Лекция 1. Самоорганизация в учебно-профессиональной деятельности (страница 6 из 7)

Психологические установки, повышающие эффективность самоорганизации

Для того чтобы организовывать собственную деятельность и нести ответственность за ее результаты, необходимо быть уверенным в себе, самостоятельным человеком. А уверенность в себе снижает целый ряд ложных психологических установок, которые часто формируются у человека в процессе воспитания. Выявить и осознать эти установки вам поможет знакомство с вашими личными правами, которые ложные установки ограничивают. Это права личные в том смысле, что только от самого человека зависит – сможет ли он этими правами воспользоваться. А воспользоваться ими не легко, поскольку вместе с этими правами человек берет на себя и ответственности за собственную жизнь.

Перейдем к рассмотрению личных прав, без которых невозможна самоорганизация деятельности человека.

1. Право отказывать и не чувствовать себя при этом эгоистом. Не бойтесь показаться черствым – из-за того, что вы отказываетесь выполнить чью-то просьбу, вы не становитесь плохим. К тому же всем угодить невозможно.

2. Право не оправдываться перед другими за свое поведение. Робкого человека всегда можно вычислить именно по тому, что он оправдывается и извиняется направо и налево – даже тогда, когда от него этого не требуют.

3. Право на то, чтобы не нравиться кому-то. Для всех все равно мил не будешь – будьте самим собой, и тогда самым естественным образом выяснится, кто есть кто в вашем окружении: кто друг, кто враг, а кто просто приятель.

4. Право на собственную оценку своих поступков, мыслей и чувств. Будьте независимы от мнения окружающих, не ориентируйтесь исключительно на то, что думают о вас другие. Если вас упрекают за что-то, а вы считаете себя невиновным, не бойтесь сказать: «Это моя позиция, и вам придется иметь ее в виду».

5. Право на изменение своего мнения. Конечно, нужно иметь свои жизненные принципы, но и нужно иметь в виду, что каждый человек со временем меняется. Это вполне естественно, поэтому, если вас упрекают в непоследовательности, вы всегда имеете право сказать: «Да, вчера я думал так, но сегодня я думаю по-другому, потому что я живой человек, а не машина».

6. Право на ошибки и ответственность за них. Не бойтесь ошибаться. Это необходимо для вашего нормального развития. Не зря же говорят, что на ошибках учатся.

7. Право решать, принимать ли на себя чужие проблемы и ответственность за них. Если кто-то хочет взвалить на вас свою проблему, вы всегда вправе отказать ему. Многие очень любят загружать таким образом других людей. Спокойно подумайте и взвесьте все «за» и «против», прежде чем соглашаться помочь кому-то.

8. Право на нелогичное решение. Кто-то может пальцем у виска крутить, оценивая ваш нелогичный поступок, но вы не обязаны отчитываться перед ним. Будьте нелогичны и парадоксальны, если в этом проявляются ваша индивидуальность и ваш стиль поведения. Только не забывайте: ваша нелогичность не должна наносить вред другим людям.

9. Право на незнание. Иногда застенчивый человек боится признаться собеседнику, что он чего-то не знает, – приходится отводить глаза и согласно кивать головой. Не стесняйтесь в таких ситуациях честно признаться: «Я этого не знаю». Или: «К сожалению, это имя мне незнакомо».

10. Право на непонимание. Навязчивые собеседники часто используют намеки. Они говорят: «Ну, вы понимаете, что я имею в виду...» Смело отвечайте таким: «Нет, не понимаю. Объяснитесь».

11. Право быть независимым от чужой жалости и снисхождения. Если вы даете повод человеку, с которым общаетесь, пожалеть вас, то вы постепенно попадете под его влияние. Возможно, вам это даже приятно, но тогда не жалуйтесь на свою зависимость.

Лекция 1. Самоорганизация в учебно-профессиональной деятельности (страница 7 из 7)

Заключение

Заключение

1. Психическая самоорганизация – это способность (умение) человека организовать собственную деятельность. В зависимости от сферы приложения самоорганизации выделяют техническую, биологическую, социальную и личностную (психическую) виды самоорганизаций, которые базируются на различных принципах.

2. Существуют четыре основных подхода к исследованию психической самоорганизации: личностный, деятельностный, интегральный (личностно-деятельностный) и технический. Наиболее адекватным для анализа состава и структуры процесса самоорганизации является системный структурно-функциональный подход.

3. Голографическая модель процесса самоорганизации включает в себя пять функциональных компонентов (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия).

4. Наиболее общим законом личностной самоорганизации является закон оптимальной самореализации (самосохранения и развития). Закон динамического равновесия психических процессов и состояний личности соответствует всеобщему закону природного мира А.М. Ковалева: «всякое структурное образование существует лишь до тех пор, пока в нем сохраняется динамическое равновесие между его элементами».

5. Существует два вида механизмов самоорганизации: адаптационные и пороговые (бифуркационные). Целеполагание является базовым элементом самоорганизации. Ложные установки ограничивают личные права человека, без соблюдения которых невозможна его эффективная самоорганизация.

Лекция 2. Самообразование в освоении профессии строителя (страница 1 из 5)

Введение

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:

- учебно-профессиональная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная и профессиональная деятельности;

- все компоненты учебно-профессиональной деятельности должны быть освоены с тем, чтобы планировать, организовывать и контролировать процесс образования самостоятельно.

- самообразование является неотъемлемой частью профессиональной деятельности;

- самообразование в профессиональной сфере включает в себя те же элементы, что и профессиональная подготовка в вузе;

- существуют механизмы, помогающие запустить и поддержать процесс самообразования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: