Эта тема охватывает предпоследний раздел нашей Конституции, ко-торый называется очень специфично. Создавая Конституцию, мы как будто бы прошли курс конституционного государственного права, ре-конструировали новые связи конституционного регулирования в про-блемных ситуациях в жизни страны, их следствия, попутно делали кон-ституционные изобретения, вносили теоретические новации. Таких новаций много, по тексту мы их упоминали. Вот как называется раздел нашей Конституции, к которому сегодня приступаем.
Раздел 7. Демократические основы политической и избирательной си-стем в России
Глава 42. Демократические основания политической системы в России
Сейчас мы увидим, что в уже привычно нами сравниваемых Кон-ституциях СССР и РФ такого раздела в принципе нет. Есть описание институтов, функций, механизмов, правовых регуляций, но это как бы статичное описание. А вот описание принципов, сущностных гарантий, которые обеспечивают работоспособность номинированных прав и сво-бод, либо характеристик государственного устроения в них нет. Просто номинирование прав не приводит к их автоматической реализации. За-пись о том, что «единственным источником власти является народ» не приводит ровным счетом ни к чему. Мы преодолевали эту проблему так, что параллельно номинированию прав и свобод выписывали гарантии их реализации в виде чьих-то полномочий и с необходимым ресурсным обеспечением. Ведь если не будет таких гарантий — то и права повисают
|
|
в воздухе. Раздел, который сегодня будем разбирать, теоретически нова-ционный, он появился как ответ на печальную практику постсоветской России, в которой много фарисейства и лжи, в которой действующая Конституция не выполняет установления, находящихся даже внутри нее самой.
Главная проблема ельцинской Конституции в том, что описанные
в ней установления недостаточны, ограничены, лукавы, находятся в рам-ках либеральной парадигмы и задают такой императив, что в основном обслуживают ничтожно малую, а именно ресурсно обеспеченную часть населения. Вот такая эта Конституция. Конституция для богатых и силь-ных, коррумпированных и криминальных.
Заглянем в Конституцию Советского Союза и выясним, что же в ней есть на тему демократических оснований политической избирательной
356
системы. Кстати, политическая система — это система формирования
и реализации власти, а избирательная система — это и есть механизм формирования власти. В советской Конституции есть близкая по теме глава.
Конституция СССР
Глава 13. Избирательная система Рассмотрим ее, здесь есть интересные нормы.
|
|
Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умали-шенными.
Понятие «умалишенный» нигде в Конституции СССР не раскрыва-ется, хотя из истории Советского Союза хорошо известна репрессивная психиатрическая практика. Не на этом ли пробеле она основывалась? Это к вопросу белых пятен в конституциях и их последствиях.
Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.
Статья 97. Выборы депутатов являются равными: каждый избира-тель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 98. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 99. Голосование при выборах депутатов является тайным:
контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Обращаем внимание, что в ельцинской Конституции тоже есть не-грамотность в части русского языка. Контроля «за» волеизъявлением не бывает, надзор «за» чем-либо может быть, а вот контроль может быть только чего-либо в родительном падеже. Поэтому должно быть — не «контроль за волеизъявлением», а «контроль волеизъявления». Скаже-те — придирки? Неграмотность составителей конституции — это по-вашему придирки?
357
Статья 100. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадле-жит организациям Коммунистической партии Советского Союза, про-фессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, тру-довым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.
Никаких подписей собирать было, как видите, не нужно. Хотя и тут вопрос. А как правовым образом было определено — что такое трудовой коллектив? Каков регламент выдвижения? Это не было определено, по-скольку и нужды такой не было. Всем заведовала КПСС.
Гражданам СССР и общественным организациям гарантируется сво-бодное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных ка-честв кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депу-татов, производятся за счет государства.
Статья 101. Выборы депутатов в Советы народных депутатов про-изводятся по избирательным округам.
Гражданин СССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Удивительная норма! Только послушайте как норма убивает самое себя. Вот такие вещи мы и называем лукавством. Гражданин СССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депу-татов. «Как правило» означает, что гражданин фактически все-таки мо-жет быть избран более чем в два Совета. В каких случаях, для кого эта привилегия — в Конституции не раскрывается. Но и без этого понятно, что это специальная норма для каких-то номенклатурных надобностей либо для депутатов во вложенной системе федеративного государства, когда надо было быть депутатом трех, например, или четырех уровней. Сама формулировка любопытная и поучительная: не может быть избран, но только как правило, значит вне этого правила избран может быть. Тех-ника правового лукавства.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комис-сии, которые образуются из представителей от общественных органи-заций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
|
|
Трудовые коллективы в нашей Конституции мы восстанавливаем (и регламентируем) также как и кооптационные схемы выборов Собра-ния народных представителей от общероссийских объединений.
358
Статья 102. Избиратели дают наказы своим депутатам Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают
наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономиче-ского и социального развития и составлении бюджета, организуют вы-полнение наказов и информируют граждан об их реализации.
И все. Достаточно ли было этих норм, чтобы народовластие стало ре-альностью в Советском Союзе? Нет, конечно, в зрелом Советском Союзе выборы были подконтрольны партийной руководящей и направляющей деятельности, ибо в советской Конституции так и было записано: осно-вой политической системы является Совет народных депутатов, а ядром политической системы является КПСС. А теперь догадайтесь, что важ-нее: «основы» или «ядро»? Основы еще хоть как-то понятны, а вот что такое ядро непонятно совсем. Еще одна техника конституционного по-литического лукавства.