Целеполагание как базовый элемент самоорганизации

Если рассматривать все компоненты голографической модели самоорганизации, то, несомненно, самым значимым из них является первый – целеполагание. Недаром некоторые исследователи весь процесс самоорганизации делят всего на две части: целеполагание и целедостижение. Англичане говорят, что человек, который не имеет собственных целей, работает на чужие. А древнекитайская мудрость гласит: «Для корабля, который не знает куда плывет, ни один ветер не будет попутным».

Наибольшего успеха добиваются люди, имеющие сильные желания, с которых начинается любое движение. Однако чтобы двигаться к осуществлению своего желания методично и целенаправленно необходимо его осознать и сформулировать, то есть поставить цель. Максимальное сосредоточение на цели есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю своего потенциала невозможно реализовать, не научившись ставить цели.

Осознанная цель представляет собой образ конечного результата, и, задавая направление движения, побуждает человека к действиям, не позволяя ему размениваться по мелочам и тратить время впустую. Получив конкретную цель, подсознание человека начинает по-новому перерабатывать всю поступающую информацию, безошибочно направляя нас на ее достижение и выдавая порой очень неожиданные и эффективные решения. Если цель ясна, а человек достаточно настойчив, то процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей. Печальный факт состоит в том, что менее трех процентов человечества фиксируют свои цели на бумаге. И менее одного процента из них пересматривают и переосмысливают эти цели более-менее регулярно.

Так почему же люди не ставят перед собой цели?

Первая причина, состоит в том, что люди не готовы взять на себя ответственность за собственную жизнь. Принятие на себя полной ответственности за свою жизнь и все, что в ней происходит, является первым шагом к постановке цели. Безответственный человек всю свою творческую энергию использует на придумывание отговорок по поводу своей неспособности добиться прогресса.

Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в низкой самооценке. Человек, живущий с ощущением того, что он ничего хорошего не заслуживает или что он недостаточно хорош, вряд ли способен оптимистично смотреть на месяцы и годы вперед, ставить перед собой серьезные цели.

Третья причина в том то, что они люди не осознают важности целеполагания. Если вы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то вы можете стать взрослым, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если вы принадлежите к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, для вас вполне естественным будет предположить, что цели не являются важной частью жизни. Подавляющее большинство окружающих нас людей идут в никуда, поэтому, не проявив должной осторожности, вы смешаетесь с толпой и пойдете вслед за ними – в никуда.

Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе можно получить университетский диплом, так ничего и не узнав о целеполагании, и это при том, что данное умение для вашей карьеры и счастья куда важнее любого другого умение, освоенного вами в процессе получения образования.

Пятая, и наиболее часто встречающаяся причина, по которой люди не ставят цели, – это страх неудачи, включая в том числе, страх получить отказ и страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и насмешками окружающих. Со временем ребенок прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.

Причина страха неудачи в том, что люди не понимают его роли в достижении успеха. Неудача является предпосылкой успеха. Томасу Эдисону пришлось проделать более 11 тысяч экспериментов перед тем, как он изобрел углеродсодержащую нить накаливания, что привело к появлению первой электрической лампочки. Когда, после того как он провел более пяти тысяч экспериментов, к нему пришел молодой журналист и спросил, почему тот настойчиво продолжает экспериментировать после столь многочисленных неудач, Эдисон ответил ему: «У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил пять тысяч способов, которые никуда не годятся. В результате я на пять тысяч способов ближе к тому способу, который сработает».

Поэтому. Ищите во всем хорошее. Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.

И исключите из своего лексикона слова «провал», «поражение», «неудача». Замените их на «временный сбой» или, еще лучше, на «ценный урок».

Следующая проблема, с которой сталкивается человек, занимающийся целеполаганием, – это отделение собственных целей от неосознанно заимствованных или навязанных окружающими, социумом. Ведь самый простой способ найти свою цель – это выбрать что-нибудь наиболее симпатичное из чужих «хочу». В этой простоте и кроется проблема. Еще Пифагор отмечал: «Каждый знает, чего он хочет. Но мало кто знает, что ему надо». То есть очень важно, чтобы ваше субъективное «хочу» отражало объективное ваше собственное «надо».

Правильно поставленная цель выполняет несколько функций:

1. Направляет усилия в заданном направлении, помогая в любых обстоятельствах выбирать и делать то, что работает на достижение цели.

2. Позволяет оценивать успешность действий.

3. Продвижение к цели, а тем более ее достижение придает новые силы и создает положительный настрой, закрепляющий конструктивную модель поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: