2. Общенаучные методы познания разделены на три группы:
- Эмпирические методы.
Основной формой познания на эмпирической ступени является научный факт, а методами получения фактов выступают – научное наблюдение, научное измерение, научный эксперимент, а также описание.
Научные факт – это сторона объективной реальности, зафиксированная средствами научного наблюдения и эксперимента. Научное наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие действительности. Чем «нейтральнее» наблюдение, тем больше конкурирующих теоретических объяснений возможно для его описания.
Научное и змерение - определение количественных характеристик качественно однородных объектов (температуры, длины волн, скорости излучения и проч.).
Научный эксперимент (в пер. с лат. проба) - испытание явления в искусственных, контролируемых условиях. Это более трудоемкий процесс чем наблюдение. Он включает два этапа: этап подготовку программы и экспериментаторов и этап реализации – управления процессом. Один из видов эксперимента - модельный эксперимент. Модель – это реальный или мысленный образец объекта, способный замещать объект, представить его так, чтобы экспериментатор мог получить новую информацию об объекте. В модели апробируют результаты исследований. М.Э. применяется при исследовании крупных или социальных объектов.
|
|
- методы, используемые как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне
-Переход к теоретической ступени реализуется после обработки фактов их описания научным языком. Процедура описания – вся система фиксирования данных наблюдений или экспериментов с помощью принятых в науке обозначений.
Основными методами перехода от эмпирии к теории являются анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, выдвижение гипотез.
Анализ – деление целого на части, позволяет, сравнив разные предметы, обнаружить в них общие свойства, но не пояснить как осуществляется переход к целому.
Синтез – воссоздание целого эффективен, но непонятно как из него возникают части.
Научные приемы, индукция и дедукция, соответствуют синтезу и анализу соответственно. Индукция – следование от единичного к целому. Дедукция – выведение из общих теорий частных знаний.
Гипотеза (с греч. предположение) – не доказанное, вероятностное допущение о сущностной связи между явлениями. В отличие от фактов и теорий гипотеза –не достоверное знание. В отличие от научной фантазии, гипотеза наряду с предположительным знанием содержит некоторые элементы достоверности, которые предполагают создание условий для опытной проверки. Например, гипотеза о возможности наличия воды на Марсе учитывает, достижимость этой планеты и космическими ракетами, и современными средствами телеметрии.
|
|
- Теоретическая наука:
Основной формой познания на теоретической ступени является теория. Структуру теории составляют формы мысли - понятия, законы, принципы, идеи. Они обусловливают достижение цели науки – выяснить каузальные связи между известными и новымисобытиями.
Подтверждением достигнутой цели служит научная точность – свойство, выражающее степень устойчивости между объяснением к-либо феномена и объяснительным идеалом.
Видом теории выступает концепция – определенный способ понимания явления или ведущий идейный замысел.
Основные методы создания научных теорий гипотетико-дедуктивный и аксиоматический, идеализация.
Смысл гипотетико-дедуктивного в том, что ученые чаще восходят не от фактов к теориям, а от гипотез к высказываниям. Поэтому новые знания выводят их гипотезы, после чего сравнивают с протокольными предложениями, имеющими силу общих законов.
Суть аксиоматического метода − выведение новых положений из самоочевидных.
Идеализация – мысленное конструирование не существующих объектов, имеющих прообразы (точка, абс. твердое тело, идеальный газ, фиксирующие общее).
В наше время - конец 20-21 века возрастает роль технологий и информации в условиях глобализации. Быстро меняется методологическая парадигма.
Парадигма – совокупность принципов, обеспечивающих постановку и решение проблемных ситуаций текущего момента, то есть конкретной эпохи. Синергетическая методология.