совокупность индивидов, связанных определенными едиными социальными и культурными признаками – характером совместной деятельности, образом жизни, возрастом, полом, территорией проживания, языком, системой ценностей, норм и т.д.

В рамках подобных со обществ или на самостоятельной основе возникают социальные группы, т.е. группы осуществления опосредованного и непосредственного контакта между людьми. Самым общим образом социальную группу можно определить как собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг от друга.


Социальная группа – объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.

Социальные группы отличаются большей стабильностью  и устойчивостью, относительно высокой степенью сплочённости и однородности, по сравнению с социальной общностью, однако однозначной границы между ними нет.

28. Малые группы:

· Численность – от 3-х до 15 человек.

Особенности:

- малая группа имеет общий интерес и цель.

- малая группа имеет определенное количество человек

- малая группа имеет структурную организацию

- малая группа имеет групповую динамику (может терять или принимать члена группы)

- в малой группе работают социально-психологические механизмы (лидерство/комформность и т.д.)

Большие группы:

· Численность – неограниченная.

Особенности:

- большая группа может включать какое угодно количество членов.

-все члены большой группы базируются на одном классовом или демографическом или национальном или партийном или любом другом признаке,  который быть обязан.

-большая группа формирует культурные ценности, традиции.

-в большой группе социальная связь между членами группы осуществляется через СМИ.

29. Социальный, или общественный, институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил

30. Виды социальных институтов.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам.

31. Ведущим институтом социализации является институт семьи.

32. Институт семьи является базовым в любом обществе, поскольку в семье закладываются основные ценности и становятся достоянием внутреннего мира человека. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту семьи.

 

33. Основная, определяющая функция семьи, как следует из определений отечественного социолога А.Г. Харчева и американского исследователя Н. Смелзера, – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других социальных функций:

Воспитательная функция социализации молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Хозяйственно-бытовая функция означает поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

Экономическая функция означает получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическую поддержку со стороны семьи несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Функция первичного социального контроля означает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Функция духовного общения охватывает развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение.

Социально-статусная функция означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

Досуговая функция включает организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов.

Эмоциональная функция предполагает возможность получения психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

34. Культура – совокупность ценностей, убеждений, стандартов поведения и материальных предметов, которые в совокупности определяют образ жизни людей.

35. Материальные ценности (способствуют жизни):

· простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);

· более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).

Духовные ценности необходимы для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения (святость, добро, прекрасное, справедливость, истина, благо).

36. Выделяют три уровня социологии культуры:

- общая теоретическая социология культуры (ее задачей является разработка теоретических моделей общественного функционирования культуры как целого);

- социологическая теория культуры и ее основных направлений, таких, как социология искусства, социология досуга, етнокультурсоціологія, социология образования, воспитания и т.п.;

- эмпирические исследования функционирования культуры в различных сферах жизнедеятельности общества, направлены на фиксацию специфики культурных явлений, их динамики в количественных и качественных показателях и индикаторах.

Культура - огромное понятие, которое таит в себе и человеческую деятельность и способы выражения себя с помощью различных средств, и багаж знаний, опыта, накопленного человеком, а также культуру поведения. Из всего вышесказанного понятно, что культура просто крайне необходима современному человеку для развития. Время не стоит на месте, человечество тоже развивается и двигается, придумывает что-то новое и современное. Именно культура способна объединить, обобщить новшества, достижения человечества для передачи их будущим потомкам. Именно в данном ключе, через культуру осуществляется связь между поколениями и совершенствуется развитие общества.

Неоценим вклад, который вносит культура в каждого человека, живущего в современном обществе.

 

37. Разновидности культуры.

 

Элитарная, или высокая, культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только "профессионалы" (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

 

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором.

 

Массовая культура возникла в XX в. в условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры- компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте.

 

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия "доминирующая культура", "субкультура" и «контркультура".

38. Основные функции культуры.

· передача социального опыта и концентрация знаний в одном месте.

· культура способна регулировать поведение групп людей.

· гуманистическая функция, то есть воспитание личности в духе любви к окружающим и уважительному отношению к людям в целом.

 

39. Культура просто необходима для формирования у поколений ценностей, чтобы сознание у людей было современным, чтобы они были в курсе событий (кино, театр, литература, искусство). Так, ценность, значение культуры определяется ее функциями:

· передача социального опыта и концентрация знаний в одном месте.

· культура способна регулировать поведение групп людей.

· гуманистическая функция, то есть воспитание личности в духе любви к окружающим и уважительному отношению к людям в целом.

 

Культура учит общество бережно относиться к ценностям, традициям. Без своего культурного наследия ни одна страна, ни один народ не смогут полноценно развиваться.

 


 

 


Карточки-задания

Карточка № 1

   1. Что такое личность? Благодаря каким критериям мы сознаем себя как    личность?

 

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств, приобретаемых человеком под влиянием общества и культуры).

Мы считаем себя личностью, когда в наших мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что мы способны к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

А также если мы способны к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов.

 

2. Какие из приведенных статусов являются предписываемыми:

а) падчерица;

б) сын;

в) русский;

г) отец;

д) девочка;

е) принц.

 

Карточка № 2

1. В чем, на ваш взгляд, разница между понятиями «личность», «индивидуальность», «индивид»?

Индивидом рождаются, личностью - становятся, индивидуальность- отстаивают. Не всякий человек является личностью.

 

 

   2. Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:

Личный статус Социальный статус
любимый сын продавец
ябеда сантехник
  рыцарь
  министр
  старший сын

           

 

Карточка № 3

    1. Расскажите о различных теориях, которые рассматривают проблему личности.

    2. Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но какому именно - социальному, достигаемому, предписанному или смешанному: безработный, 30-летний инвалид, эмигрировавший дворянин, вышедший из рядов компартии, чемпион мира, полицейский, вождь?

 

Теория Фрейда. Источник развития личности-врожденные факторы (инстинкты), в структуре личности доминирует бессознание, никакой свободной воли у личности нет, формируется в первые 6 лет жизни.

Теория Юнга. Источник развития-врожденные факторы(архетипы), в структуре личности доминирует бессознание, свобода воли ограничена, личность формируется в течение всей жизни.

Теория Роджерса, Маслоу. Источник развития -врожденные тенденции к самоактуализации, личностная структура-идеальное Я и реальное Я, полная свобода воли, личность формируется в течение всей жизни.

Теория Келли. Источник развития-среда, социальное окружение, в личности доминирует сознательное, воля немного ограничена конструктами, личность формируется в течение всей жизни.

Теория Уотсона, Скиннера,Торндайк, Бандура. Источник развития-среда в самом широком смысле, личность-продукт научения, структура личности-рефлексы и социальные навыки, практически нет свободы воли, личность формируется в течение всей жизни.

Теория Рубинштейна, Леонтьева, Абульханова-Славского- Источник развития-деятельность, в личности доминирует сознательное, свобода воли есть, но детерменирована, личность формируется в течение всей жизни.

2)Все указанные статусы-смешанные.

 

 

Карточка № 4

   1. Дайте определение социализации. Почему, на ваш взгляд, социализация не заканчивается с момента окончательного взросления человека, а продолжается

всю жизнь?

 

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Потому что социальный опыт жизнедеятельности человек накапливает всю жизнь, находясь под постоянным воздействием общества и его структур.

 

2. Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но какому именно - социальному, достигаемому, предписанному или смешанному: женщина, космонавт, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат,падчерица.

 

Все перечисленные статусы принадлежат к социальному статусу.

 

Карточка № 5

    1. Являются ли агентами социализации следующие лица:


а) продавец;

б) диктор ТВ;

в) надзиратель тюрьмы;


Г) сержант в армии.

   2. Правда ли что:

   1. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям.

 

Да, я считаю, что это-достигаемые социальные статусы, которые достигаются благодаря собственным усилиям, самостоятельному решению.

   2. Предписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Нет, предписанный статус дается при рождении.

   3. Статус мужа является достигаемым. Да, статус мужа является достигаемым.

   4. Актер – смешанный статус. Да.

 

Карточка № 6

   1. Определите вид следующих статусов:

   а) Почетный гражданинт – социальный статус.

   б) Почетный доктор иностранной академии наук - социальный статус.

   в) Родители невесты - смешанный.

   г) Шафер на свадьбе – приобретенный.

   д) Свидетель на свадьбе-смешанный.

   2. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с
доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.

 

Каждое общество создает культурные ценности, которые разделяются большинством членов общества. Система таких ценностей и идеалов - доминирующая культура.

Одновременно в обществе всегда находятся социальные группы, члены которых ориентируются на другие культурные ценности, создаваемые и развиваемые именно в рамках этих социальных групп. Такого рода культурные комплексы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура — это относительно изолированное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

Отличительной особенностью субкультур является то, что они не претендуют на доминирование в общей культуре. Субкультуры являются очень динамичными элементами культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение доминирующей культуры.

В истории культуры известны и такие ситуации, когда отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя ценностям доминирующей культуры либо общечеловеческим ценностям, входящим в структуру любой культуры. В итоге появляется контркультура.

 


Карточка № 7

1. Что представляет собой процесс социализации? Выделить основные виды социализации личности.

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Основные виды социализации:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow