Ельцинская Конституция 1993 г

 

Статья 56.

 

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с феде-ральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Это разговор о чрезвычайных, особых режимах.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федера-ции и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обсто-ятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Ничего конкретного нормы не несут, речь в них идет не о безопасно-сти и обороноспособности, а о том, как бы не ущемить права и свободы гражданина, которые в либеральной Конституции либерального госу-дарства являются единственной высшей ценностью.

 

Статья 59.

 

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.


 

346


2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответ-ствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

 

Статья 87.

 

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главноко-мандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредствен-ной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на терри-тории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации

и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конститу-ционным законом.

Есть еще одно упоминание в перечне мер, осуществляемых Прави-тельством.

 

Статья 114.

 

1. Правительство Российской Федерации:

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государствен-ной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

Собственно и все.

Такое положение и называется отсутствием должного уровня регуля-ций — белыми пятнами, в условиях которых в нашей стране появился бесконтрольный произвол некоторых спецслужб, несанкционированная слежка несмотря на законы; появились частные военные компании, за-прещенные в мире; появились совершенно произвольные, странные дей-ствия по использованию Вооруженных сил России; появились проблемы преступного приказа, неподконтрольности спецслужб балансирующим институтам и механизмам, в частности парламентскому институту, не-подконтрольность обществу. Это завело страну настолько далеко, что квалифицирует политический режим не только как полицейский, но и как хунтоподобный и даже криминальный.

 

Как ответ на подобные вызовы и проблемы мы конструировали в на-шей Конституции механизмы контроля, сдержек и противовесов, за-щищающие и гарантирующие права и свободы гражданина и человека

 

с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивающие безопасность и обороноспособность страны.

 

Итак, переходим к нашему проекту Конституции.


 

347






Наша Конституция

 

Глава 41. Оборона и безопасность России Статья 215.Вооруженные силы России

 

1. Вооруженные силы России предназначены для обороны страны от вероятной и осуществляемой внешней военной агрессии, поддержания

и защиты государственного суверенитета, единства и территориаль-ной целостности России.

Вполне определенно и четко.

2. Вооруженные силы России сохраняют нейтралитет в разрешении политических вопросов и в соответствии с федеральным законом подот-четны общественному контролю.

Это означает, что будут созданы такие правила и порядки управле-ния Вооруженными силами России, которые не позволят использовать войска в войне с собственным народом, исполнять преступный приказ, стрелять в мирных граждан, а реалии современного мира показывают, что такие трагедии в жизни государств, стран и народов реальны.

3. В случае введения особого режима… (Особых режимов может бытьнесколько, о них уже говорилось. — С.С.) … Вооруженные силы России могут применяться по решению Верховного главнокомандующего — Пре-зидента России, подлежащему последующему одобрению Земским собра-нием.

Видна разница? В ельцинской Конституции Верховный главноко-мандующий принимает решение и уведомляет о нем Парламент страны: примите к сведению, вопросы не задавайте. В нашем случае Земское со-брание как институт сдержек одобряет такое решение, а, если не одо-брит — решение главковерха становится неправомочным.

4. Военная служба в России строится на основе патриотизма военнос-лужащих, служения Народу России.

5. Вооруженные силы России формируются на основе призыва и кон-тракта. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замены ее альтернативной граж-данской службой, все иные вопросы, связанные с военной службой, опреде-ляются федеральным законом.

В этой норме все ясно. Следующая норма очень важна, она регулирует сегодняшний несбалансированный путинский вариант.

6. Никакие объединения военизированного характера, кроме Воору-женных сил России, не могут создаваться и действовать на территории


 

348


России иначе как на основании федерального конституционного или фе-дерального закона.

 

7. Никакие иностранные вооруженные формирования не могут быть допущены на военную службу, занимать или пересекать территорию России иначе как на основании федерального конституционного или фе-дерального закона.

Это важнейший вопрос государственного суверенитета. Это норма пресечения потенциального предательства правящей верхушки, которая сегодня может апеллировать к зарубежным странам, может, например, по договору с НАТО разрешить фактическое вторжение на нашу терри-торию.

 

Статья 216. Статус военнослужащих

 

Нас очень заботит социальное обеспечение, положение, психологи-ческий комфорт военнослужащих. Служба в армии особенная и очень не простая и служба, и одновременно жизненные испытания, трудности, лишения, которые приходится преодолевать. Поэтому народ и государ-ство должны проявить заботу о человеке в погонах, что мы и делаем.

 

1. Государство гарантирует достойные условия несения службы, с тем чтобы служба в Вооруженных силах России являлась делом доблести, ге-ройства и престижа.

Что отсюда вытекает? Социальные образы и отношение в обществе

к человеку в погонах. Это значит, что образовательная, воспитательная, пропагандистская, медийная государственная политика получает в этой норме ясную задачу. Сейчас задачи, которые отрабатываются средствами массовой информации, иной раз прямо противоположны. Как откосить от армии, как оплевать собственную армию, как подгрызть и подорвать обороноспособность и единый оборонозначимый комплекс образова-ния, науки, промышленности. Когда-то автору довелось в Госдуме стать инициатором проекта закона примерно такого наименования: «О едином оборонозначимом комплексе образования, науки и промышенности». Его в ельцинской Госдуме, естественно, не приняли. А о том, каково се-годняшнее реальное состояние дел в этом сложнейшем комплексе стра-ны — нужно судить не по путинским мультиками, а по общим оценкам уровня деградации страны под путинским водительством.

 

2. Военнослужащие не имеют права на забастовку… (Это корреспон-дирует с нормой, в которой они сохраняют нейтралитет и не вмешива-ются в политические вопросы. — С.С.) …Объединение военнослужащих по признаку профессиональной принадлежности определяется федераль-ным законом.


 

349


Упрощенно говоря речь идет о профсоюзе военнослужащих, коль скоро мы акцентируем их права и необходимость социального обеспече-ния и защиты.

 

3. В период особого режима в случае недостаточности гражданского персонала для обслуживания санитарно-лечебных учреждений, а также стационарных военных госпиталей на службу такого рода федеральным законом могут быть привлечены женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Мы по совершенно понятным и естественным причинам не считаем необходимым уравнивать права женщин и мужчин относительно воен-ной службы. Смешанные в гендерном плане армии в мире есть, армия Израиля, например. Есть такие возможности в армии США, там даже дальше пошли, разрешив служить в армии даже лицам «неопределенно-го» пола. Поскольку наш взгляд на природные роли мужчины и женщи-ны природе же и органичен, то так построена и наша Конституция.

 

Статья 217. Специальные службы России

 

Многие наверняка видели, и не один американский фильм, в котором

в США реально есть, пусть и не абсолютный, не стопроцентный, но кон-троль над спецслужбами. Прежде всего, это контроль Конгресса США, а значит и приводных партийных пирамид, поскольку в порядке такого контроля партийный общественный механизм там достаточно эффек-тивен. В России ничего подобного нет. Разве что Комитеты солдатских матерей, которые в конце концов путинизм ликвидировал как самостоя-тельные общественные объединения. Те, что остались, фактически под-чинены Минобороны и поэтому быть контролером над ним никак не мо-гут. Руку кормящего не кусают.

 

Но нужный стране механизм в нашей Конституции мы создаем системно, начиная с того, что граждане получают доступ к информации, а службы обя-заны давать информацию, и продолжая тем, что Парламент получает право на парламентское расследование и право вызвать на ковер любых предста-вителей исполнительной власти, а они при этом не имеют права не явиться по вызову Парламента на слушания или парламентское расследование. Все это создает механизм сдержек всевластия спецслужб и силовых структур.

 

1. В России создаются федеральные государственные службы особых видов для выполнения специальных функций защиты Конституции, реа-лизации высших ценностей России и целей России, обеспечения безопас-ности страны.

2. Специальные службы создаются Правительством России в сфере внешней разведки, обеспечения внутренней безопасности страны, анти-коррупционной безопасности, информационной безопасности.


 

350


Здесь есть деталь. В нынешней путинской действительности Путин как Президент подчинил себе силовые структуры так что они выведены из подчинения Премьер-министра и юрисдикции Правительства и введе-ны в юрисдикцию Президента. Это очень плохо, потому что эти службы не могут быть вырваны из контекста общей государственной политики

 

и управления страной: бюджетный процесс, социальная проблематика, не говоря уже о принятии решения о применении спецслужб и Воору-женных сил России. Мы в этой части программируем другую схему. На-помню, что по нашей Конституции Президент — главнокомандующий

 

и он одновременно является Председателем Правительства. То есть он не царствующая особа, зачитывающая кем-то написанные бумажки, по-здравляющая на праздниках и на кнопочки запуска электростанции на-жимающая, а управленец, которому придется работать и отвечать перед парламентом и народом. Поэтому специальные службы, Вооруженные силы, Министерство обороны находятся, естественно, в структуре Пра-вительства, но по нашей схеме ими одновременно руководит Президент, он же Премьер-министр и главнокомандующий. Поэтому искусственную управленческую коллизию, которая создана совершенно несистемно, в историческом смысле конъюнктурно, мы устраняем создавая слажен-ный и ответственный управленческий механизм.

 

3. Специальные службы России создаются и действуют на основании федерального закона. Специальные службы России подчинены Правитель-ству России и подконтрольны в установленном порядке Народному собо-ру России… (Это тоже вклад в механизм сдержек. Парламенту страны мыдаем право контроля над спецслужбами через перечисленые механиз-мы. — С.С.) …Деятельность специальных служб финансируется из феде-рального бюджета.

И никак иначе. Никаких предпринимательских военных формирова-ний наша Конституция не предполагает.

 

Статья 218. Военная доктрина России

 

В ныне действующей Конституции такой нормы нет. Доктрина в на-шем общем государственно-устроительном подходе — это специаль-но организованный, государственный, ценностно-манифестирующий, нормативно-правовой, т. е., обязательный для исполнения и государ-ственно-управленческий документ. В целом это ноу-хау, на сегодня таких инструментов в системе государственных актов нет. Уже под-готовлены «под ключ», в виде федерального закона, где выписаны цен-ности — цели — проблемы — задачи — пути их решения — ресурсное обеспечения — ответственные исполнители — механизмы мониторинга, контроля, коррекции доктрины будущего, в том числе, Военная доктрина


 

351


России, Доктрина безопасности России, Социальная доктрина, Экономи-ческая доктрина, Доктрина борьбы с коррупцией и теневой экономикой

и другие. Самое главное, что в этих доктринах будущего мы заложили в них самих содержащийся механизм их исполнения, приведения их в действие.

 

Нынешние доктринальные документы ничем, кроме общего разговора по некоему поводу и на тему не являются. Например, Стратегия 2020 от 2008 года 12 лет никому не нужна, бессмысленный, контрнаучный доку-мент. Зачем они его принимали? Вероятно исполняли какой-то ритуал.

 

Доктрины в нашей системе, по нашей Конституции будут фактиче-ски документами-институтами, планирующими управление и развитие страны. Мы не употребляем слов плановая экономика, пятилетки и т. п., потому что они из прошлого словаря. Но то, что государственное управ-ление планируется, проектируется, прогнозируется в диапазоне от стра-тегии, среднесрочного оперативного окна до текущего управления — это очевидный элемент всей системы будущей страны, которую мы спроек-тировали.

 

Итак, наша Конституция о Военной доктрине России.

 

1. Военное строительство и военная деятельность в России осущест-вляются в соответствии с Военной доктриной России. Проект Военной доктрины России разрабатывается по поручению Президента России… (Внимание, это важный момент. Вероятно ожидается, что разрабаты-вается Министерством обороны. Но нет. Министерством безопасности

и развития России. Мы уже не раз обсуждали это ноу-хау. Почему безо-пасность и развитие соединены, почему в будущей структуре Правитель-ства это министерство имеет номер один в иерархии и субординации министерств? Потому что безопасность и развитие — это важнейшие миссии государства, как социальной оболочки, созданной обществом для максимизации всеобщего блага, блага всех и каждого. Именно за безопасность и развитие, прежде всего, отвечает государство. — С.С.) … Министерством безопасности и развития России. Военная доктрина России может содержать информацию с ограниченным доступом.

 

Это совершенно понятно. Речь идет о государственной и военной тайне.

 

2. Военная доктрина России пересматривается не реже одного раза в пять лет.

3. При формировании планов и программ развития страны учитыва-ются положения Военной доктрины России.

Это очевидная норма. Расходы на мирную жизнь и оборонные надоб-ности должны быть сбалансированы.


 

352


4. Военная доктрина России формируется на принципах обеспеченно-сти Вооруженных сил России необходимыми ресурсами для выполнения их задач и самодостаточности оборонозначимых науки, образования и про-мышленности страны.

То есть, идею системной триединой модели обеспечения обороно-способности и безопасности, которую мы выдвигали в Государственной Думе, имея спроектированный под ключ закон, мы обязательно реализу-ем. Потому что она абсолютно правильная.

Могут сказать, что вот Швейцария выбрала нейтралитет, имеет скром-ные силы охраны общественного порядка и не вооружается ядерными боеголовками и ракетами. Но Россия не Швейцария. Россия в истории цивилизационного противоборства всегда находилась под угрозой. Рос-сия — это самая большая территория в мире. Россия, наконец, проти-востоит тьме в вечной борьбе света и тьмы. Даже сейчас, когда страна изуродована, деформирована — народ не убит, дух, смысл, миссия исто-рической России не выкорчеваны путинизмом до конца. Уйдет Путин,

а страна, народ, наши дети, их потомки останутся и всегда у них будет эта миссия.

 

Когда ты в ценностном, духовном плане впереди, ты всегда под при-целом, всегда. И не надо кому-то улыбаться или зубоскалить по поводу того, что нельзя такие слова применять к нынешней путинской России. Просто сейчас есть две России: путинская оболочка со струпьями и на-стоящая наша Россия, которая стонет, корчится, выживает. Сейчас ее бьют на двух фронтах — снаружи и изнутри, но она есть и она будет. Поэ-тому так важна тема триединства науки-образования-промышленности, самодостаточности и суверенности. Путинизм довел ситуацию до того, что не только компьютеры в бытовом гражданском применении на-пичканы иностранными деталями. Система Глонасс имела зарубежную комплектацию, другие системы вооружений и военной техники тоже. И вот приборы Глонасс уже не выпускают — нет поставок комплектации под санкциями. Не будем вдаваться в технические детали, но возмож-ности современной микрополупроводниковой электроники таковы, что ангстремные закладки в ней не разглядишь, а они сработают по нажатию кнопочки в нужный момент в известном далеком заокеанским кабине-те и все хваленные путинские мультфильмы тут же превратятся в поми-нальные.

 

Статья 219. Особые режимы в России

 

Эта тема тоже очень важна, потому что в ельцинской действующей Конституции, кроме номинации таких режимов, никаких подробностей нет, а возможности злоупотреблений в монопольной или автократиче-ской модели очень велики.


 

353


1. Кроме естественного режима мирного времени, для организации противодействия угрозам безопасности России, уменьшения ущерба при их реализации на всей территории России и в ее отдельных местностях могут вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установлен-ном федеральным конституционным законом, особые режимы: режим угрозы, кризисный режим, чрезвычайный режим, военный режим.

2. Для каждого особого режима устанавливаются особенности госу-дарственного управления, вводятся ограничения прав и свобод и специ-альные (дополнительные) обязанности человека и гражданина.

3. Гражданские и военные реквизиции в случае возникновения непосред-ственной угрозы безопасности России и во время действия военного режи-ма допускаются с условием последующего возмещения.

4. В условиях действия особых режимов на какой-либо части террито-рии России может быть введен режим прямого федерального правления, временно заменяющий управление государственных органов субъекта Рос-сии и (или) местных государственных органов управлением федеральных государственных органов. После окончания действия режима федерально-го правления государственные органы субъекта России и (или) местные государственные органы формируются вновь.

Это неизбежные временные меры.

5. В условиях действия особых режимов в России осуществление от-дельных полномочий государственных органов субъекта России может быть временно возложено на федеральные государственные органы и (или) их должностных лиц, назначаемых федеральными государственными ор-ганами.

6. В условиях действия особых режимов в России осуществление от-дельных полномочий местных государственных органов может быть временно возложено на государственные органы субъекта России и (или) должностных лиц, назначаемых государственными органами субъекта России.

 

Будет ошибочно думать, что только этой главой исчерпывается регу-лирующее нормативно-правовое пространство темы обороны и безопас-ности, целый ряд доктрин, законов будут развивать основополагающие конституционные принципы. В других частях Конституции введены по-нятия долга, священного долга защиты Отечества и, в совокупности, эта система как бы сокращает дистанцию между армией и народом, между милицией, которую скорее всего будем называть не полицией, а народ-ной милицией, и народом. Самые резонансные институты государства — силовые — мы возвращаем из почти персональной собственности в при-ватизированном государстве руководителя хунтоподобной группировки


 

354


Народу, тем самым формируя и тут обещанное и программируемое на-шей Конституцией качество страны — народовластие. Мы ограничиваем возможность узурпации власти со стороны силовых структур, обладаю-щих специальными техническими средствами, режимами, возможностью проведения оперативно-розыскных мероприятий и технологиями, раз-решенными и доступными только им. Если они остаются без контроля, то возникает реальная опасность стране, системе народовластия, правам

и свободам человека и гражданина. Призывами тут ничего не исправить

и не создать — нужна целая система, создающая механизмы и институ-ты, цель которых реализовать заявленные исходные ценности.

 

И последнее. Принятие Конституции автоматически запустит меха-низм создания всех подпирающих Конституцию доктрин, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Ни один из необхо-димых стране законов, требуемых Конституцией не будет, что называет-ся заболтан, затянут и не принят. По ельцинской Конституции сегодня должен был бы быть закон «О конституционном собрании», такой про-ект нами был подготовлен, передавался в Государственную Думу и в Ад-министрацию Президента, но у них другие цели. У нынешнего путин-ского политического режима цель повесить большой амбарный замок неприкосновенности на либеральную ельцинскую Конституцию. В на-рушение требования Конституции закон о конституционном собрании, необходимый для изменения Конституции, до сих пор не принят и его не собираются принимать. Это и означает произвол, который происходит в приватизированом государстве, растаптывающий даже Конституцию страны. На эти проблемы в нашем проекте Конституции ответы даны.


 

 

355



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: