Часть 20. Финансовая система России

 

Мы дошли до главы 39. До финансовой системы России.

 

Что по этой теме в Конституции СССР?

 

Конституция СССР

 

Ищем соответствующую главу в Конституции Советского Союза. Но ничего в ней не находим. В 1977 году все это вероятно казалось из-лишним, само собой разумеющимся, как воздух, которым дышим. Рубль, Госбанк СССР, Промстройбанк, что-то еще. Поэтому в той Конституции ничего на тему финансов нет. В разделе об экономике на тему финансов тоже практически ничего нет. Отсутствие нормативного поля, описы-вающего финансовую систему СССР, фиксации важных устроительных принципов в итоге дорого обошлось стране. Особенно когда в горбачев-ские времена началась павловская реформа, «упражнения» с изменением форм собственности еще в рамках советской Конституции, когда стали перекачивать безналичные деньги в наличные. Это пространство не было конституционно отрегулировано и безопасность страны в финансово-экономическом отношении оказалась не обеспечена.

 

Ельцинская Конституция 1993 г.

 

Берем в руки ельцинскую либеральную Конституцию, но в ней тоже масса «дыр», мы об этом уже много раз говорили. Назвать ее теоретиче-ским или институционально-практическим образцом никак нельзя.

 

Касаются финансовой системы здесь лишь отдельные фрагменты, причем некоторые представляют собой конституционные нонсенсы, на-пример, следующий.

 

Статья 74.

 

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

 

Статья75.

 

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денеж-ная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Рос-сийской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федера-ции не допускаются.


 

330


Как согласуется с этой нормой то, что Центральный банк выпуска-ет регуляторные нормы для обращения криптовалют? Значит возможна эмиссия криптовалют, возможен их оборот, а Конституция это якобы категорически запрещает. А как быть с депозитно-кредитной эмиссией денег банками? Вполне законный и естественный механизм, который «противоречит» некондиционной Конституции. Мы уже говорили, что там, где в действующей Конституции есть белые пятна, обязательно рас-цветают такие вот криптовалюты, представляющие собой еще одну фор-му экономического паразитизма.

 

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Поразительный трюк! Получается, что Центральный банк в своей основной функции абсолютно независим от других органов государ-ственной власти. Теоретически такая конституционная норма означает, что ЦБ вне системы государственной власти. ЦБ не орган, причастный

к государству. Да и статус не определен, что же он в конце концов такое. Но четко определено, что к России, как государству, он не относится.

 

Придумано это было после распада СССР не случайно, потому как по факту Центральный банк Российской Федерации стал мощным фак-тором десуверенизации нынешней России, подрыва ее национальной безопасности и является одним из основных механизмов удушения эко-номического и социально-экономического развития страны. Диверсион-ный механизм продолжает работать в системе путинизма и очевидно, что умные, знающие люди, закладывавшие мины в 1993 году в Конституцию РФ, делали это совершенно целенаправленно. Очень эффективно вся эта диверсионная система работает до сих пор.

 

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин-ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливают-ся федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом феде-ральным законом, и размещаются на добровольной основе.

 

Статья 114.

 

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федераль-ный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государствен-ной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятель-ности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;


 

331


б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансо-вой, кредитной и денежной политики;

И это все.

 

Но кроме перечисленных упоминаний в реальной государственной практике есть еще банковская политика, ценовая политика, долговая по-литика, налоговая политика — для них места в Конституции не нашлось, поэтому и имеем соответствующий результат. Опыт страны и учет такого рода дефицитов позволил нам вывести следующую теоретическую фор-мулу. Если в Конституции есть белое пятно, то в реальном правоприме-нении обязательно возникнут черные последствия. Реалистичность фор-мулы легко видеть на примере действующей модели путинизма в России. Поэтому в наш проект Конституции мы закладывали необходимый и до-статочный объем регуляций, чтобы не было белых пятен и черных по-следствий.

Переходим к нашему проекту.

 





Наша Конституция

 

Глава 39. Финансовая система России

 

Статья 204. Основы финансовой системы России

1. Финансовая система России является основой для осуществления экономической деятельности физическими и юридическими лицами, обеспечения государственного суверенитета, безопасности и развития России.

Что называется уже на старте мы определяем, что финансовая си-стема — это не только оборот национальной валюты и ее стабильность, что ее роль гораздо шире и важнее, что она связана со сферами жиз-необеспечения страны и государства, государственного суверенитета, безопасности и развития страны, что она основа для экономической деятельности.

Соответственно иные функции и нагрузки будут и у центра эмис-сии — будущего Государственного банка России вместо химеры Центро-банка.

2. Банковская и иная финансовая деятельность на территории России осуществляется физическими или юридическими лицами, зарегистриро-ванными на территории России в соответствии с федеральным законом, на основании специального разрешения (лицензии) либо аттестованных

в порядке, установленном в законодательстве России.

 

Как видно, сразу же появляется норма, которая начинает материали-зовывать вышеуказанную тему государственного суверенитета и безо-пасности.


 

332


3. Финансовые показатели являются основой для оценки эффектив-ности государственной экономической политики и экономической эф-фективности хозяйствующих субъектов и публикуются для всеобщего сведения, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Государственные органы и их должностные лица, должностные лица юридических лиц и физические лица, ответственные за ведение фи-нансовой отчетности или осуществляющие проверку ее ведения, несут ответственность за достоверность финансовой отчетности в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Баловство с ключевыми макропоказателями, такими, как инфляция, как ценовое выражение валового внутреннего продукта, безответствен-ные количественные фальсификации, которые осуществляет подневоль-ный политическому требованию Росстат, прекратятся. Политическое руководство в стране будет заинтересовано в честности мониторинга

и чисел, достоверности в разговоре со страной, со специалистами, с ми-ром. Это не снимает тему некоторых закрытых характеристик, имеющих отношение к государственной и военной тайне, но открытость и доступ-ность информации будет по нашей конституции обеспечиваться и в этой сфере, равно как и ее достоверность.

 

5. Денежная система России как составная часть финансовой системы России является основой для обеспечения безопасности и развития Рос-сии. Регулирование денежной системы осуществляется государством.

6. Основой для разработки денежной и финансовой политики Рос-сии являются Доктрина безопасности и развития России, Доктрина экономического развития России и федеральный закон о федеральном бюджете.

Эти доктрины будут обязательно, а вид доктрин по нашему проекту будет иной, нежели в стране путинизма. В нашем случае доктрина — это нормативно-правовой документ в форме федерального закона, вклю-чающий в себя ценностно мировоззренческую манифестацию, поли-тический компонент и государственно управленческую атрибутику. То есть доктрина в будущей России будет организующим государственное управление документом, а не пустой декларацией, как это имеет место сейчас, когда ограничиваются формулированием некоего мнения по по-воду темы доктрины и все на том.

7. Запрещается заключение любых международных договоров, ограни-чивающих государственный суверенитет России в отношении ее финан-совой системы.

Важнейшая норма, которая вернет суверенитет рублевой денежной массе, вернет ее объемы. Государственный суверенитет имеет количе-


 

333


ственное измерение: необходимый объем рублевой денежной массы

 

в стране для обеспечения ее самодостаточного суверенного существова-ния и развития. И это принципиально отличает наш подход от того, что делается при путинизме.

 

Статья 205. Финансовый контроль в России

 

Единую систему финансового контроля в России составляют Счет-ная палата России, Государственный банк России, органы финансового контроля, формируемые федеральными государственными органами, го-сударственными органами субъектов России, местными государствен-ными органами.

 

Кто-то уже злобствовал, чернил наш проект по поводу концепции местного самоуправления по нашему проекту, Но видно, что везде, в каж-дой серьезной нормативной части нашей Конституции местные государ-ственные органы, местные уровни власти находятся в ряду уровней го-сударственной власти, а именно, федерального центра, субъектов России

 

и местного уровня. Сравните это с полномочиями и ответственностью так называемого местного самоуправления по ельцинской конституции: какое оно местное и какое оно самоуправление в миллионном городе? Это государственная власть, а не местное самоуправление, но как бы вне-конституционная.

 

Статья 206. Счетная палата России

 

1. Счетная палата России является постоянно действующим орга-ном государственного финансового контроля, образуемым Народным со-бором России и подотчетным ему. Счетная палата России осуществля-ет контроль исполнения федерального бюджета, может осуществлять проверку финансовой деятельности любого государственного органа,

в том числе Президента России, Правительства России, федеральных исполнительных органов, Государственного банка России, государствен-ных органов субъектов России, если они получают, перечисляют, исполь-зуют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею; федеральных фондов общественного потребления; любого юридического лица, если они получают, перечисля-ют, используют средства из федерального бюджета или используют фе-деральную собственность либо управляют ею.

Следует обратить внимание на федеральные фонды общественного потребления. Это новые институты для целевой реализации одной из основных форм будущего государства — социального государства, госу-дарства народовластного, в котором основным бенефициаром на уровне 64% от всех благ, создаваемых в стране, будет Народ России или, другими словами, все население, все общество.


 

334


2. Счетная палата также осуществляет экспертизу проектов меж-дународных договоров России, затрагивающих вопросы федерального бюд-жета и финансов России.

3. Счетная палата России состоит из председателя Счетной палаты России, заместителя председателя Счетной палаты России, аудиторов Счетной палаты России.

4. Председатель Счетной палаты России назначается на должность

и освобождается от должности Собранием народных представителей по представлению Президента России сроком на 6 лет… (И тут сдержки

и противовесы. — С.С.) … Президент России вправе приостановить пол-номочия председателя Счетной палаты России в случаях, установленных федеральным законом, до решения вопроса об освобождении его от долж-ности Собранием народных представителей.

 

И эта норма формирует сдержки и противовесы органов власти.

 

5. Заместитель председателя Счетной палаты России назначает-ся на должность и освобождается от должности Земским собранием по представлению Президента России сроком на шесть лет. Президент России вправе приостановить полномочия заместителя председате-ля Счетной палаты России в случаях, установленных федеральным за-коном, до решении вопроса об освобождения его от должности Земским собранием.

6. По представлению Президента России палаты Народного собора России назначают и освобождают от должности по шесть аудиторов Счетной палаты России сроком на шесть лет. Президент России вправе приостановить полномочия аудиторов Счетной палаты России в случа-ях, установленных федеральным законом, до решения вопроса об освобож-дении их от должности палатой Народного собора России.

7. Порядок организации и деятельности Счетной палаты России определяется федеральным законом.

 

Статья 207. Основы деятельности Государственного банка России

 

В этой статье хорошо видно, сколько ключевых вещей получили

в нашей конституции однозначное определение и чем Государственный банк России в будущем будет отличаться от Центрального банка России путинско-набиулинского типа и как эти отличия будут касаться вопро-сов национальной безопасности, суверенности страны и вопросов ее социально-экономического развития.

 

1. Государственный банк России является государственным органом,… (Четко и однозначно! — С.С.) … статус, функции и порядок деятельно-сти которого определяются федеральным законом.


 

335


Проект такого закона подготовлен, он изменит статус, функции и по-рядок деятельности и сделает банк естественным регулятором в механиз-ме обеспечения суверенности, безопасности и развития страны, как это здесь и продекларировано.

 

2. Государственный банк России осуществляет денежную эмиссию, за-щиту и обеспечение устойчивости курса рубля, обеспечение согласован-ности деятельности финансовой системы страны с целями, планами, программами, задачами социально-экономического развития России, ре-финансирование и обеспечение ликвидности банковской системы, обеспе-чение функционирования платежной системы.

Эта норма детально разворачивается в будущем законе о Государ-ственном банке России.

3. Государственный банк России принимает решения во взаимодей-ствии с Правительством России и другими федеральными государствен-ными органами… (В отличие от формулы, по которой он совершенно неза-висим от всех государственных органов, кроме может быть американских ЦРУ и ФРС. — С.С.) … Государственный банк России не преследует цели извлечения прибыли, не распределяет прибыль между своими работника-ми… (Можно хоть смеяться, хоть возмущаться, но путинский Централь-ный банк России получает прибыль как обычный коммерческий банк. Больше того, до недавних времен он всю ее внутри себя и потреблял, как обычный коммерческий хозяйственный субъект, в том числе на премии своим сотрудникам и топ-менеджменту — это вообще мыслимо или нет? Норма отчуждения прибыли в бюджет все-таки была впоследствии на-значена, но она не 100%! ЦБ продолжает получать прибыль, зарабатывает, заинтересован в заработках. Поразительная вещь: классическую государ-ственную функцию они умудрились превратить в коммерческую. Ровно так же и в государственных предприятиях, в рентнодоходных предприя-тиях сырьевого комплекса, даже в сфере деятельности Вооруженных сил России, в которой появились частные военные компании с перекрестны-ми интересами. — С.С.) …Деятельность Государственного банка России преследует исключительно цели России.

Напомню, что цели России у нас в Конституции определены, специ-ально введена такая конституционная категория.

4. Государственный банк России возглавляет председатель Государ-ственного банка России. Председатель Государственного банка России назначается на должность и освобождается от должности Земским со-бранием по представлению Президента России. Президент России вправе приостановить полномочия председателя Государственного банка России


 

336


в случаях, установленных федеральным законом, до решения вопроса об освобождении его от должности Собранием народных представителей.

5. Высшим органом управления Государственного банка России явля-ется Государственный банковский совет, формируемый на основе равного представительства от палат Народного собора России, Правительства России. Отзыв членов Государственно банковского совета осуществля-ется органами, направившими их в состав совета.

 

Статья 208. Задачи и полномочия Государственного банка России 1. Государственный банк России:

 

а) во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

 

б) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

 

в) является кредитором последней инстанции для кредитных органи-заций, организует систему их рефинансирования, осуществляет лицен-зирование банковской деятельности;

 

г) устанавливает правила осуществления расчетов в России; д) устанавливает правила проведения банковских операций;

 

е) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

 

ж) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва-лют по отношению к рублю;

 

з) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральным за-коном.

 

2. В пределах полномочий, предусмотренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами, Государ-ственный банк России принимает нормативные акты.

Эта статья разворачивает основные функции, которые предписаны Государственному банку России и данное пространство организуется существенно иначе, чем когда Центральный банк, как и другие государ-ственные органы и институты, фактически «приватизирован». Такая приватизация в кавычках в так называемом «приватизированном госу-дарстве» не тождественна обычной приватизации, когда какие-то мате-риальные объекты собственности обретают своего собственника. Речь идет об условном капитале, в качестве которого выступает управленче-ский мандат, государственная функция. Когда некая узкая группа лиц именно в этом смысле приватизировала функции Центрального банка России, то интересы государства, интересы социально-экономического развития страны, интересы большинства населения уходят в сторону,

а доминирующими становятся интересы тех, кто имеет возможность управлять.


 

337


Как это происходит реально? Например, в виде инсайдерства, когда спекулянты на валютных курсах получают упреждающую информацию. Это теоретическая схема, но и реальность, когда отсутствуют системные регуляции. Инсайдеры, работая со своими консолидированными инте-ресантами — лоббистами, имеют возможность колоссально обогащаться на валютной бирже — такая деятельность в нашем проекте категориче-ски пресечена.

 

Статья 209. Денежная единица и денежная эмиссия

 

1. Денежной единицей в России является рубль. Введение, эмиссия и обо-рот на территории России иных денежных единиц не допускаются.

Четко и ясно: никакой криптовалюты, как механизма на новых техно-логиях, но все того же паразитизма, не будет. Будем обеспечивать здоро-вье финансовой системы России.

2. Денежная эмиссия осуществляется Государственным банком Рос-сии. Объемы денежной эмиссии согласуются с целями России и планами социально-экономического развития России.

Никакого монетаризма вперемешку с либерализмом и с государствен-ной «изменой» в стране не будет.

 

Статья 210. Налоги, сборы, государственные займы

 

1. Система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и об-щие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются фе-деральным конституционным законом.

2. Государственные займы осуществляются в порядке, определяемом федеральным конституционным законом, и размещаются на доброволь-ной основе.

 

Статья 211. Бюджетная система России и межбюджетные отношения

 

У нас федеративное государство, бюджетный федерализм, есть инте-ресы субъектов России. Часть из этих субъектов с неизбежностью будут дотируемыми: северные, депрессивные. То есть межбюджетные отноше-ния весьма важны и по вертикали и по горизонтали. Когда мы изучали раздел, посвященный федеральным округам, то уже знакомились с нов-шествами, которые вводим, а именно, с возможностью горизонтального межбюджетного взаимодействия, которого сейчас нет.

 

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов России разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов России и бюджеты территориальных госу-дарственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются


 

338


в форме законов субъектов России, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов местных за-конодательных органов.

2. Полномочия федеральных государственных органов в сфере ответ-ственности России осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Полномочия государственных ор-ганов субъекта России в сфере ответственности субъектов России осу-ществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюд-жета субъекта России. Полномочия местных государственных органов

в сфере ответственности муниципальных образований осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств местного бюджета.

3. Каждый субъект России и каждое муниципальное образование име-ют собственный бюджет.

4. Формирование, утверждение, исполнение федерального бюджета и кон-троль его исполнения осуществляются федеральными государственными органами с соблюдением требований, установленных федеральным консти-туционным законом. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта России и контроль его исполнения осуществляются государствен-ными органами субъекта России с соблюдением требований, установленных федеральным конституционным законом, а также принятыми в соответ-ствии с ними законами субъекта России. Формирование, утверждение, ис-полнение местного бюджета и контроль его исполнения осуществляется местными государственными органами с соблюдением требований, уста-новленных федеральным конституционным законом, а также принятыми

в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

5. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта России и муни-ципального образования осуществляется путем предоставления дота-ций из федеральных и региональных фондов социального, экономического и регионального развития.

Те, кто сомневался не обижаем ли мы местное самоуправление, могут видеть, что мы на самом деле повышаем статус и возможности местного самоуправления, как это называется сегодня, а по нашей Конституции будет именоваться местным управлением.

 

Глава 40. Внешняя политика России

 

В Советской Конституции на эту тему вновь получаем примеры пар-тийной демагогии.

 

Глава 4. Внешняя политика

 

Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, вы-ступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество.


 

339


Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, защиту го-сударственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирово-го социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение

 

и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн, достиже-ние всеобщего и полного разоружения и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

В СССР пропаганда войны запрещается.

В связи с изложенным вспоминается один неочевидный факт. Когда мы собирали историческую статистику по числу вооруженных конфлик-тов и войн в мире, то выяснилось, что их число росло до 1991 года, а по-сле этой даты, даты распада Советского Союза, стало уменьшаться. То есть получается, что когда так называемая «ленинская политика мира» исчезла, то результатом стало уменьшение военных конфликтов и войн в мире. Откровение для нас было довольно неожиданным. Получается, что иногда слова — «за мир во всем мире» — скрывают генерацию войн во всем мире. Такова сложная действительность.

 

Статья 29. Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; террито-риальной целостности государств; мирного урегулирования споров; не-вмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; со-трудничества между государствами; добросовестного выполнения обяза-тельств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм междуна-родного права, из заключенных СССР международных договоров.

Это правильно, хорошие слова, за исключением двусмысленных слов,

а именно — «равноправие и право народов распоряжаться своей судь-бой» — это что означает? Это право на вооруженное восстание против государства? Или право на сепаратизм? Такая приверженность принципу самоопределения народов в противовес принципу целостности государ-ственности дорого обошлась Советскому Союзу и народам СССР. Мы этот опыт в нашей Конституции учитываем.

 

Статья 30. СССР как составная часть мировой системы социализ-ма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и со-трудничество, товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе принципа социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалисти-ческом разделении труда.


 

340


Это был советский вариант конституционного раздела о внешней по-литике. В ельцинской Конституции основные направления внешней по-литики определяет Президент в своем ежегодном послании. Здесь тоже есть отдание должного дружбе и миру во всем мире, но что реально по этой Конституции делается — видно в реальном историческом про-цессе путинской России.

 

А вот, что по части внешней политики России записано в проекте на-шей Конституции.

 

Статья 212. Принципы и цели внешней политики России

 

1. Россия проводит внешнюю политику исходя из своей цивилизацион-ной роли в мире и своих государственных интересов.

Американцы не стесняясь объявляют о зонах национальных интере-сов США и эти зоны выходят далеко за границы США. Почему это так? Потому что таков современный мир. Если у государства есть первосте-пенная задача — национальная безопасность и развитие страны, то ре-шается эта задача не в пределах ее географических границ. Для этого есть

и международные правовые основания — экономическая зона шельфов, мировое морское право, воздушное и уже появилось космическое пра-во. Поэтому Россия как большое государство, исторически неразрывное с понятием миссии России или ее цивилизационной роли в мире и долж-на формировать внешнюю политику страны соотвественным образом.

 

2. Во внешней политике Россия поддерживает общепланетарный мир

и безопасность, справедливость, милосердие, нравственность,… (Сло-ва, которые не звучали ни в партийно — идеологизированной советской Конституции, ни в ельцинской либеральной Конституции, которая на самом деле Россию системно десуверенизовала. — С.С.) … уважает су-веренитет и равноправие государств, территориальную целостность государств, нерушимость границ, добросовестно соблюдает международ-ные договоры, поддерживает неприменение силы и мирное урегулирование разногласий, невмешательство во внутренние дела, добрососедские отно-шения с сопредельными государствами, защищает свой международный авторитет, сотрудничает с другими государствами.

3. Во внешней политике Россия стремится к достижению баланса об-щепланетарных и государственных интересов.

Мы не изолируемся от мира, более того, в преамбуле нашей консти-туции указано, что мы осознаем себя не частью мира (как по ельцинской Конституции), а ответственными за судьбы мира.

4. Цели внешней политики России должны соответствовать целям России.


 

341


То есть должны быть конституированными, отчетливыми и ясными.

 

5. Россия строит международные отношения и взаимодействует

с другими странами на основе международных договоров и соглашений, заключаемых исключительно государственными органами.

6. Россия исходит из того, что исполнение международных договоров осуществляется на взаимной основе.

7. Для субъектов России участие в международных отношениях огра-ничивается, если это создает угрозу безопасности и территориальной целостности России.

Мы уже указывали, что субъекты России имеют полномочия в об-ласти внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, но

с указанными ограничениями. Иначе единой государственности России не получится.

 

Статья 213. Цивилизационные ориентиры во внешней политике Кому-то апелляции к цивилизационным факторам кажутся вкусовой

 

и избыточной линией в Конституции. Но, на самом деле в нашей теории успешности показано, что культурно цивилизационная идентичность страны, которая вырабатывается многими столетиями и тысячелетиями, является вполне материальным фактором успешности страны в целом. Поэтому попытка вестернизации, американизации нашей страны столь дорого нам продолжает обходиться. Игнорирование факторного харак-тера русской российской цивилизационной идентичности путинским политическим режимом очень дорого обходится нашей стране, дорого не только в рублях, но и в человеческих жизнях, потенциалах страны, шансах на успешное развитие и будущее.

 

1. Россия как государство русской (российской) цивилизации содей-ствует диалогу и сближению всех цивилизаций и культур мира.

2. Россия развивает и укрепляет дружбу, сотрудничество и интегра-цию с государствами, народами, конфессиями, исторически связанными с русской (российской) цивилизацией.

Эта статья корреспондирует со статьями, с которыми мы знакоми-лись ранее, связанными с понятиями исторической цивилизационной территории, открытостью России в интересах всех тех, кто был своими судьбами связан в этом пространстве.

 

Статья 214. Управление внешней политикой

 

1. Внешняя политика России проводится в соответствии с Доктри-ной внешней политики России, обновляемой не реже одного раза в тече-ние срока полномочий Президента России… (Ежегодное послание Пре-


 

342


зидента России будет делаться не от левой тапочки, а будет соотноситься

 

с Доктриной внешней политики. — С.С.) … Доктрина внешней полити-ки содержит оценку положения России в мире и ее соотношение с целями России, конкретизирует цели, задачи, направления и порядок реализации внешней политики России и ее государственных интересов.

 

Что мы говорили о принципах Доктрины по нашей концепции? Это ценностный, нормативно-правовой и государственно-управленческий документ. Вот он здесь и отфиксирован.

 

2. Президент России ответствен за проведение внешней политики России. Президент России раз в два года в установленной федеральным конституционным законом форме отчитывается перед Народным со-бором России за итоги проведения внешней политики, а также ставит в ежегодном Послании Президента России и Правительства России На-родному собору России очередные задачи внешней политики России.

 

Вот так сформирован управленческий механизм, в котором есть

 

и ценностное целеполагание, и мониторинг, и отчетность, и механизмы контроля и наказуемости в случаях, когда надо применять механизмы санкций и наказания вплоть до Президента страны.


 

343



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: