Эпистемология – теория научного познания

ЛЕКЦИЯ №12

По философии

Тема: «Методологические проблемы научного познания»

План

Эпистемология – теория научного познания.

Методология научной деятельности.

Философия техники и технологии.

Цели и задачи лекции: выявить особенности научного познания; рассмотреть основные методы познания и методологические уровни научной деятельности; проанализировать влияние науки на развитие техники.

Основные категории темы: эпистемология, наука, техника, парадигма, метод, методология,

Предыдущая лекция была посвящена проблемам гносеологии. Сегодня эта тема является частью более широкого раздела философии, который называется «Философия науки», возникшая в конце ХХ – начале ХХ1 вв. «Философия науки» включает гносеологию, эпистемологию, философию техники (технологии) и другие проблемы.

Эпистемология – теория научного познания.

Интерес современной философии к науке и технике обусловлен, с одной стороны, превращением их в главный источник роста материального благосостояния общества, а с другой - осознанием негативных последствий этого влияния (научно-технический прогресс «ответственен» за экологическую проблему, утрату духовности и другие глобальные проблемы…).

Раздел философии, в котором исследуются всеобщие проблемы науки, называют «эпистемология». Высшая форма научного познания – научная истина и объективные законы бытия/мира.

Проблемы эпистемологии:

1) сущность и особенности научного знания;

2) о месте науки в познании, отношении ее с другими формами знания;

3) о структуре и методологии науки, ее элементах, формах, принципах;

4) о тенденциях развития науки;

5) о связи науки с техникой и технологией;

6) о роли в науки и техники в жизни современных сообществ…

Две первые проблемы тесно сплетены: решения одной влияет на решение второй и наоборот.

Ненаучные знания – обыденно – практическое, художественно-образное, игровое, мифологическое, паранормальное (около науки – магия, алхимия, астрология), философское. Все они отличается целью, средствам и конечному результату:

Возникновение и становление науки.Несмотря на то, что отдельные научные знания возникли еще в 3-2 тыс. до н.э. (математические вычисления у египтян, теоремы Пифагора, астрономические, географические, медицинские учения), лишь в ХVII столетие наука приобрела независимый от религии статус, перестала быть «служанкой богословия». Это выразилось в следующем:

1. Был осуществлен переход от техне (ремесла) к эпистеме (теоретическому знанию).

2. Обозначились два уровня науки – теоретический и эмпирический: математика повернулась лицом к физике. Г. Галилей (1564-1642) в «Пробирочнике» отмечал, что «книга природы написана языком математики» (телескоп - не просто усовершенствованная «на глазок» подзорная труба, а инструмент, созданный по точному математическому расчету). Ученые приступили к продуманным эмпирическим наблюдениям. Используя образы Ф.Бэкона, можно сказать, что они от «пути муравья» стали на «путь пчелы».

3. Наконец, наука получила общественное признание, институализировалась: подготавливаются научные кадры, оплачивается научная деятельность, научные открытия и изобретения оцениваются «кастой» профессионалов.

Наука имеет свою историю (этапы развития науки):

- преднаука от начала арифметики 5-6 в до н.э. не было системы До ХVII столетия существовали отдельные стороны или элементы науки

- классическая наука – ХVII – Х1Х вв. – объективизм, только чистый Объект, исключение субъективного фактора Ньютон - законы механики.

Наука в современном смысле слова появляется в Новое время (XVII - XVIII вв.) и сразу же начинает очень динамично развиваться. Сначала в XVII в. закладываются основы современного естествознания: разрабатываются опытно-математические методы наук о природе (усилиями Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка) и классическая механика, лежащая в основе классической физики (усилиями Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Х. Гюйгенса), опирающаяся на классическую математику (в частности, на геометрию Евклида). В этот период научное знание становится в полном смысле слова доказательным, систематизированным, опирающимся на специальные исследовательские процедуры. Тогда же появляется, наконец, научное сообщество, состоящее из профессиональных ученых, которое начинает обсуждать научные проблемы, появляются специальные учреждения (Академии наук), способствующие ускорению обмена научными идеями. Поэтому именно с XVII в. говорят о появлении науки как социального института.

Развитие западноевропейской науки шло не только за счет накопления знаний о мире и о себе самой. Периодически происходили смены всей системы наличного знания – научные революции, когда наука сильно менялась. Поэтому в истории западноевропейской науки выделяют 3 периода и связанные с ними типы рациональности:

1) период классической науки (XVII – начало ХХ в.);

2) период неклассической науки (1-я половина ХХ века); в неклассической науке ХХ в. в процесс познания включается субъективный фактор. Теория относительности Энштейна.

3) период постнеклассической науки (2-я половина ХХ века). Постнеклассическая наука – современная наука. Возрастает роль субъективного фактора в познании. Идеалы – гуманные образы для познания. Создавать, что работает во Благо Человечества. Запрет на открытия негуманные, направленные против Человека.

3

Современная, – постнеклассическая – наука, поняв мир как человекомерную коммуникативную реальность, стремительно начала расширяться. Антропологическое знание в целом стало точкой роста науки. Так все проблемные сферы исследований, каким-либо образом соотносящиеся с человеком, стали именовать себя антропологией определенной области знания. Например, философская, этническая, религиозная, экономическая, синергийная, интегративная и пр. антропологии. Можно сказать, что сформировалось предметно-антропологическое древо, которое дает все новые ростки, показывая активный процесс самоорганизации науки и обновления ею своих собственных методологических оснований.

В каждый из периодов расширяется поле исследуемых объектов (от простых механических к сложным, саморегулирующимся и саморазвивающимся объектам) и меняются основания научной деятельности, подходы ученых к исследованию мира – как говорят, «типы рациональности».

Итак, что такое наука?

Наука – это специфическая форма познания, тип духовного производства и социальный институт; упорядоченная система теоретического знания и деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью – постижение истины и открытие объективного знания.

 Как целостная система наука включает три стороны:

- система знаний;

- тип духовного производства;

-социальный институт, как государственный институт – система учреждений.

Важнейшей чертой науки является творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности; совокупность знаний, приведенных в систему на основе определенных принципов.

Принцип (с лат. – основополагающее положение гносеологии). Их более 10.

1. Принцип объективности утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта познания.

2. Принцип познаваемости считает, что для субъекта нет барьеров на пути освоения объекта, а если и существует, то только между тем, что познано и еще не познано.

3. Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что познание объекта есть процесс отражения возможностями субъекта

4. Принцип определяющей роли практики (деятельность по преобразованию окружающего мира) в познании.

5. Принцип творческой активности (не зеркальная деятельность, а создание нового при активности и волевой направленности на объект) познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: