Логопедическая работа при нерезко выраженном недоразвитии речи

Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с б—7 лет поступают в подготовительный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней гра­нице третьего уровня, при условии достаточной школьной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обяза­тельным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.

Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

• формирование полноценной звуковой стороны речи (вос­питание артикуляционных навыков, правильного звукопро­изношения, слоговой структуры и фонематического воспри­ятия);

• подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;

• дальнейшее развитие связной речи.

Формирование речевой практики как основы усвоения эле­ментарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.

Успешная коррекция речевого недоразвития осуществля­ется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию позна­вательной деятельности дошкольников.

В условиях специального учреждения весь комплекс пере­численных задач решается четкой организацией жизни де­тей и правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий. Их выполнению служит бытовая деятельность детей, целенаправленные наблюдения за приро­дой, жизнью людей и животных, собственные действия с пред­метами, игрушками, различные виды игр.

Основная работа по коррекции речевого недоразвития осу­ществляется логопедом на занятиях. Логопедические заня­тия подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Они включают в себя: формирование словарного запа­са; грамматической правильности речи и развитие связной речи.

На занятиях по формированию звуковой стороны речи наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек.

Распределение детей на подгруппы проводится логопедом с учетом выраженности речевого дефекта.

Систематически проводятся индиви­дуальные занятия с одним ребенком или с 2—4 детьми, име­ющими однородные формы речевой патологии.

Воспитатель планирует свою работу с учетом общепедаго­гических и специальных логопедических задач.

Продолжается работа по развитию понимания речи. Детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значе­ние слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к дан­ной ситуации. Формируется умение выделять части предмета. Предмет­ный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков пред­метов они учатся их группировать в практической деятель­ности. Уточняется значение существительных с уменьшитель­но.

На основе уточненного пассивного речевого запаса органи­зуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляют лексические и грамматические знания.

Одновременно с обогащением словарного запаса происхо­дит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, разли­чать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по сло­воизменению и словообразованию, по составлению словосоче­таний и предложений.

Усвоение лексических значений и грамматических спосо­бов выражения различных отношений дает возможность бо­лее широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по фор­мированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятель­ности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, дети подготавливаются к умению связ­но рассказывать об увиденном. Разнообразные приемы и спо­собы обучения детализируют в соответствии со структурой дефекта. Дети учатся рассказывать о последовательно вос­производимых действиях, составлять простые рассказы по сле­дам выполненной серии действий. В процессе обучения различным видам рассказов-описаний проводятся упражне­ния в сравнении предметов.

Практическое усвоение грамматических категорий соче­тается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать и сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (число, род, падеж). Детей обу­чают тому, что одну и ту же мысль можно выражать различ­ными языковыми средствами. Это побуждает их употреблять сложные предложения с придаточными разных видов.

Формируется также умение противопоставлять однород­ные члены предложения, пользоваться союзами (а, и и др.).

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий. В это время уделяется вни­мание закреплению навыка свободного пользования в речи поставленными звуками, а также их дифференциации, как и на слух, так и в произношении. На протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием четко­сти речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости. Вклю­чаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Продолжается работа по обучению де­тей грамоте. Это подготавливает необходимую основу для их успешного обучения в школе, а также предупреждает воз­можность возникновения специфических ошибок при пись­ме и чтении.

 

 

Лекция 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: