1. Преемственность – сохранение положительного содержания старых знаний в новых.
2. Чередование – чередование периодов относительно спокойных эволюционных и периодов крупной ломки фундаментальных законов и принципов научной революции. Томас Кун.
3. Дифференциация – выделение все новых научных дисциплин и интеграция – синтез знания – объединение усилий ряда наук и их методов.
4. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизации и диалектизации.
Критерии научности – особенности научного познания.
Задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности.
Цель и высшая ценность научного познания – объективная истина.
Ориентация научного знания на то, чтобы воплотиться в практике.
Критерии: строгая доказательность и обоснованность в получении результата, рациональность через рассудок, мышление и Разум.
Роль философии в научном познании.
а) наука экстравертна – нацелена во вне, на познание мира и человека как его частицы. Цель философии интровертна - самосознание человека, смысл его бытия в мире;
|
|
б) средства науки - проверенные опытом факты и понятия, арсенал философских средств более разнообразен – здесь и поэтическое слово, и моральные требования, и логико-эмпирические формы;
в) научные знания принципиально удостоверяются или фальсифицируются (опровергаются) конкретным, а философские - универсальным опытом. Кроме того, философия размышляет о верованиях, которые в науке принимают без доказательств (например, допущение о согласованности знаний о вещах с самими вещами, аксиомы в математике, понятия сила, вес и проч в физике и др.).
Влияние философии и науки взаимное. Философия черпает научные знания для предельных обобщений, которые затем предлагает науке в качестве мировоззренческих и методологических предписаний. Смысл мировоззренческого аспекта ценностно-гуманистический. Его хорошо выразил австр. ф-ф Р. Штайнер: «научные истины становятся истинами в подлинном смысле слова, если философия оправдывает их человеческое значение» ( способствуют повышению ценности личности).
Философия по отношению к науке выполняет ряд функция.
- Цель «здравого смысла» - адаптация к ближайшей реальности. Цель научного познания – объяснение и предсказание не только ближних, но и возможных дальних событий. Обыденное знание основано на житейском опыте непосредственные наблюдения, а главные средства науки – эксперимент и теоретические объяснения. Язык здравого смысла – естественный, а науки – специальный – теоретический. Повседневное знание более древнее. Оно возникло около 10 тыс. лет тому назад, в эпоху «неолитической революции» (новый каменный век), – перехода к земледелию и скотоводству. Адаптационная здравого смысла удерживает от попыток реализации утопий, несбыточных фантазий. Недостатки - стихийность, приблизительность знаний.
|
|
- Художественное (эстетическое) знание так же появилось на заре человеческой эволюции. Цель художественного познания – вызвать у субъектов эмоциональный подъем, наслаждение красотою. Цель науки – истина, т. е. адекватное описание объекта. Язык художественного знания – образность, выразительность. Наука, напротив, фиксирует в объектах общее четкими логическими средствами.
Вывод. Эпистемология как теория научного познания выполняет методологическую функцию в познавательной деятельности.
Вопрос. Методология научной деятельности.
Если теория является результатом познания, то методология является способом достижения этого знания. Как организовать деятельность, чтобы получить результат?
Метод (с греч. – путь к чему -либо ) – способ деятельности субъекта в любой ее сфере – духовной/интеллектуальной или практической.
Понятие «Методология» имеет два основных значения:
- система определенных методов – правил, принципов, принятых в той или иной сфере деятельности – науке, политике, искусстве и т.д.
- учение об этой системе, общая теория методов.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Это своеобразная система социально-апробированных правил и нормативов познания и деятельности, сравниваемая со свойствами и законами действительности.
Природа метода. Не только теория – научные знания, но и путь достижения знания тоже должен быть истинным. Фрэнсис Бекон – основоположник эмпирической методологии уподоблял метод – фонарю, освещающему путь к истинному знанию. Истинность метода всегда обусловлена содержанием объекта исследования. Где искать происхождение метода? Не в головах людей, а в практике – реальной действительности. Но в действительности есть объективные законы природы и общества. В этом смысле любой метод объективен – содержателен, фактичен, но он и субъективен, но не как чистая субъективность, произвол, надуманность, а как продолжение объективности из которой он вырастает,
Т.о, метод имеет две стороны – содержательную и субъективную по восприятию. Субъективная сторона метода в том, что его носителем является конкретный человек.
Метод развивается в единстве объективного и субъективного при ведущей роли последнего.