Классическая теория управления | Современный менеджмент |
Малое количество крупных организаций - нет жесткой конкуренции | Большое количество крупных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) |
Относительное небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена | Большое количество руководителей всех уровней |
Управленческая работа зачастую не выделялась отдельно и не отделялась от неуправленческой деятельности | Четко выделены управленческие функции |
Малое количество людей способных принимать важные для организации решения | Большое количество людей способных принимать важные для организации решения |
Упор на интуицию и приказ | Упор на рациональность и коллективную работу |
Сбыт готового товара | Создание товара, необходимого потребителю |
Работники выполняют исключительно свои специализированные функции | Работники вовлечены в процессы обучения, принятия решений, внесения предложений |
I. БЛОК СХЕМЫ
|
|
Классическая (традиционная) школа управления (первая классическая школа управления): Ф. У. Тэйлор, Г. Гантт, Г. Форд, Гилберты и др.
Представителями этой школы исследовались вопросы эффективности труда, в основном на низших уровнях управления: производительность, эффективность, нормирование труда, работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация), мотивация труда работников, разрешение социальных проблем.
Главным предметом исследований классической школы являлась работа.
По мере развития научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, оперативности управления появилась необходимость разработки общей теории администрирования.
Тогда из классической школы выделилась отдельная группа исследователей, которые акцентировали свое внимание на общих функциях и принципах управления, функциях менеджера.
Появилась административно-функциональная школа управления, в которой основной упор делался на исследовании административной деятельности руководителей всех уровней управления предприятием.
Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда.
Ключевые понятия — разделение труда, повышение производительности, «экономический» человек, научные подходы к управлению.
Целью школы управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.
Фредерик Тейлор при изучении трудового процесса разбивал каждую операцию на составные части и определял с помощью хронометража наиболее прогрессивные способы их выполнения.
|
|
Фредерик Тейлор (из рабочих) вошел в историю техники кроме своих достижений также тем, что дотошно замерял количество угля, которое человек пользуясь лопатами разной формы и размера. Наилучший результат получен получен для лопаты-совка (шуфель) емкостью до 21 фунта (8,5 кг);
Генри Гантт (инженер) - автор публикаций об использовании линейных графиков производства.
Впервые обосновал отделение управленческих функций (например, планирования) от фактической работы (ранее рабочие сами планировали свою работу).
Френк и Лилиан Гилбрет.