Модель освоения «чужой» культуры М. Беннета

Исследователи межкультурной коммуникации считают, что необходима целенаправленная подготовка человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. По мнению одного из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннета,

нужно развивать у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Исследователь создал модель освоения чужой культуры, в которой акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий – межкультурной чуткости.

Так как все трудности происходят из-за непонимания и неприятия межкультурных различий, людям важно осознать различия между собой. Осознание культурных различий, по мнению Беннета, проходит в несколько этапов. Первоначально само существование различий обычно не осознается человеком. Затем другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир. В этот момент, когдамежкультурная чуткость начинает возрастать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры. В дальнейшем чуткость возрастает, т. к. признается существование нескольких точек зрения на мир. В итоге происходит формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.

Этапы освоения чужой культуры, по Беннету, делятся на две группы: этноцентристские и этнорелятивистские.

 

Отрицание каких-либо культурных различий между народами является одной из форм этноцентризма. В этом случае личность не воспринимает культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

Под изоляцией понимается физическая изоляция народов и культур друг от друга. Она очень помогает развитию этноцентризма, ведь если люди не сталкиваются с чужаками, то нет необходимости задумываться о культурных различиях. В настоящее время полной физической изоляции быть практически не может, но при этом возможна относительная изоляция, например, изоляция маленького городка с однонациональным населением в большой многонациональной стране.

Частичная изоляция может быть связана с использованием очень широких категорий для культурного различия. Например, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и корейцами и т. п.

Сепарация представляет собой создание физических или социальных барьеров для отделения от всего, что отличается от собственной культуры. В реальной жизни сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Люди разделяются на разнообразные группы по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям.

Опасной стороной отрицания является скрытый перевод других, не похожих на основную массу людей, в другую, более низкую, категорию.

Как правило, такое поведение характерно для крупных групп населения. На стадии отрицания лучшим способом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий (например, международных вечеров), на которых можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костюмами, кухней и т. п.

Здесь важно просто признать существование межкультурных отличий. Когда осознание различий происходит, первой реакцией становится возрастание напряжённости, что ведёт к следующему этапу освоения чужой культуры – защите.

На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Первой формой защиты является диффамация (клевета) – негативная оценка культурных различий, связанная с негативными стереотипами. В этом случае отрицательные характеристики приписываются каждому члену иной культуры.

Диффамация становится причиной развития ненависти к представителям чужой культуры, из-за которой возможен возврат к отрицанию.

Человек начинает чувствовать превосходство, подчёркивать свой высокий культурный статус. Примерами такого превосходства могут быть гордость за свою расу, пол и т. п. Всё чужое при этом воспринимается чаще всего как более низкое по статусу. На этом этапе важно, чтобы гордость за свою культуру не стала самоцелью.

Стадия обратное развитие (полное изменение) не является обязательной стадией межкультурного развития. Часто она встречается у тех, кто долгое время проживает за границей. Обратное развитие – это очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой.

На стадии защиты важно обратить внимание на то, что есть положительного в культурах, на те элементы культуры, которые является общими для всех взаимодействующих культур.

На этапе умаления (минимизации) культурные различия признаются открыто и не оцениваются негативно. Различия становятся чем-то естественным и незначительным. Считается, что все люди одинаковы и можно не обращать внимания на различия. Такой подход также остаётся этноцентристским, поскольку предполагаемые универсальные характеристики людей берутся из родной культуры и означают: «будь, как я».

Первой формой минимизации является физический универсализм, в основе которого лежит идея равенства физических характеристик всех людей, поэтому все культурные различия воспринимаются как несущественные. В этой ситуации важно помнить, что похожие физические потребности реализуются в особом социальном и культурном окружении.

Аналогом физического универсализма является трансцендентный универсализм, предполагающий, что все люди имеют общее происхождение (чаще всего от Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

На этом этапе развития межкультурной чуткости особенно эффективными будут рассказы о собственном опыте межкультурных контактов и других примерах, показывающих культурные различия в поведении.

Переход к этнорелятивистским этапам связан с пониманием того, что культурные различия – это не хорошо и не плохо, они просто есть.

При этом людям свойственно признавать необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, поэтому они готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Первым этапом этнорелятивизма является стадия признания (одобрения). На данной стадии существование культурных различий воспринимается как необходимое человеческое состояние, происходит принятие разных взглядов на мир, являющихся основой культурных различий в поведении.

Следующим этапом является адаптация (приспособление). На этой стадии происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что люди вовлечены в культуру. Это означает, что временно человек может себя вести правильно с точки зрения чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей собственной культуры.

Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма.

Эмпатия – это умение испытывать разные ощущения в процессе коммуникации, представляя потребности другого человека. В этом случае человек может сказать: «Я начинаю думать об этом по-другому, когда представляю точку зрения этого человека».

Чувство эмпатии развивается у человека долгие годы. Человек всё больше узнаёт о других культурах, изучает иностранные языки, понимает разные коммуникационные стили, умеет применять альтернативные культурные ценности в разных ситуациях.

Более глубокая адаптация связана с плюрализмом. Плюрализм – это полное понимание культурного различия в конкретных культурных ситуациях. Он является результатом личного опыта жизни в чужой культуре. Как правило, для этого требуется не меньше двух лет. Также плюрализм проявляют дети эмигрантов или люди, которые выросли в нескольких культурах (например, их родители принадлежат к разным культурам).

Для таких людей уважение культурных различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отличается от эмпатии, при которой другой взгляд на мир всё ещё находится «вне» личности. Результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм.

Интеграция – полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этом этапе человек психологически и социально готов и способен понять много реальностей. Иногда по отношению к такому человеку используют термины межкультурная, интернациональная, универсальная личность.

Первая фаза интеграции – контекстуальная оценка. Контекстуальная оценка позволяет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то – по китайски и т. д. Такая форма интеграции является последней стадией развития межкультурной чуткости для большинства людей.

Дальнейшее развитие межкультурной чувствительности для непрофессионалов просто не нужно. Но некоторые люди идут дальше и овладевают конструктивной маргинальностъю. Для такого человека нет естественной культурной идентичности, как и нет абсолютно правильного поведения.

Конечно, мультикультурный человек – это идеал, к которому нужно стремиться. Не все люди способны к этому. Современные исследователи считают, что мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью.

 

Список источников

Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: