Основные составляющие процесса целеполагания

С точки зрения качественных характеристик процесс целеполагания зависит от следующих 5 основных факторов:

1- уровень предпринимательства, т.е. состояние экономики и хозяйственной деятельности фирмы;

2- структура предпринимательства, т.е. структура экономики и хозяйственной деятельности фирмы;

3- доля рынка и скорость ее роста (падения);

4- распределение ресурсов и анализ рисков;

5- социальная среда.

Уровень предпринимательства

В зависимости от цикла развития предприятия можно зафиксировать состояние экономики и хозяйственной деятельности фирмы в трех позициях:

1 – рост;

2 – стабилизация;

3 – спад.

Для каждой из этих позиций существуют существенные отличия при целеполаганиии. Поскольку каждой из них необходима принципиально разная стратегия.

Структура предпринимательства

При этом определяются масштабы деятельности предприятия и критерии деловой активности на перспективу. Кроме того, структуру предпринимательства можно определить как одну из следующих форм:

1 – однопродуктовый бизнес (простой);

2 – доминантный бизнес – в диверсифицированной компании делается ставка на 1 продукт;

3 – относительный бизнес – в диверсифицированной компании старый доминантный продукт вытесняется новым;

4 – безотносительный бизнес – в диверсифицированной компании имеет место равноправное положение всех видов бизнеса.

В процесе целеполагания необходимо выделить направления деятельности, которые будут приоритетными в плановом периоде. Наиболее популярной при этом является концепция выделения структурных хозяйственных подразделений или зон хозяйствования, которым придается статус стратегических.

Доля рынка и скорость ее роста (падение)

Доля рынка фирмы - % продаж ее товара от общего объема продаж на рынке за определенный период времени.

По западным оценкам существует зависимость между долей рынка и прибыльностью. В среднем подсчитано, что отличие в 10% доли рынок достигается отличием в 5% прибыльности на инвестируемый капитал.

Предприятие должно следить не только за величиной, но и за качеством доли рынка, при этом скорость роста зависит от следующих условий:

- внешняя ситуация;

- уровень внутреннего управления;

- финансовые возможности;

- степень конкурентоспособности продукции и т.д.

При этом необходимо контролировать темпы роста, т.е. если прирост (скорость роста) не будет вытекать из внутренних возможностей предприятия и не будет учитывать реальные изменения внешней среды, то это может привести в дальнейшем к разладу в экономике предприятия и глубокому кризису.

Поэтому в процессе целеполагания следует отражать стремление к реальному росту и необходимо уметь ощутить первые симптомы нестабильности экономики предприятия, быстро определить их причины и ликвидировать их.

Распределение ресурсов и анализ рисков – определение ограничений развития предприятия, поскольку для любого предприятия ресурсы имеют определенный масштаб и должны быть учтены при целеполагании. При этом необходимо анализировать возможные риски, возникающие из-за большой неопределенности внешней среды, поэтому анализ рисков, особенно рыночных и финансовых, является логическим продолжением распределения ресурсов. Поэтому они рассматриваются одновременно.

Социальная среда – фактор поддержки и развития человеческого фактора и эта сфера должна давать необходимую информацию в процессе целеполагания.

Качественные характеристики целей должны подкрепляться количественными показателями, которые позволяют конкретизировать стратегический план. При этом как показал опыт, специализированные предприятия делают упор на показатель роста и увеличения доли рынка, а диверсифицированные – на прибыль.

Однако существует наиболее интегрированный показатель при целеполагании – объем продаж, потому что все остальные показатели характеризуют предприятие или с т.з. факторов его формирования (темпы роста, затраты) или соотношения с ним других показателей. Т.е. практически все показатели деятельности предприятия являются производными от объема продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: