Ельцинская Конституция 1993 г

 

В ней нет и атрибутики государственного управления и в точном со-ответствии с этим фактом в итоге в стране нет ни полноценного государ-ства, ни государственного управления. Вряд ли нынешнее криминальное приватизированное государство с хунтоподобным несменяемым типом правления можно назвать желанным и достойным— это закономерный итог действия нынешней ельцинской конституции.

 

Мы же проектируем совершенно другую модель, облик страны, дру-гую жизнь для большинства народа.

 

Начинаем с понятийного аппарата. Что такое политика? Полити-ка — это борьба за власть — именно так часто и в основном отвечают на этот вопрос. А если власть уже у вас, то возникает государственная политика. А что такое государственная политика? Государственная по-литика — это государственное управление. А что такое управление? Это упорядоченная человеческая деятельность по выбору ценностей, которые формируют цели развития, определяющие проблемы, как препятствия, мешающие достижению этих целей развития, декомпо-зируемые на задачи, которые надо решать в управленческом порядке, требующем ресурсного обеспечения, временного планирования, мо-


 

235


ниторинга текущего приближения к целям, корректирующие обрат-ные связи и, в конце концов, при достижении целей, назначение новых целей либо — при их недостижении — коррекции целей либо средств

 

и т. д. Таков непростой государственно-политический контур управле-ния. Нынешние либералы и путинская группировка не признают этой классики — в их деятельности нет механизмов ответственности, нет механизмов планирования, механизмов целеполагания, нет стратегии, нет связи «стратегическое управление — оперативно-тактическое и те-кущее управление». А что есть? Есть совершенно некомпетентная, не-профессиональная импровизация, откуда и результат: нет развития, но есть деградация.

 

Поэтому мы посчитали важным в проекте нашей конституции, кроме структуры государственных органов, их полномочий, взаимоотношений друг с другом нормировать и динамику государственного управления, т. е. реализацию государственной политики.

 

Итак, приступаем.

 



Наша Конституция

 

Глава 32. Принципы государственного управления в России Статья 143. Общие принципы государственного управления Государственное управление в России осуществляется на принципах

 

ответственности перед Народом России за результаты государствен-ного управления, научной обоснованности государственного управления, доступности информации о деятельности государственных органов (ин-формационной прозрачности), рачительного и рационального использо-вания государственных ресурсов, государственного планирования и про-гнозирования развития, сбалансированности интересов при принятии управленческих решений и на иных принципах, установленных Консти-туцией России и доктринальными правовыми актами.

 

Напомним, что вслед за нашей Конституцией — в ее развитие — уже готовы многие доктрины, которые являются новым конституционно пра-вовым инструментом, а именно, с тремя компонентами: ценностной ма-нифестацией, обязательностью исполнения, поскольку это нормативно-правовой акт, и управленческой атрибутикой, представляющей цикл государственного управления.

 

Статья 144. Ответственность за результаты государственного управления

 

В ельцинской конституции даже слова «ответственность» нет. Соб-ственно поэтому Путин не несет ответственности ни за что, как и Медве-дев, как и любой другой член из этой команды.


 

236


1. Государственные органы и их должностные лица реализуют свои полномочия в интересах Народа России.

А в чем состоят эти интересы выписано в Разделе 1 нашей конститу-ции: прежде всего это существование, благополучие нашей Родины и на-родосбережение.

Наши интересы в результате деятельности путинизма на базе ельцин-ской конституции никто не защищает: страна по результатам этой дея-тельности под угрозами и санкциями, а народ в ней вымирает.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязан-ностей государственные органы и их должностные лица несут ответ-ственность в соответствии с законодательством России.

Именно такое будет законодательство, с ответственностью любого госу-дарственного служащего за ненадлежащее исполнение своих обязанностей

и с правом народа на контроль, на досрочный отзыв, на запрос, на получе-ние информации, на публичную оценку и предупреждение. Все эти меры содержит уже подготовленный закон о политической ответственности го-сударственных выборных должностных лиц43, т. е. это не пустые слова, но проектируемые механизмы ответственности этих лиц перед народом.

 

3. Общество по результатам оценки деятельности государственных органов и их должностных лиц вправе вынести им общественное пори-цание и, наряду с иными государственными органами и должностными лицами, инициировать применение к ним мер ответственности в соот-ветствии с законодательством России.

Проект закона уже создан. Этим наша конституция отличается от хо-телок, говорилок, пожелалок, — в отличие от них это реальный проект строительства нашего общего дома.

 

Статья 145. Государственное прогнозирование, планирование и про-граммирование развития

 

Многим хочется вернуть советскую плановую экономику, поэтому два слова о ней. В Советском Союзе была принята доктринальная схема абсолютизации государственной собственности и централизованного управления буквально всем — такой метод с точки зрения эффективно-сти государственного управления нельзя назвать ни рациональным, ни оптимальным. В большой сложной системе делегирование части управ-ленческих полномочий на места, в том числе в негосударственный сектор экономики, целесообразно — и именно так устроена наша система. Она

 

43 Сулакшин С.С., Гаганов А.А., Троицкая М.В. Пакет законодательной инициативы для принятияФедерального закона «О политической ответственности публичных должностных лиц в Россий-ской Федерации». — М.: Наука и политика, 2016. — 112 с.


 

237


не догматична: если истребим всю частную собственность, то наступит счастье. Уже пробовали, но счастье не наступило. Наше конструирование основано на решении оптимизационной задачи. В большом пространстве факторов так устроить институты, механизмы, процедуры и функции, чтобы был максимальным общий эффект, всеобщее благо страны. Есть математические формулы, которые это всеобщее благо собирают по мно-жеству показателей общественного блага, таким как народосбережение, продолжительность жизни, уровень жизни, рождаемость, смертность

 

и т. д. Поэтому это действительно системное конструирование успешно-го будущего устроения нашей страны.

 

1. Государство прогнозирует, планирует развитие страны и управля-ет им в соответствии с целями России.

Цели России в конституции конституированы, заданы. Какими они будут в конкретный момент будет определять государственная власть России на основании высших ценностей Российского государства.

2. Для обеспечения научной обоснованности прогнозирования, пла-нирования и управления развитием страны государственные органы ис-пользуют научно-экспертную поддержку государственного управления

и создают в этих целях соответствующие институты.

 

Нужно сказать, что за многие годы нашего конструирования нового шанса для России мы создали и апробировали работу мозгового центра, обеспечивающего работу высшей власти и президента в стране. Каков будет этот научный экспертный центр, каковы будут его методики и ме-тодологии, каковы будут многодисциплинарные научные подходы, мы не просто знаем, мы это уже создавали и способны воссоздать вновь после прихода к власти. Впервые такой научный экспертный мозговой центр при высшем органе государственной власти страны мы пытались создать еще в Верховном совете СССР, эта попытка реализовывалась во взаимо-действии с оборонной наукой, носительницей серьезных научных мето-дов моделирования.

 

3. Результаты государственного прогнозирования и планирования раз-вития России используются при принятии (издании) доктринальных пра-вовых актов, их отмене или внесении в них изменений, принятии бюдже-тов всех уровней, иных решений в области государственного управления.

Иными словами, государственное управление будет с мозгами, с со-вестью и ответственностью за результат.

4. Государственные прогнозы, планы и программы развития России разрабатываются для государства в целом, для отдельных обществен-


 

238


но и государственно значимых сфер, отраслей экономики, для субъектов России и федеральных округов, исходя из необходимости согласованного развития отдельных регионов, отраслей и государства в целом, ком-плексного анализа демографической ситуации, научно-технического по-тенциала, накопленного национального богатства, социальной струк-туры, внешнего положения России, состояния природных ресурсов и иных факторов, перспектив их изменения. Государственные прогнозы, планы

 

и программы развития являются открытыми и подлежат обязательно-му опубликованию.

Что по ельцинской конституции сейчас опубликовано? Стратегия 2020, которую уже даже в мусорной корзине не найдешь, да и сколько туда же планов, национальных проектов и прочей имитации под видом стратегий уже сгрузили.

5. Государственные прогнозы, планы и программы развития форми-руются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы в соответствии с федеральным законом.

Стратегическое и оперативное среднесрочное и текущее управление должно осуществляться по планам, которые должны быть самосогласо-ваны друг с другом. Народ и каждый человек должны знать, куда идет страна, что в головах верховодителей, что они понимают и думают, что они планируют. Народ имеет право это знать, и именно об этом данная норма.

6. Прогнозы развития включают количественные показатели и ка-чественные характеристики развития и разрабатываются в несколь-ких сценарных вариантах с учетом вероятного воздействия внутрен-них и внешних политических, социальных, экономических, экологических

и иных факторов.

 

Совершенно ясно, что без научной поддержки, без многодисципли-нарного моделирования, в том числе с использованием точных наук, ма-тематических методов это опять будут хотелки-желалки, произвол и так называемая «вертикаль власти».

 

7. Исходя из прогнозов и планов уполномоченные государственные ор-ганы формируют программы развития, содержащие проекты управлен-ческих решений.

8. Итоги реализации федеральных программ развития за истекший год представляются Правительством России Президенту России и в па-латы Народного собора России, высшим исполнительным органом субъек-та России в законодательный орган субъекта России не позднее февраля текущего года и публикуются для всеобщего сведения.


 

239


Статья 146. Сбалансированность интересов при подготовке, приня-тии и реализации государственных управленческих решений

 

Помним важнейший теоретический базовый принцип нашей буду-щей России, принцип государственно-народного взаимодействия, обще-ственной жизни — знание и учет всех законных интересов всех законных групп интересов. Здесь почти та же формула, только на более формали-зованном языке: интересы всех и каждого. Всех, как целостного народа, общества и каждого, как индивидуальности, как личности, человека, гражданина.

 

1. Государство при подготовке управленческих решений в равной мере уважает интересы большинства и меньшинства, государственные, об-щественные и личные интересы и обеспечивает их реализацию в балан-се друг с другом, в том числе перераспределяя имеющиеся и создаваемые общественные блага.

Эта норма корреспондирует еще с одним теоретическим базовым принципом — социализацией частной собственности, по которому она будет служить не паразитарным вожделениям собственника, а его здо-ровым интересам, интересам наемного труда, общества в целом и госу-дарства.

2. Государство гарантирует благо всего населения, групп интересов

и каждого человека при принятии и реализации управленческих реше-ний.

Вместо лоббирования, коррупции, в том числе политической кор-рупции будут работать государственные механизмы, опирающиеся на научный мозговой центр поддержки проектирования государствен-ных управленческих решений. Лучшие силы Академии наук, отрас-левых институтов будут инкорпорированы в эту деятельность. Но не в режиме административной подчиненности — Академия наук России вновь станет самоорганизующимся учреждением, — а в режиме го-сударственного заказа-подряда со всеми взаимными обязательными

и ответственностью.

 

3. Россия при разработке, принятии и реализации управленческих ре-шений уважает и учитывает интересы других государств, их народов

и граждан, если это не наносит ущерба интересам граждан России, На-рода России и государства.

Много норм нашей Конституции, которые гарантируют и подстра-ховывают опасность, поразившую нашу страну при путинизме — пре-вращение страны в страну изгой, когда «все в мире неправы, только мы правы», а такого просто не бывает.


 

240


Статья 147. Эффективность государственного управления

 

1. Государство обеспечивает подготовку и отбор наиболее квалифи-цированных, нравственных и обладающих безупречной репутацией лиц для замещения государственной должности и должностей государствен-ной службы в соответствии с законодательством России.

Нам часто задают вопрос: а где вы таких людей найдете? Они уже все за границу уехали или мутировали в корыстолюбцев, коррупционеров или бандитов. Но в 146 миллионах нашего народа талантов и самородков, за-мечательных людей много, несмотря на то, что немалое их число и правда уехало за рубеж. Наше будущее государство построит систему обнару-жения, поддержки, выращивания, социальных лифтов для талантливых людей, будут специализированные школы для талантливых ребятишек, будут системы тестов, отбора и собеседований со способными молодыми людьми в разных сферах, им будут даны возможности для продвижения. Наш народ такой кадровый корпус сформировать сможет.

2. Государство ведет мониторинг эффективности государственного управления путем сопоставления установленных целей развития (в том числе целей России) и его фактических результатов, обеспечивает обяза-тельную и публичную периодическую отчетность исполнительных госу-дарственных органов и их должностных лиц, по итогам которой законо-дательные государственные органы и группы интересов, общественные объединения вправе инициировать привлечение их к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Эта норма привнесет в нашу Россию то, чего ей сейчас категорически не хватает — понятие эффективности государственного управления. Мы

в научной дискуссии полемизируем с либералами из Высшей школы эко-номики, с диверсантами, которые подсовывают стране недостоверные теории типа постиндустриальной экономики. Полемизируем следующим образом: они ведь эффективность государственного управления пыта-ются измерять, как в коммерческом киоске, по стоимости федеральных средств для достижения каких-то целей. Но это подход тупиковый, пото-му что принципы экономической деятельности бизнеса не тождественны принципам государственной управленческой деятельности.

 

У государства есть цели неприбыльные, а расходные, так же как фун-даментальная наука — это не источник коммерческого заработка. У го-сударства есть цели, которые измеряются не в долларах, а в человеческих жизнях, в индексе развития человеческого потенциала, социальных за-дачах, задачах развития, задачах стартапов, которые рискованны и могут и не принести результата. В задачах построения геополитического союз-ничества, за которое надо платить, а не убивать его по цене за газ — чем либералы при путинизме и занимаются. Наше определение эффектив-


 

241


ности государственного управления теоретически иное — это задание цели развития, как это было описано, и соотнесение результата развития

с целями. То есть эффективность это степень достижения поставленной цели и именно так будет определяться эффективность государственного управления в будущей России.

 

Статья 148. Противодействие коррупции

 

В ельцинской конституции нет ни слова об этом и понятно почему. Коррупционеры писали конституцию для коррумпированного госу-дарства и преуспели в создании такого государства. Путинская Россия

 

в мировой табели о рангах по коррупционности занимает 138 место из 203 возможных, а в 2000 году, когда Путин впервые стал Президентом России, она была на восемьдесят втором месте. «Прорыв» и «достиже-ния» тут очевидны.

 

Именно потому, что коррупция — это постоянно действующая угроза здоровому государству, мы ввели в конституцию такую статью.

 

1. Государственные служащие и лица, замещающие государственные должности, не вправе использовать свои полномочия для неправомерного обогащения, подменять государственные и общественные интересы бо-лее узкими групповыми и личными интересами, совершать иные корруп-ционные деяния.

Может быть не все заметили, но здесь есть принципиальная нова-ция в понимании коррупции. Сейчас ее понимают почти исключительно как взяточничество, но видов коррупции целых пять — есть кадровая коррупция, есть бытовая коррупция, а есть так называемая политиче-ская коррупция, которая в этой норме упомянута. Нельзя подменять государственные и общественные интересы более узкими групповы-ми и личными интересами, выражаются ли эти интересы в рублях или

в коттеджах или в дороге, которую министр к своей даче построил за счет военнослужащих и армейского бюджета и т. п. Или такие подме-ны, в результате которых народ начинает травиться пальмовым маслом, а кто-то начинает обогащаться, кто-то концентрирует банковскую сфе-ру в руках своей родни и т. д. Поэтому это серьезное привнесение в бу-дущий механизм искоренения рекордов, которые путинизм поставил по части коррупции.

 

2. Коррупционное деяние наказывается в соответствии с законода-тельством России.

3. Государственные служащие и лица, замещающие государственные должности, не должны допускать конфликта государственных, обще-ственных и личных интересов, совершать поступки, порочащие репу-


 

242


тацию или причиняющие ущерб государству, порочащие их честь, до-стоинство и репутацию и ставящие под сомнение их профессиональные и моральные качества.

Вот в Совете Федерации арестовали сенатора, возможного убийцу,

а народ уже анекдот сложил: «вы представьте, как выдохнули сенаторы в зале заседания Совета Федерации под руководством Валентины Ива-новны Матвиенко, когда поняли, что пришли не за ними»! Еще одна но-вация в будущей правовой системе России, о которой следует упомянуть. Замещение государственных должностей будет отягощающим обстоя-тельством для статей Уголовного кодекса за правонарушения и престу-пления. Не отмазкой будет, а наоборот, если ты государев человек, если ты слуга народа, с тебя спрос будет больше, а значит и наказующие санк-ции будут строже.

 

4. Для государственных служащих руководящих категорий и лиц, за-мещающих государственные должности, вводится частичное ограни-чение права на неприкосновенность частной жизни в период замещения должности в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Это тоже новая вещь, мы назвали ее «колпак». В чем его суть? Если сегодня кто-то берется работать с государственной тайной, то подписы-вает согласие на ограничение некоторых гражданских прав — и это пра-вильно с точки зрения сохранности тайны. Мы считаем теоретически обоснованным представление о том, что, если чиновник будет знать, что все возможности специальных органов по оперативно-розыскным меро-приятиям применяются к нему в каждую минуту его повседневной жиз-ни (в кабинете, в автомобиле, у любовницы, в самолете, в поезде, дома, на даче, у друзей — где угодно), то это станет для него важным предостере-гающим от соблазнов фактором.

Есть и иные факторы, которые содержатся в уже разработанной нами доктрине борьбы с коррупцией44.

Есть интересное наблюдение, что при смене власти уровень корруп-ции снижается. И Путин, придя на замену Ельцину, породил здоровые ожидания, которые отразились на коррупционерах — уровень корруп-ции в этот момент резко снизился. Но потом, когда стало понятно, что новая метла метет в ту же самую сторону, шанс был утрачен, уровень коррупции многократно вырос и мы скатились с не слишком успешного 82 места почти на «лидерское» 138 место в мире.

 

44 Сулакшин С.С., Ахметзянова И.Р., Вилисов М.В., Максимов С.В., Сазонова Е.С. Доктрина го-сударственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Фе-дерации (макет-проект). Монография / Под общ. ред. С.С. Сулакшина — М.: Научный эксперт, 2009. — 216 с.


 

243


5. В России запрещается принимать нормативные правовые акты

в интересах одной группы в ущерб интересам других групп.

 

За этой нормой появится шлейф антикоррупционного законодатель-ства и государственных управленческих политик и практик.

 

Статья 149. Добросовестность и ценностные ориентиры должност-ных лиц исполнительных государственных органов

 

1. Государственный служащий, лицо, замещающее государственную должность, исполняют свои обязанности добросовестно, на высоком уровне профессиональной подготовки, основываясь на принципах государ-ственного управления.

Перечень принципов был ранее приведен.

2. Поведение государственных служащих, лиц, замещающих государ-ственные должности, должно соответствовать высшим ценностям России, Конституции и законодательству России.

Можно спросить, а чем это отличается от тех прекраснодушных строк, которые были в советской конституции? Отличается тем, что за этими нормами мы уже спроектировали и видим систему, которая будет организовывать реальную жизнь. Подготовка кадров будет другой, будут другими федеральные государственные образовательные стандарты для подготовки госслужащих, станут другими принципы кадрового отбора, контроля деятельности государственных кадров, их результативности

и эффективности, санкции, которым они будут подвергаться.


 

244





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: