Вывод. Использование методологии зависит от двух факторов: от выбора истинных методов и опыта исследователя – ученика, студента, аспиранта, ученого

 

3. Философия техники. Господство техники!!!

Современная наука превращается в производительную силу общества. Она воплощается в технике и технологий.Возрастание роли техники привело к формированию ФТ. Термин введен в 1877 г. нем философом Э. Коппом, опубликовавшим книгу «философия техники»

Техника (с греч. искусство, мастерство)

Три значения

- обозначение мастерства (искусства – субъекта какой-либо деятельности);

- для обозначения средств и орудий деятельности– технология – наука о технике, ее сущности и роли в жизни человека и общества;

- особое отношение человека и общества к миру, как материалу источнику вещества и энергии, превращающее бытие лишь в форму человеческого существования.

Сущность техники сложна, дается К.Ясперсом. Черты:

- техника – это часть рационализации общества. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка;

- техника – это применение силы природы против самой природы; основана на научном знании. В науке – открытие, а в технике – изобретение;

- человек посредством техники создает искусственную среду – техносферу.

Сущность – техника есть то с помощью чего он преобразует природу, самого себя и общество. Основная социальная функция техники- конструирование и реконструирование предметной реальности. Техника – это, чем человек воздействует на окружающий мир.

История техники – это объективная предпосылка человеческой деятельности.

Ручной труд, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника и автоматизированная техника.

В книге "Речи о позитивном разуме" французский философ-позитивист О.Конт подчеркивал, что техника управляет наукой, а не наоборот. В соответствии с этой точкой зрения, истина есть интеллектуальное следствие практической пользы. Из позитивистких идей Конта и других философов родилась философия прагматизма (США). Существенную разницу между двумя видами взаимосвязи с действительностью на уровне глубинных человеческих потребностей выявил российский психолог С. Рубинштейн, который отмечал, что наука вызвана желанием обзнакомиться с вещью, а техника- желанием обладать ею. Сегодня мы наблюдает, что наука все более утрачивает гуманистический смысл,превращаясь в вид бизнеса.

С 70-ых гг. ХХ ст. в постиндустриальных обществах кардинально изменилась технология - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Смысл изменений в том, что человек из придатка машины превратился в организатора и контролера техники. Машины включаются в его интеллектуальную деятельность. Происходит объединение науки с технологией. В отличие от техника, инженер обязан и обеспечить нормальное функционирование техники, и изобретать научные методы по ее развитию - технологии.

Проблемыотношений человек - техника:

1. В технологических артефактах человек теряет свою целостность, ослабляясь духовно и физически, хотя внешне выглядит более сильным, быстрым и проч. Internet, кроме массы облегчений, таит опасность интеллектуальной дистрофии, о которой более 200лет назад говорил Д.И. Фонвизин устами матери Митрофанушки, госпожи Простаковой: «Зачем знать географию, ямщик и так довезет». Труд инженера превращается в рутинную работу -  с компьютером и проч. гаджетами.

2. Техника от служанки науки поднялась на одну с нею высоту, стала научной. Поэтому возникает проблема, что важнее наука или техника, что развивать в первую очередь?

3. Технологическая эйфория (эмоц. подъем) изменяет мировоззрение, ценности людей. Горние вершины уже не манят. Это негативно сказывается на самой науке - блокируется один из мотивов ее развития – любопытство. Это подтверждается отсутствие фундаментальных открытий (парадигм) на протяжении более полувека. Постепенно люди осознают, что техника должна быть дополнена гуманитарной составляющей – заботой о физическом и духовном здоровье, экологической безопасности (биотопливо…). В некоторых странах появилась новая дисциплина, техноэтика. В США христианские заповеди включены в «Кодекс технолога», а в ФРГ новые технологии должны отвечать критерию роста общественного благосостояния.

Оценка роли техники троякая: техника нейтральна сама по себе и ее значение зависит от человека:

- оценка положительная (продумать аргументы самостоятельно)

- оценка нейтральная

- оценка негативная: кризис между техносферой и биосферой – экологический проблемы.

Вывод. Поскольку техника оказывает влияние на все стороны жизни современного человека, возрастает и ее роль, и значение философии в ее критической оценке и в формулировании нового идеала и понимания техники.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: