| Предмет | Математика |
| Класс | 6 |
| Тип урока | Комбинированный |
| Тема | Сложение дробей с разными знаменателями |
| Цель | Сформулировать правила сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями и научиться их применять |
| Основные термины, понятия | Дробь, неправильная дробь, общий знаменатель, наименьший общий знаменатель, правило сравнения дробей с разными знаменателями |
| Планируемый результат | ||
| Предметные умения: Знать правила сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями. Уметь применять эти правила при решении уравнений. | Метапредметные: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки, понимать сущность правила, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений.
| |
| Организация пространства | ||
| Формы работы | Ресурсы | |
| Фронтальная, работа в группах, индивидуальная. | Компьютер, проектор, учебники по математике, тетради, раздаточный материал, фломастеры, интерактивная доска, электронная презентация. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. 2014. | |
Дидактические задачи этапов урока
| Этапы урока | Дидактические задачи |
| Организационный (1 мин) | включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
| Актуализация опорных знаний (8 мин) | готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
| Подготовка к работе на основном этапе (4 мин) | формирование общих учебных умений в условиях учебных задач |
| Постановка цели урока (1 мин) | постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
| Работа над задачей (6 мин) | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
| Физкультминутка (2 мин) | создает обстановку отдыха, расслабления, организует выполнение упражнений, выполняет вместе с обучающимися. |
| Самостоятельная работа и осуществление контроля (15 мин) | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
| Рефлексия учебной деятельности(5 мин) | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
| Домашнее задание (2 мин) | обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Технология изучения
| Этап урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Организационный (1 мин) | личностные: формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду регулятивные: организация рабочего места | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Здравствуйте! Во время урока я вам предлагаю совершить восхождение по лестнице успеха. (На доске изображение лестницы). Нам предстоит шаг за шагом подниматься по ступеням этой лестницы. И только в случае, если мы пройдем по всем ступеням, нас ждет успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал, и использовать свои знания при выполнении различных заданий. Итак, запишите в тетрадях дату. | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию. Записывают в тетрадях число и включаются в деловой ритм урока. Здравствуйте |
| Актуализация опорных знаний (8 мин) | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные: Смыслообразование | Вступительное слово учителя. Повторение действий сложения, вычитания и сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, приведение дроби к новому знаменателю и др. Работа с теоретическими карточками у доски Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает обучающимся наводящие вопросы. Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Вспомни» и ответить на вопросы:
1. Выполните действия: ; ;
2.Сравните:
3.Приведите дробь к общему знаменателю: ; ;
| Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
1. ; ;
2. = ; ;
3. ; = ;
|
| Подготовка к работе на основном этапе (4 мин) | Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: Умение анализировать. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в группе. Личностные: Самооценка. | Вместе с учениками определяет тему урока и цель урока. Направляет деятельность обучающихся на достижение цели, вывод правила. - Что бы подняться на вторую ступеньку «Дружно все вместе». Предлагаю работу в группах. Вам необходимо составить кластер: в центре - название дроби, а по сторонам - знания и умения вам которые понадобятся сегодня на уроке. | Работают в группах, заполнят кластер. Комментируют полученный результат.
= неправильная дробь
1.Умение вычитать и складывать дроби
2.Умение приводить дроби к общему знаменателю
3.Умение сравнивать дроби
|
| Постановка цели урока (1 мин) | Познавательные: Анализ объектов и синтез. Регулятивные: Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Личностные: Осознание ответственности за общее дело | Вместе с учениками определяет тему урока и цель урока. Направляет деятельность обучающихся на достижение цели. -Определите тему нашего урока. «Сложение дробей с разными знаменателями». Запишите. - Сформулируйте цели нашего урока: отрабатывать умения сравнивать, вычитать и складывать дроби с разными знаменателями. - Поднимаемся на третью ступень «Сами умеем». | Выявляют проблему, ставят цель и формулируют тему урока. - усовершенствовать умения сравнивать, вычитать и складывать дроби с разными знаменателями. |
| Работа над задачей (6 мин) | Познавательные: Уметь решать задачу по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат свою работу Коммуникативные: Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику Личностные: самооценка. | Комментирует, направляет работу обучающихся. Каждому из вас предстоит самостоятельно решить задачу:
Ксения играла в футбол часа, а в волейбол часа. Что больше заняло времени: игра в футбол или игра в волейбол – и на сколько? Сколько времени затратила Ксения на обе игры? , , ,
| Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письменное задание в тетради. Решают задачу самостоятельно в тетради. Проверка решения задачи осуществляется путем самооценки. Проверяют, результат выставляют отметку.
Ксения играла в волейбол , а в футбол часа. Тогда приведем время затраченное на игру в волейбол к знаменателю 10, получим , игра в футбол заняла больше времени т.к. , на часа, на обе игры Ксения затратила часа
|
| Физкультминутка (1 мин) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся Может, отвлечемся на минуту?
| Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу | |
| Самостоятельная работа и осуществление контроля (15 мин) | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: смыслообразование | Шагаем на четвертую ступеньку «Это ты можешь». Нам предстоит самостоятельная работа. Выполните задания из учебника №313 Рисунки занимают книги, а таблицы книги. Что занимает больше места в книге рисунки или таблицы?
№ 314. 20 шагов папы составляют 16 м, а 10 моих – 7 м.Чей шаг короче?
№ 319 (а, б, г, д)
а) б) г) д)
| Выполняют самостоятельную работу. После выполнения задания выполняют взаимную проверку по эталону.
№313. = -занимают рисунки
-занимают таблицы
.
Ответ: большую часть книги занимают рисунки
№ 314. = : = (м) составляет шаг папы
составляет мой шаг
– мой шаг короче
Ответ: мой шаг короче
=
б) =
г) =
д) =
|
| Рефлексия учебной деятельности(5 мин) | Познавательные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | Показывает презентацию Последняя ступень нашего восхождения – «Зачем это нужно учить». Я предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию(2 мин). Возвращает обучающихся к цели урока, задает вопросы -Вот мы и поднялись на верхнюю ступень лестницы успеха. Значит, время подводить итоги. -Сегодня я узнал… -Было интересно… -Было трудно… -У меня получилось… -Меня удивило… -Я смог… -Теперь я могу… | Слушают учителя. Оценивают свою работу на уроке. Предполагаемые ответы: - Как складывать дроби с разными знаменателями - Было интересно решать задачу о спорте -Было трудно учиться подбирать общий знаменатель -У меня получилось понять алгоритм сложения дробей с разными знаменателями - Меня удивило, насколько данная тема оказалась увлекательной - Я смог разобрать свои ошибки и усвоить новую тему - Теперь я могу приводить дроби к разным знаменателям |
| Домашнее задание (2 мин) | Поднимите, тот цвет карточки, который соответствует вашему пониманию урока. Откройте дневники и запишите домашнее задание № 319(в, е, ж, з)
; ; ;
№312. Запишите все дроби со знаменателем 5, большие, чем , и меньшие, чем
№315. Через узкую трубу бассейн наполняется за 10 часов, а через широкую – за 4 часа. Какая труба дает меньше воды: широкая за 3 часа или узкая за 7 часов?
| Показывают одну из трех цветных карточек. Записывают домашнее задание.
№ 319
=
е) =
ж) =
з) =
№312.
х= ;
№315.
1.3* - бассейн наполняется водой за 3 часа, широкая труба
2. 7* -бассейн наполняется водой за 7 часов, узкая труба
3.
Ответ: широкая труба за 3 часа дает меньше воды, чем узкая за 7 часов.
|
;
;
2.Сравните:
3.Приведите дробь к общему знаменателю:
;
;
;
;
2.
=
;
;
3.
;
;
= неправильная дробь
1.Умение вычитать и складывать дроби
2.Умение приводить дроби к общему знаменателю
3.Умение сравнивать дроби
часа, а в волейбол
часа. Что больше заняло времени: игра в футбол или игра в волейбол – и на сколько? Сколько времени затратила Ксения на обе игры?
,
,
,
, а в футбол
часа. Тогда приведем время затраченное на игру в волейбол к знаменателю 10, получим
, игра в футбол заняла больше времени т.к.
,
на
часа, на обе игры Ксения затратила
часа
книги, а таблицы
книги. Что занимает больше места в книге рисунки или таблицы?
№ 314. 20 шагов папы составляют 16 м, а 10 моих – 7 м.Чей шаг короче?
№ 319 (а, б, г, д)
а)
б)
г)
д)
=
-занимают рисунки
-занимают таблицы
.
Ответ: большую часть книги занимают рисунки
№ 314.
=
=
(м) составляет шаг папы
составляет мой шаг
– мой шаг короче
Ответ: мой шаг короче
=
б)
=
г)
=
д)
=
;
;
;
№312. Запишите все дроби со знаменателем 5, большие, чем
, и меньшие, чем
№315. Через узкую трубу бассейн наполняется за 10 часов, а через широкую – за 4 часа. Какая труба дает меньше воды: широкая за 3 часа или узкая за 7 часов?
=
е)
=
ж)
=
з)
=
№312.
х=
;
№315.
1.3*
- бассейн наполняется водой за 3 часа, широкая труба
2. 7*
-бассейн наполняется водой за 7 часов, узкая труба
3.
Ответ: широкая труба за 3 часа дает меньше воды, чем узкая за 7 часов.






