Особенности организации логопедических занятий

Основной формой коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения являются логопедические занятия, которые способствует целостному развитию всех компонентов речевой системы.

Логопедические занятия (как подгрупповые, так и индивидуальные) проводятся 5 раз в неделю, по расписанию, составленному логопедом с учетом музыкальных, физкультурных занятий и занятий воспитателей и утвержденным заведующим дошкольного образовательного учреждения. Количество, и виды подгрупповых занятий подбираются логопедом самостоятельно в зависимости от психофизических возможностей детей.

Далее на основании научных разработок С. Н. Шаховской обоснуем особенности организации логопедических занятий.

В младшем дошкольном возрасте с детьми 3-4 лет проводятся логопедические занятия продолжительностью 15-20 минут и включают следующие направления работы: развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; формирование фонетико-фонематической стороны речи; развитие связной речи [34].

В среднем дошкольном возрасте с детьми 4-5 лет проводятся логопедические занятия продолжительностью 20-25 минут и включают следующие направления работы: развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; формирование фонетико-фонематической стороны речи; развитие связной речи [34].

В старшем дошкольном возрасте с детьми 5-6/7 лет проводятся логопедические занятия продолжительностью 25-30 минут и включают следующие направления работы: развитие лексико-грамматической стороны речи; развитие связной речи; формирование фонетико-фонематической стороны речи; грамота [29].

Исследователи Г. В. Ханьшева, Н. В. Иващенко, Е. В. Иващенко отмечают: «Каждый год в первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование детей в дошкольных образовательных учреждениях. В июне проводится индивидуальная работа с детьми. На основании данных обследования, с учетом общего плана обучения, составляются планы индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане указываются, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и уточняются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на подгрупповых логопедических занятиях, добиться правильного его произношения и первичного закрепления на материале слогов, слов и несложных текстов. Отмечаются звуки, которые ребенок смешивает, опускает или замещает в речи. Учитываются и все другие трудности ребенка, касающиеся произношения сложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи» [28, c. 60].

Кроме того, при составлении плана работы необходимо учитывать общее развитие ребенка, его трудолюбие.

Дети, у которых не сформировано звукопроизношение, требуют четкой организации жизнедеятельности во время проведения коррекционной работы подчеркивает Ф.А. Сохин [16].

Сочетание специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных задач, естественно, приводит к дополнительной нагрузке на детей. И только четкое соблюдение режима дня, и правильное распределение нагрузки дает возможность избежать лишней перегрузки, выполнить все поставленные задачи перед такими группами. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.

В течение года дети c нарушениями речи осваивают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.

Первый период обучения (сентябрь – ноябрь).

На индивидуальных логопедических занятиях логопед в первом периоде занимается:

– отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков: [а], [о], [у], [и], [е], [ы]; доступных согласных: [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [к], [к’], [ф], [ф’], [В], [в’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’].

В речевом потоке детей с нарушениями речи эти звуки произносятся смазано из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохраненных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;

– постановкой отсутствующих у ребенка звуков;

– выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;

– различением звуков на слух;

– дифференциацией поставленных или сохраненных звуков в произношении [21].

На подгрупповых логопедических занятиях:

– изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [е], [ы];

- согласные звуки: [п], [п'], [т], [т'], [к], [к’], [х], [х'], [л’], [j], [л’], [м], [м'], [н], [н']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких до более сложных по артикуляции звуков;

– одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.

Второй период обучения (декабрь – февраль).

На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.

На подгрупповых логопедических занятиях акцентируется внимание:

– на дифференциацию на слух и в произношении звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости;

– на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [б] – [б’], [б] – [п], [в] – [ф], [д] – [д’], [д] – [т], [г] – [г’], [г] – [к], [С], [с] – [С’], [С] – [С’], [С] – [С], [С’] – [С’], [ш] – [ж], [С] – [ш], [с] - [ж];

– на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;

– на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;

– на развитии связной монологической речи: составлении короткого повествования с опорой на наглядность;

– на закрепление навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце);

– определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;

– на усвоении терминов и понятий: слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки [21].

Третий период обучения (март – май).

Индивидуальная логопедическая работа проводится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

Главное в этом периоде:

– закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;

– изучить и дифференцировать следующие звуки: [ц], [ц] – [з], [л], [р], [л] – [л’], [р] – [р’], [р’] – [л’], [ч] – [т’], [ч] – [с’], [ч] – [ц], [ш], [ш] – [с’], [ш] - [т’], [ш]- [ч], [ш]- [ш];

– закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и складноподчиненного предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания [21].

Логопедическое занятие делится на две части по 7-10 – минутным перерывом. Структура каждого занятия включает время на подготовку (спокойная удобная посадка детей, раздача материала, сопровождаемая речевыми упражнениями), деятельность детей, окончания работы, итог занятия. Логопед готовит детей первой подгруппы к прогулке после занятия и помогает им одеться, а также встречает детей второй подгруппы перед занятием и помогает им раздеться, используя процессы одевания и раздевания для речевых упражнений [16].

Во время перерыва дети должны успеть отдохнуть. Логопед организует своеобразную разминку, не требующую большого сосредоточения внимания.

Организуя перерыв, логопед должен правильно определить его по времени. Время может колебаться в зависимости от вида деятельности, периода обучения и состояния работоспособности детей. Перерыв целесообразно делать после логически законченной части занятия.

В течение каждой части занятия (после 15-18 минут от начала занятия) рекомендуется проведение «физкультминутки» (1-2 минуты) в зависимости от работоспособности детей.

Время который остается после занятия используется логопедом для индивидуальных занятий с детьми по коррекции звукопроизношения. Индивидуальная работа должна проводится ежедневно со всеми детьми, у которых нарушено произношение звуков.

Таким образом, логопедическое занятие представляет собой планомерный, систематический, целенаправленный процесс, в котором под руководством педагога происходит развитие познавательных способностей детей, усвоения ими элементарных знаний об окружающей, овладение определенными речевыми умениями и навыками. Учебно-речевая деятельность детей дошкольного возраста на логопедических занятиях охватывает слушания и различные виды говорения. В каждой возрастной группе время проведения занятий и программа коррекции отличается.

 

Выводы по главе 1

 

В первой главе курсовой работы были освещены теоретические аспекты подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

Организация занятий по развитию речи на начальном этапе обучения требует четкого отбора речевого и дидактического материала, который будет предъявляться детям. Взрослые, обсуждая с детьми различные предметы и явления, используют большой объем речевого и дидактического материала, включающий как обиходно-разговорную, так и тематическую лексику. Это является необходимым условием организации речевой среды в группе, предполагающей постоянное мотивированное речевое общение с детьми.

Основной формой коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения являются логопедические занятия, которые способствует целостному развитию всех компонентов речевой системы. Так с детьми, имеющими речевые нарушения проводятся следующие занятия: Формы работы: фронтальные логопедические занятия; подгрупповые логопедические занятия; индивидуальные логопедические занятия. На данных занятиях ведется работа, направленная на: развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; формирование фонетико-фонематической стороны речи и развитие связной речи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: