Особенности молодёжного досуга

Министерство культуры саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

 

 

Курсовая работа

 

Организация досуга молодёжи

 

 

Выполнил:

студент III курса

специальность 51.02.02

Социально-культурная деятельность

Абраменко Алёна Алексеевна

 

Руководитель:

преподаватель цикловой комиссии «Социально-культурная деятельность»

Шкарбань Наталия Васильевна

 

 

Саратов

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение 3
1 Теоретические основы исследования организации отдыха молодежи 6
1.1 Особенности молодёжного досуга 6
1.2 Основные направления молодежного досуга 11
2 Особенности организации молодежного досуга 17
2.1 Совершенствование организации досуга в молодёжной среде 17
2.2 Особенности организации современных досуговых форм в сфере досуга 23
  Заключение 32
  Список использованной литературы 34
  Приложение 36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Важнейшим аспектом жизнедеятельности молодежи является досуг, так как именно в данной сфере современная молодежь имеет возможность самореализации, свободы действия посредством выбора места и времени для его проведения.

Современное молодое поколение, в соответствии со своими потребностями, период досуга или отдыха отдает чаще всего общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, оказывающая непосредственное влияние на становление личности молодого человека.

Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением места и роли молодежи в обществе.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, современных культурно-досуговых центров.

Одной из актуальных проблем культурно-досуговых учреждений является организация отдыха детей и молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа нетрудоустроенных молодых людей, отсутствия должного количества культурно-досуговых учреждений и недостаточное внимание к организации отдыха молодежи со стороны местных органов власти происходит развитие внеинституциональных форм молодежного отдыха.[1]

Между тем, свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие психические и физические нагрузки.

Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, саморазвития и самовоспитания, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.олодежь культурный отдых

Практика организации молодежного отдыха показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются танцы, ток-шоу, музыка, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые и молодежные центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Нужно не только знать современные культурные запросы молодёжи, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, уметь предлагать новые виды и формы досуговой деятельности.

Совершенствование деятельности культурно-досуговой сферы по организации отдыха детей и молодёжи сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, совершенствование хозяйственного механизма, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Интерес к молодёжным проблемам носит постоянный и устойчивый характер в отечественной и зарубежной философии, психологии, социологии, педагогике.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях И.В. Бестужева-Лады, А.А. Гордона, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.[2] Значительный вклад в исследование отдыха молодежи внесли В.Д. Патрушев, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин.[3] К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга исследователей Т.И. Баклановой, А.С. Каргина;[4] по вопросам психологии личности – труды Г. М. Андреевой, А. В. Петровского и др.[5]

Проблематика, рассматриваемая в настоящей работе, изучалась в зарубежной и отечественной науке такими учеными, как Ж. Дюмазедье, К. Маркс, Г. П. Орлов, С. Г. Струмилин многими другими.[6]

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации досуга молодежи.

Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

- обосновать теоретические основы организации отдыха молодежи;

- проанализировать организацию отдыха молодежи;

- разработать пути совершенствования организации отдыха в молодёжной среде.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования организации отдыха молодежи

 

 

Особенности молодёжного досуга

 

Одной из основных задач российского общества является создание условий для развития духовности подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности; а также создание условий для оздоровления молодых людей. Именно досуговая работа образовательных и культурных учреждений является отправной точкой в процессе формирования духовно-нравственной личности, ориентиром в планировании и организации отдыха молодежи. Грамотно организованная досуговая деятельность должна быть основана на компетентностном подходе, то есть иметь целью формирование и развитие таких качеств, способностей, знаний, умений и навыков, которые помогут молодому человеку в самореализации как личности.[7]

Отдых – вполне самостоятельная сфера человеческого бытия. Большая доля отдыха – самая объемная в бюджете времени человека.

Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово – «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни.

В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил. Отдых со второй точки зрения предполагает некую досуговую деятельность. Отдых и досуг, тождественные понятия. Содержательно несущие в себе одно и то же наполнение. В контексте данного исследования мы будем прибегать к понятию досуг, заменяя им понятия отдых.

Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями.

Понятие досуг является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодёжи. Следовательно, возникает необходимость его уточнения в связи с разным пониманием содержания и интерпретации досуга и свободного времени в научной литературе по данной проблеме.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.[8] Поскольку отдых, в этом контексте, деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы отдыха на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, реализацию своей жизненной программы во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций новых ощущений, и с трудом приспособляется к однообразной деятельности. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе молодых людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.[9]

К другим особенностям молодежного отдыха относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «для молодежи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой молодой человек нуждается органически».[10]

Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности.[11]

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

- в эмоциональном контакте, сопереживании;

- в информации;

- в объединении усилий для совместных действий.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Отличным качеством культурного отдыха молодежи является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить полезное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.[12]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: