Вопрос. Концепция А. Чендлера: переход от семейного к менеджерскому капитализму. «Менеджерская революция» Дж. Бернхайма

  Теоретики этой школы непосредственно связаны с американскими корпорациями и являются крупными менеджерами или консультантами фирм. Неудивительно поэтому, что ее представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение.

Видными представителями этой школы являются А. Чендлер, П. Друкер, Р. Дэвис, А. Слоун младший, У. Ньюмен и др.

Для них характерно стремление приблизить теоретические исследования к практике путем определения принципов организационного управления, которые обычно формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности.

С другой стороны, в их трудах находит отражение стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, разработанных «классической» школой научного управления.

Каждую организацию можно назвать средством достижения целей, позволяющим людям совместно выполнить то, что они не смогли бы выполнить поодиночке. Цели являются конкретным конечным состоянием или желаемым результатом, которого стремится достичь группа людей, работая вместе. Исследования подтверждают, что правильно сформулированные цели и поставленные задачи на 50% определяют успех того или иного решения.

Основная цель функционирования большинства организаций - это получение прибыли. Выделяется три основных типа ориентации организации на прибыль:

- максимизация прибыли;

- получение «удовлетворительной» прибыли, то есть если учитывать степень риска, при планировании прибыли, она будет считаться удовлетворительной;

- минимизация прибыли, то есть максимизация минимума ожидаемых доходов совместно с минимизацией максимума потерь.

Стратегия является набором долгосрочных и краткосрочных целей и правил, которые регулируют отношения внутри и за пределами организации. принятыми правилами использования ресурсов, которые формируют:

- актуальное и потенциальное состояние среды (рынка);

- актуальные и потенциальные возможности самой организации.

Каждому типу организационной структуры соответствует свой тип стратегии.

Так, для централизованной линейно-функциональной или нефункциональной структуры характерна оборонительная стратегия, которая ориентируется на закрепление завоеванных позиций на рынке. Развитие происходит с помощью слияния с продавцами и поставщиками. Для децентрализованной дивизиональной структуры, характерной чертой которой является слабый центр и относительно автономные подразделения, ориентированные на рынок характерна позитивная стратегия, для которой характерен активный поиск новых рынков и создание новых направлений деятельности посредствам механизма диверсификации.

А. Чендлер сделал выводы, что там. Где применяют оборонительную стратегию, преобладает нефункциональная или же линейно-штабная организационная структура. А там, где организацией проводится позитивная стратегия, основной является дивизионная структура.

А. Чендлером были выделены четыре этапа организационной эволюции фирмы:

Первый этап - рост предприятия на базе роста сбыта продукции. Вертикальная интеграция недостающих звеньев производственной цепочки в организации происходит посредствам расширения производства и необходимости снижения издержек.

Второй этап - соответствующее расширение фирмы. На этом этапе требуется совершенствование системы управления и системы контроля, что выражается в создании так называемой функциональной структуры, в основном в матричной форме, то есть основой является сочетание централизованного управления.

 Согласно концепции «управления по целям» П. Друкера, организации имеют множество целей. Это не только традиционная максимизация прибыли, но и стремление к долгосрочному успеху. К задаче рационального менеджмента относится сбалансирование различных целей организации, определение целей в любой области управленческой деятельности позволяет:

- в нескольких общих формулировках объяснить весь спектр хозяйственных явлений;

- проверить данные суждения на практике;

- предсказать поведение фирмы;

- проверять правильность решений в процессе их принятия, а не после их реализации;

- улучить будущую деятельность, анализируя прошлый опыт.

Использование концепции «управления по целям» П. Друкера в качестве способа повышения эффективности организации позволяет решить следующие задачи:

- объединение планирования и контроля,

- повышение вовлеченности руководителей всех уровней в процессы выработки целей,

- стимулирование процессов обратной связи.

 

К еще одному важному положительному качеству данной концепции относится возможность соединить задачи, которые стоят перед отдельным менеджером, с общими целями фирмы.

Третий этап. развитие организации происходит посредствам диверсификации, в первую очередь, в смежные отрасли, а потом и в отрасли, которые не связаны технологически с первоначальным производством. На этом этапе организация преобразуется в конгломерат.

Четвертый этап - проблемы управления несколькими независимыми технологическими цепочками влекут за собой эволюцию организационной структуры организации в сторону дивизиональной структуры, основой которой является выделение стратегических бизнес - единиц.

Таким образом, согласно А. Чендлеру, именно стратегия организаций является источником создания системы управления и организационной структуры.

Цель развития любой коммерческой организации, которая действует в динамичной рыночной среде - это создание, в конечном счете, крупной, многосекционной, диверсифицированной и конкурентоспособной организации. И для реализации этой цели, менеджер имеет возможность выбора организационной стратегии.

Таким образом, главной идеей концепции «управления по целям» П. Друкера, является то, руководство организацией - это не исключительная привилегия одного человека, а функция группы менеджеров.

Так как к составной части управления по целям относится большое участие в нем нижестоящих работников, то высшим менеджерам необходимо сотрудничать с ними и поддерживать их участие в выработке решений.

П. Друкером был выделен набор целей, которые определяют долгосрочный успех. Составляющими которого являются: совершенствование положения организации на рынке, производительность труда, показатели прибыльности, инновационная активность, физические и финансовые ресурсы, деятельность менеджеров и развитие их способностей, деятельность работников и их отношение к труду, ответственность компании перед обществом.

В 1941 г. Дж.Бернхайм пишет книгу «Менеджерская революция»,

  основной пафос которой заключается в том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих.

По существу его идеи во многом совпадают с мыслями Вебера, с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры. Он считает, что капиталист-собственник перестал быть необходимой предпосылкой нормального функционирования производства, что менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократы или буржуазия.

Собственность, полагает Бернхайм, это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности. Но контроль находится теперь в руках менеджеров, а собственности в прежнем ее понимании не существует.

Наиболее полное выражение идея менеджерской революции (MP) получила у Бернхайма, который ввел и сам термин «менеджерская революция». Если собственность означает контроль, то их разделение означает исчезновение собственности как социально­го явления, имеющего самостоятельное существование, полагал этот ученый.

 

Десятью годами раньше сходный тезис был провозглашен А.Берлом и Г.Минсом. Их работа стала эмпирическим источником теории менеджерского капитализма. В подтверждение идеи о том, что разложение атома собственности разрушает фундамент, на котором стро­ился экономический порядок последних трех веков, они привели следующие данные: около 65% крупнейших корпораций США контролируются или менеджментом, или с помощью особого механизма, который включает небольшую группу (меньшинство) акционеров. С тех пор эмпирические данные Берла и Минса стали источником значительного числа теоретических обобщений при изучении отделения собственности от контроля.

 

4 вопрос. Факторы, способствовавшие возникновению профессионального менеджмента. Анализ позиции менеджера и специфики его деятельности в концепции П. Друкера.

 

Профессиональный менеджмент – это такой способ управления организацией, при котором организация принимает осознанные решения, действует адекватно существующему положению и тенденциям во внешней и внутренней среде, что приводит её к высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также оправдывает ожидания собственников, акционеров и лояльных работников.

Профессионализация менеджмента определяется шестью факторами: 1)профессиональной подготовкой самого менеджера;

2) профессионализмом персонала управления;

3) организационными и социально-экономическими условиями, в которых возможно проявление профессионализма, его практическая реализация;

4) стимулированием реализации потенциала менеджера в созидательном труде;

5) духовностью, терпимостью и поиском правды;

6) созидательным проявлением любви к Родине.

В своей профессиональной деятельности менеджер как функциональный работник, так и системный руководитель корпоративного управления, выполняет разные роли:

генератора идей;

концептолога — проводника концепции управления;

инноватора — как защитника, так и организатора реализации инноваций; организатора — проектировщика организационных структур;

арбитра — главного лица в решении конфликтов; эксперта — человека, умеющего провести анализ и дать объективную оценку;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: