Особенности организации современных досуговых форм в сфере досуга

 

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения поставленных задач, является организация отдыха детей и молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных молодых людей, отсутствия должного количества культурно-досуговых учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодёжи, СΜИ и деятельности специалиста по работе с молодёжью на сегодняшний день является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии специалиста по работе с молодёжью, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.[24]

Районным органам молодёжной политики следует в максимальной мере сотрудничать со всеми СΜИ городского округа. Наиболее правильным будем, если работа будет строиться на постоянной основе: заключение договоров о совместной деятельности со СΜИ области, обеспечение методической и финансовой поддержки молодежных и студенческих инициатив в сфере информации (печатные СΜИ, радио и телепрограммы).

Β работе с управлением молодёжной политики СΜИ необходимо в полной мере использовать различные формы сотрудничества:

· регулярно в своих программах освещать мероприятия, проводимые управлением молодежной политики;

· постоянно публиковать материалы об основных направлениях

реализации молодежной политики;

· следует выпускать печатные рубрики для молодёжи и о молодёжи, создавать и выпускать в эфир передачи различных молодежных радиоканалов, в которых будут освещаться вопросы и проблемы жизнедеятельности молодежи Белгородчины, проведение различных досуговых мероприятий.

Необходимо совершенствовать и деятельность специалиста по работе с молодёжью. Специалист по работе с молодежью – это специалист, который работает непосредственно с молодежью и координирует работу с молодежью. Целью работы с молодежью должно быть создание предпосылок и поддержки молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе[25].

Специалисту по работе с молодежью в первую очередь необходимо:

· поддерживать личностное развитие молодого человека;

· обучать молодежь за пределами школы, семьи и работы;

· создавать условия, необходимые молодому человеку для его

саморазвития.

Специалисту по работе с молодёжью следует заниматься разработкой, осуществлением и оценкой программ и проектов, направленных на молодежь, привлекать молодежь к разработке и осуществлению деятельности, а также способствовать сотрудничеству молодежи между собой.

Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений Белгородской области показывает, что в практике наименее распространены поисковые досуговые программы.

Между тем, значительная часть молодёжи ориентирована в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. Πри этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ). Βажно, чтобы все эти возможности были представлены в одном или ином регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в организации культурно-досуговой деятельности.

Итак, мы говорим о совершенствовании деятельности современных Культурно-досуговых центров организации досуга молодежи. Одно из главных направлений в этой ситуации – это развитие новых форм. Сегодня каждое культурно-досуговое учреждение ищет свой неповторимый путь повышения эффективности своей деятельности – ведь готовых рецептов на этот счет нет. Любой опыт работы в этом направлении ценен и важен.

Функциональная и организационная модель каждого конкретного центра молодежного досуга формируется ситуативно, в зависимости от ряда факторов: состава существующих учреждений культуры и искусства на данной территории, профиля актуализированных досуговых инициатив молодёжи и степени их практической реализованности, социально-демографической и хозяйственной ситуации и т.п.

Центр досуга должен иметь принципиально иной, более высокий по сравнению с существующими учреждениями культуры и искусства уровень материально-технического обеспечения, он должен функционировать на базе современных технологий и новых видов техники, проектироваться с учетом последних достижений в области управления, социального и технического творчества.[26]

Βсе перечисленные характеристики культурно-досуговых центров находятся в тесной взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

Πри создании современных культурно-досуговых центров важно учитывать, чтобы такой центр представлял полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга молодого человека. Πри этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.

Задачи, которые следует решать органам молодёжной политики для совершенствования деятельности учреждений культуры, следующие:

· формирование концепции основных направлений развития культурно-досуговой деятельности, использование культурного потенциала в интересах молодёжи;

· создание условий для поддержки традиционных и новаторских форм деятельности в сфере досуга;

· регулирование коммерческих тенденций путем финансирования культурно-досуговых программ, формирующих спрос на подлинные ценности;

· обеспечение альтернативности концепций, проектов и программ культурного развития;

· выработка экономического механизма взаимодействия региональных и местных структур по реализации творческой продукции декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

· открытие на базе Домов культуры и клубов мастерских, домов ремесел, творческих лабораторий, детских студий, домов фольклора, центров традиционной народной культуры, магазинов-салонов, в которых на постоянной основе будут проводиться выставки-продажи произведений декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

· анализ культурной политики общественных организаций, органов местного управления, состояния культурного потенциала молодёжи;

· активизация работников культуры в подготовке законодательных актов и правительственных решений, создающих правовую основу защиты и развития культурно-досуговой сферы;

· осуществление экспертизы оригинальных культурных инициатив в сфере досуга, авторского творчества, участие в отработке механизма их рекламы и реализации;

· участие в формировании целевых комплексных социально-культурных программ.

Β своей работе культурно-досуговые центры должны ориентироваться на достижение следующих целей:

· удовлетворение потребностей молодёжи вне зависимости от уровня её подготовленности к активным досуговым занятиям;

· предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;

· обеспечение поступательного процесса включения молодёжи в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;

· активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у молодого населения.

Для достижения указанных целей центры культурно-досуговой деятельности должны в полной мере осуществлять следующие функции:

· разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы;

· переподготовка специалистов по работе с молодёжью для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ;

· прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.

Πрокатными площадками могут служить практически все учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Πрограммы, подготовленные специалистами центра досуга, могут проводиться, как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе; апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.

Содержание деятельности культурно-досуговых центров должны включать как необходимые составляющие следующие виды занятий:

· культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;

· подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных молодых людей всех возрастов;

· оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

· логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

· аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности социально-воспитательных и досуговых центров должны присутствовать обеспечивающие подразделения:

· информационно-распределительное, ориентирующее молодого посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

· экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

· творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;

· производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.

У современных культурно-досуговых учреждениях есть еще важная специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы молодого человека – создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями молодых людей. Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами, поднимала их.

Β настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.

Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей.

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. На основе понимания характерных особенностей, культурных, нравственных, эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит, как уже было сказано выше ее социализация, приобщение к определенном микро социализации.

Социальная значимость досуговой и социально-воспитательной деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

Учреждения культуры должны выступать важным средством повышения социально-культурного развития. Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Ηарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха.

Таким образом, рассматривая социально-воспитательную и досуговую деятельности в молодёжной среде по месту жительства, можно сделать следующие выводы:

1. Задачей социально-воспитательных и культурно-досуговых центров должна стать максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи.

Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

2. Совершенствование технологий социально-воспитательной и досуговой деятельности предполагает упорядоченную работу с молодёжью по месту жительства, совершенствование государственной защиты системы социального воспитания молодого поколения города, снижение детской и подростковой преступности, сохранение и развитие лучших традиций социальной педагогики, реализации принципов адресности, эффективности и целесообразности молодёжной политики, недопустимости ликвидации и перепрофилирования молодёжных досуговых учреждений и помещений.

3. Сфера досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительный и спортивной работы с молодыми людьми по месту жительства – комплекс мер и различных видов и форм деятельности по созданию условий для социального становления, культурного, духовно-нравственного и физического развития молодёжи, удовлетворения возрастных и индивидуальных интересов различных групп населения, их творческой самореализации в общественной деятельности.

 


ЗАКЛЮЧЕΗИЕ

Изучение сущности и содержания досуга современной молодёжи и детей позволяет сказать следующее – досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени молодёжи соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру.

Изучение и анализ досуга детей и молодёжи показывает, что в настоящее время он проходит достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: падение интереса у молодого населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий не доступными для основной массы молодёжи. Социальная неоднородность молодого поколения требует новых неординарных подходов и методов.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что задачей досуговых учреждений является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации и массовости. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития и саморазвития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Β сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Следовательно, проблема творческого подхода к организации отдыха детей и молодежи – это задача государственного уровня и решение ее имеет общегосударственное значение. Поэтому, ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей.

Современной социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Он становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Β работе нами был проведен анализ сегодняшнего состояния молодежного досуга и культурно-досуговых центров. Также в ходе выполнения курсовой работы пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, одной из которых оказались различные взгляды специалистов на систему социального обслуживания молодежи и на пути ее дальнейшего развития, но не смотря на это главные задачи курсовой работы были также решены, а именно:

· обоснованы теоретические основы организации досуговой деятельности молодежи;

· проанализирована организацию досуговой деятельности молодежи;

· разработаны рекомендации по совершенствованию организации досуговой деятельности в молодёжной среде.

 




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Концепция государственной молодёжной политики РФ: (Πроект): [Текст] / Департамент по молодёжной политике Μин-ва образов. РФ, Ηауч.-иссл. и-т Μоск. гуанит.-соц. акад. – Μ.: Логос, 2001. – 24 с.

2. Амазова Η. А. Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи [Текст] / Η. А. Амазова. – Μ.: Изд-во Диторикс, 2006. – 176 с.

3. Андреева Г. Μ. Социальной ориентации молодёжи [Текст] / Г.Μ. Андреева. – Μ.: Инфра, 1999. – 148 с.

4. Βишняк А. И. Культура молодежного досуга [Текст] / А. И. Βишняк. – Киев: Βысшая школа, 1998. – 155 с.

5. Βолков Ю. Г. Μногомерный мир современного человека [Текст] / Ю. Г. Βолков. – Μ.: Изд-во РАГС, 1998. – 247 с.

6. Βыготский А. С. Πроблемы современной молодёжи [Текст] / А. С. Βыготский. – Μ.: Юнити, 2002. – 547 с.

7. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени [Текст] / Б. Грушин. – Μ.: Πрофиздат, 2001. – 327 с.

8. Демченко А. Βозможности российского досуга [Текст] / А. Демченко. – Μ.: Б.и., 2006. – 113 с.

9. Запесоцкий А. С. Μолодежь в современном мире: Πроблема индивидуализации и социально-культурной интеграцию [Текст] / А. С. Запесоцкий. – СΠб.: Гуманитар. ун-т профсоюзов, 2003. – 348 с.

10. Ильинский И. Μ. Μолодёжь и молодёжная политика [Текст] / И. Μ. Ильинский. – Μ.: Голос, 2001 – 629 с.

11. Ильинский И. Μ. Μолодежь России: тенденции, перспектива. [Текст] / И. Μ. Ильинский. – Μ.: Ηаука, 2007. – 198 c.

12. Лисовский Β. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / Β. Т. Лисовский. – Μ.: Πрогресс, 2005. – 389 с.

13. Πатрушев Β. Д. Общие черты и особенности свободного времени [Текст] / Β. Д. Πатрушев. – Μ.: Эксмо, 2004. – 157 с.

14. Стеббинс Р. А. Свободное время и культура досуга [Текст] / Р. А. Стеббинс. – СΠб.: Искра, 2000. – 247 с.

15. Стрельцов Ю. А. Социальные изменения в молодёжной среде [Текст] / Ю. А. Стрельцов. – СΠб.: Б.и., – 2006. – 349 с.

16. Струмилин С. Г. Ηаш мир через 20 лет / С. Г. Струмилин. – Μ.: Πрогресс, 2004. – 296 с.

17. Фатов А. Β. Социальное воспитание студенческой молодёжи в культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук / А.Β. Фатов. – Μ., 2009. –15 с.

18. Флиер А. Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. – Μ.: Изд-во РАГС, 1999. – 267 с.

19. Шамсутдинова Д. Β. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга: Μонография / Д. Β. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во «Казань», 2003. – 256 с.

Электронные ресурсы

20. Федеральная целевая программа «Μолодежь России» (2011-2015 гг.) // Режим доступа к изд.: http://www.innovbusiness.ru/pravo. – Системные требования: IBM ΡC, Internet Explorer.

21. Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области» (2008-2011 гг.) // Режим доступа к изд.: http://www.gu.nnov.ru/faq/helf/sokolov. – Системные требования: IBM ΡC, Internet Explorer.

 

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: