Концепция «большого плюралистического общества» и ее критика

 

На стадии адаптации (приспособления) происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что люди вовлечены в культуру. Это означает, что временно человек может себя вести правильно с точки зрения чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей собственной культуры.

Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма.

Эмпатия – это умение испытывать разные ощущения в процессе коммуникации, представляя потребности другого человека. В этом случае человек может сказать: «Я начинаю думать об этом по-другому, когда представляю точку зрения этого человека».

Чувство эмпатии развивается у человека долгие годы. Человек всё больше узнаёт о других культурах, изучает иностранные языки, понимает разные коммуникационные стили, умеет применять альтернативные культурные ценности в разных ситуациях.

Более глубокая адаптация связана с плюрализмом. Плюрализм – это полное понимание культурного различия в конкретных культурных ситуациях. Он является результатом личного опыта жизни в чужой культуре. Как правило, для этого требуется не меньше двух лет. Также плюрализм проявляют дети эмигрантов или люди, которые выросли в нескольких культурах (например, их родители принадлежат к разным культурам).

Для таких людей уважение культурных различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отличается от эмпатии, при которой другой взгляд на мир всё ещё находится «вне» личности. Результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм.

Современные общества во всех регионах Земли, по мнению Дж. Берри, - это культурно-разнообразные (плюралистические) общества, где различные этнокультурные группы встретились, чтобы жить вместе. Это означает, что:

1) каждая группа обладает своей культурой, в связи с чем более приемлемым оказывается термин «этнокультурная», а не «малая группа»;

2) вследствие того, что группы не являются «независимыми», они оказываются не в состоянии уникально определять поведение людей. « Роль источников культурного влияния на поведение нельзя однозначно приписать одной определенной культуре;

3) один из результатов культурного контакта - это появление новых этнокультурных групп, поэтому исследовательское усилие следует умножить, поскольку самобытные и развивающиеся культуры требуют изучения в качестве контекста человеческого поведения».

Теоретически различаются монокультурные (включающие один этнос и одну этническую культуру) и плюралистические общества, однако в современной социальной реальности «трудно найти общество, в котором была бы одна культура, один язык, одна религия, одна - единственная идентичность», которая характеризовала бы весь народ.

Настоящее общество - это плюралистическое сообщество, где совместно проживают разные этнокультурные группы с общей социальной и политической культурой.

Тем не менее, большинство российских исследователей выстраивают свою исследовательскую позицию таким образом, что исследуемые ими общества либо культурно однородны, либо должны быть культурно однородными.Такой же позиции придерживаются многие люди, которые проживают в сложных социальных объединениях. Другие люди спокойно принимают тот факт, что они живут в культурно сложном сообществе и что не следует выделять одну культуру или один этнос из этого многообразия.

В 1998 г. Дж. Берри уточнил две позиции относительно плюралистического общества.

Первая позиция: существование «меньшинства мейнстрима». Наличествует так называемый плавильный котел, т.е. «единственное доминирующее общество, или общество мейнстрима, на обочине которого располагаются группы меньшинств», которые рано или поздно поглотятся мейнстримом до полного уничтожения.

Вторая позиция: существование «мультикультурализма». Наличествует «мозаика этнокультурных групп, сохраняющих чувство своей культурной самобытности и принимающих участие в социальной структуре, которая характеризуется некоторыми общими нормами (юридическими, экономическими, политическими соглашениями) относительно того, как жить вместе».

В этой мультикультурной социальной мозаике особое значение имеют индигенные народы - коренные народы, аборигены, туземцы, национальные меньшинства. Основная особенность коренных народов - «их длительное проживание на территориях, которые принудительно включались в состав большого национального государства; оставшиеся у них земли часто уменьшались в размерах, что снижало их возможность поддерживать свое существование, и они, в конце концов, стали рассматриваться как еще одна «группа меньшинства» в пределах большого плюралистического общества»2.

Отличительные признаки этнокультурной группы: численность, власть, права и ресурсы. Большое значение имеет то, кто конкретно вступает в культурный контакт: группа или отдельные личности. Если в контакт вступает отдельная личность, тогда важным становится изменение установок, ценностей, возможностей (психологических характеристик индивида, которые имеют ту или иную динамику в процессе аккультурации).

В 2001 г. Дж. Берри определил, что стратегии аккультурации имеют своеобразную «перекличку» между стратегиями отдельной этнокультурной группы и стратегиями так называемого большого плюралистического общества.

Он выделил два основания, по которому вообще можно разделять стратегии аккультурации: сохранение своего наследия, культуры, самобытности; стремление наладить культурные связи с другими группами. Эти две тенденции могут иметь разную шкалу от отрицательных значений к положительным.

По первому основанию выделяются следующие стратегии:

1) для «большого плюралистического общества» - мультикультурализм и «плавильный котел»;

2) для этнокультурной группы - соответственно интеграция и ассимиляция.

По второму основанию выделяются стратегии:

1) для «большого плюралистического общества» - сегрегация и исключение;

2) для этнокультурной группы - сепарация и маргинализация.

Эти стратегии изменяются у индивидов и обществ. Также они трансформируются в зависимости от культурного контакта групп.

В данном контексте этнокультурная группа выступает недоминирующей стороной в процессе аккультурации. Доминирующей стороной в любом случае является так называемое большое плюралистическое общество.

В процессе аккультурации обе стороны подвергаются изменениям, но до сих пор большинство исследований было сосредоточено на недоминирующих этнокультурных группах.

В 1974 г. Дж. Берри ввел еще один параметр, указывающий на выбор стратегии аккультурации: важность роли доминирующей группы при оказании воздействия на способ взаимной аккультурации.Введение нового параметра послужило причиной того, что стали исследоваться стратегии аккультурации, которые продуцирует само «большое плюралистическое общество»:

1) если «большое плюралистическое общество» будет стремиться к ассимиляции этнокультурных групп, возникает стратегия «плавильного котла»;

2) если «большое плюралистическое общество» будет навязывать этнокультурным группам сепарацию, то возникает стратегия сегрегации этнокультурных групп;

3) если «большое плюралистическое общество» стремится к исключению из себя той или иной этнокультурной группы (в крайних формах речь может идти об этноциде), то возникает стратегия исключения;

4) и, наконец, когда культурное многообразие становится желанной целью всего сообщества, то возникает стратегия взаимного приспособления, которая в настоящее время распространена под именем мультикультурализма.

Все четыре стратегии активно исследуются, иногда ученые обращают внимание на какую-либо одну стратегию и показывают ее предпочтительность (кроме маргинализации как однозначно негативной), иногда исследуют все стратегии, меру их присутствия в конкретном обществе.

Все четыре стратегии присутствуют в процессе современной аккультурации. Поэтому в настоящее время принято говорить не о степени аккультурации, а о «степени или уровне поддержки каждой из четырех стратегий» аккультурации. В любом случае речь идет о понимании того, как люди усваивают культуру.

Список источников

1. Садохин А.П. Введение в теорию меяскультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. — М.: КИОРУС, 2014. — 254 с. — (Бакалавриат).

2. Теория культуры. Лекция 11. Трансляция культуры: аккультурационные стратегии, социальная идентичность. [Электронный ресурс]. Режим дсотупа: https://studref.com/492758/kulturologiya/translyatsiya_kultury_akkulturatsionnye_strategii_sotsialnaya_identichnost#530
12. Концепция «плавтльного котла». Мультикультурализм.

 

Культурные контакты являются существенным компонентом взаимодействия между народами. В процессе взаимодействия культуры пс только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в процессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, взаимно адаптируются путем заимствования их лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя эти новые элементы: в своей жизни. Кроме того, с необходимостью адаптации к новым культурным условиям сталкиваются бизнесмены, ученые и т.п., выезжающие на непродолжительное время за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой, длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты, персонал иностранных компаний, миссионеры, администраторы, дипломаты, наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда.

Все они должны не просто приспособиться, но и стать полноценными членам и нового общества и культуры. Обычно добровольные мигранты готовы к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически готовы к переезду и жизни в чужой стране. В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.

Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что данные процессы происходят автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Результат аккультурации также ставился в зависимость от относительного веса (числа участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла концепция Америки как плавильного котла культур: культуры народов, приезжающих в эту страну, смешиваются в этом котле, и в итоге образуется новая однородная американская культура.

Еще недавно ученые считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой.

Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают эту стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп. Если раньше сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы оценивалось как затрудняющее процесс аккультурации, сегодня оно оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для беженцев (недобровольных мигрантов).

Обычно считается, что члены недоминирующей группы свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает далеко не всегда.

Доминирующая группа может ограничить выбор или вынудить этих людей к определенным формам аккультурации. Так, выбором аккультурации недоминирующей этнической группы может стать сепарация, но если она носит вынужденный характер, т.е. возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то тогда она становится сегрегацией. Если люди выбирают ассимиляцию, они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур, однако если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Довольно редко группа меньшинства выбирает маргинализацию — чаще всего люди становятся маргиналами в результате попыток сочетать насильственную ассимиляцию с насильственной сегрегацией.

Интеграция может быть только добровольной как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства, поскольку представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить как народу со своей культурой.

Список источников

Садохин А.П. Введение в теорию меяскультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. — М.: КИОРУС, 2014. — 254 с. — (Бакалавриат).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: