Часть 22. Система народовластия

 

Эта тема охватывает предпоследний раздел нашей Конституции, ко-торый называется очень специфично. Создавая Конституцию, мы как будто бы прошли курс конституционного государственного права, ре-конструировали новые связи конституционного регулирования в про-блемных ситуациях в жизни страны, их следствия, попутно делали кон-ституционные изобретения, вносили теоретические новации. Таких новаций много, по тексту мы их упоминали. Вот как называется раздел нашей Конституции, к которому сегодня приступаем.

 

Раздел 7. Демократические основы политической и избирательной си-стем в России

Глава 42. Демократические основания политической системы в России

 

Сейчас мы увидим, что в уже привычно нами сравниваемых Кон-ституциях СССР и РФ такого раздела в принципе нет. Есть описание институтов, функций, механизмов, правовых регуляций, но это как бы статичное описание. А вот описание принципов, сущностных гарантий, которые обеспечивают работоспособность номинированных прав и сво-бод, либо характеристик государственного устроения в них нет. Просто номинирование прав не приводит к их автоматической реализации. За-пись о том, что «единственным источником власти является народ» не приводит ровным счетом ни к чему. Мы преодолевали эту проблему так, что параллельно номинированию прав и свобод выписывали гарантии их реализации в виде чьих-то полномочий и с необходимым ресурсным обеспечением. Ведь если не будет таких гарантий — то и права повисают

 

в воздухе. Раздел, который сегодня будем разбирать, теоретически нова-ционный, он появился как ответ на печальную практику постсоветской России, в которой много фарисейства и лжи, в которой действующая Конституция не выполняет установления, находящихся даже внутри нее самой.

 

Главная проблема ельцинской Конституции в том, что описанные

в ней установления недостаточны, ограничены, лукавы, находятся в рам-ках либеральной парадигмы и задают такой императив, что в основном обслуживают ничтожно малую, а именно ресурсно обеспеченную часть населения. Вот такая эта Конституция. Конституция для богатых и силь-ных, коррумпированных и криминальных.

 

Заглянем в Конституцию Советского Союза и выясним, что же в ней есть на тему демократических оснований политической избирательной


 

356


системы. Кстати, политическая система — это система формирования

 

и реализации власти, а избирательная система — это и есть механизм формирования власти. В советской Конституции есть близкая по теме глава.

 



Конституция СССР

 

Глава 13. Избирательная система Рассмотрим ее, здесь есть интересные нормы.

 

Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Статья 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умали-шенными.

 

Понятие «умалишенный» нигде в Конституции СССР не раскрыва-ется, хотя из истории Советского Союза хорошо известна репрессивная психиатрическая практика. Не на этом ли пробеле она основывалась? Это к вопросу белых пятен в конституциях и их последствиях.

 

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.

 

Статья 97. Выборы депутатов являются равными: каждый избира-тель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

 

Статья 98. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

 

Статья 99. Голосование при выборах депутатов является тайным:

 

контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Обращаем внимание, что в ельцинской Конституции тоже есть не-грамотность в части русского языка. Контроля «за» волеизъявлением не бывает, надзор «за» чем-либо может быть, а вот контроль может быть только чего-либо в родительном падеже. Поэтому должно быть — не «контроль за волеизъявлением», а «контроль волеизъявления». Скаже-те — придирки? Неграмотность составителей конституции — это по-вашему придирки?


 

357


Статья 100. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадле-жит организациям Коммунистической партии Советского Союза, про-фессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, тру-довым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

 

Никаких подписей собирать было, как видите, не нужно. Хотя и тут вопрос. А как правовым образом было определено — что такое трудовой коллектив? Каков регламент выдвижения? Это не было определено, по-скольку и нужды такой не было. Всем заведовала КПСС.

 

Гражданам СССР и общественным организациям гарантируется сво-бодное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных ка-честв кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

 

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депу-татов, производятся за счет государства.

 

Статья 101. Выборы депутатов в Советы народных депутатов про-изводятся по избирательным округам.

 

Гражданин СССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

 

Удивительная норма! Только послушайте как норма убивает самое себя. Вот такие вещи мы и называем лукавством. Гражданин СССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депу-татов. «Как правило» означает, что гражданин фактически все-таки мо-жет быть избран более чем в два Совета. В каких случаях, для кого эта привилегия — в Конституции не раскрывается. Но и без этого понятно, что это специальная норма для каких-то номенклатурных надобностей либо для депутатов во вложенной системе федеративного государства, когда надо было быть депутатом трех, например, или четырех уровней. Сама формулировка любопытная и поучительная: не может быть избран, но только как правило, значит вне этого правила избран может быть. Тех-ника правового лукавства.

 

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комис-сии, которые образуются из представителей от общественных органи-заций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

 

Трудовые коллективы в нашей Конституции мы восстанавливаем (и регламентируем) также как и кооптационные схемы выборов Собра-ния народных представителей от общероссийских объединений.


 

358


Статья 102. Избиратели дают наказы своим депутатам Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают

 

наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономиче-ского и социального развития и составлении бюджета, организуют вы-полнение наказов и информируют граждан об их реализации.

 

И все. Достаточно ли было этих норм, чтобы народовластие стало ре-альностью в Советском Союзе? Нет, конечно, в зрелом Советском Союзе выборы были подконтрольны партийной руководящей и направляющей деятельности, ибо в советской Конституции так и было записано: осно-вой политической системы является Совет народных депутатов, а ядром политической системы является КПСС. А теперь догадайтесь, что важ-нее: «основы» или «ядро»? Основы еще хоть как-то понятны, а вот что такое ядро непонятно совсем. Еще одна техника конституционного по-литического лукавства.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: