На первый взгляд может показаться, что процесс обучения явление сложное, но вполне знакомое, ведь каждый человек включается в этот процесс с момента своего рождения. Существуют различные способы, позволяющие человеку приобрести жизненный опыт в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это учение, обучение, научение, учебная деятельность. К самообразованию, о котором пойдет речь в данной лекции, прямое отношение имеет учебная деятельность.
Учебная деятельность - это индивидуальная деятельность того, кто усваивает знания, обеспечивающие умственное развитие. Учебно-профессиональная деятельность направлена на освоение знаний, умений, способностей, позволяющих человеку стать компетентным профессионалом. Эта деятельность продолжает психическое развитие человека, в результате которой:
· профессионализируются познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, речь);
· формируются устойчивые профессиональные интересы и потребности;
· вырабатываются способы поведения, адекватные (приемлемые) в соответствующей профессиональной сфере.
Учебно-профессиональная деятельность не имеет возрастных границ, и ее полновластным хозяином является сам человек, который самостоятельно совершенствует себя в выбранной профессии.
Структура учебно-профессиональной деятельности аналогична любой другой деятельности: игровой, учебной, трудовой, общения. Она включает четыре звена: мотивационное, ориентировочно-планирующее, исполнительное, контрольно-оценочное. Каждое звено состоит из компонентов (мотивы, задачи, действия), а те, в свою очередь, имеют соответствующие элементы (табл. 1).
Таблица 1.
| Структура учебно-профессиональной деятельности | |||
| № | Звено | Компонент | Составляющие |
| 1 | Мотивационное («зачем») | Мотивы учебно-профессиональные | · Познавательные · Социальные · Внешние |
| 2 | Ориентировочно-планирующее | Задачи учебно-профессиональные | · Специально-предметные · Общепсихологические · Общелогические · Рефлексивные · и другие |
| 3 | Исполнительное | Действия учебно-профессиональные | · Обобщение · Применение · Построение гипотез · Моделирование · и другие |
| 4 | Контрольно-оценочное | Действия контроля | · По результату · По продукту · Планирующее |
Мотивационное звено. Мотивация - это одно из ключевых психологических понятий, которое объясняет истоки активности человека. Когда говорят о мотивации, то подразумевают потребности и влечения, установки и интересы, стремления и привязанности личности. Иными словами, акцент делается не на том, как человек действует, а на том, ради чего осуществляет он свои действия и поступки.
Осваивая ту или иную профессию, человек может опираться на самые различные мотивы.
Например, интересы человека лежат в сфере познания, и он решил посвятить себя научной деятельности. Поэтому в учебно-профессиональной деятельности основным двигателем станут познавательные мотивы. Поначалу это может быть ситуативный интерес к тем занимательным и парадоксальным фактам и закономерностям, которые содержат в себе выбранная им научная область, затем к теоретическим принципам, идеям и концепциям, методом познания.
Интересы другого человека могут лежать в социальной сфере, и для него выбранная профессия является способом занять определенное место в жизни. Поэтому его в учебно-профессиональной деятельности будут поддерживать социальные мотивы. Они могут быть позиционные, узкие или широкие, с осознанием социальной значимости выбранной профессии.
Есть и такие мотивы, которые характерны для тех, кто так и не понял, ту ли профессию он выбрал. В этом случае человек опирается на внешние мотивы. Внешние мотивы полноценной учебно-профессиональной деятельности обеспечить не могут, но могут способствовать получению временных, узко прагматических результатов, например, помогут «не вылететь из вуза».
Самообразование однозначно предполагает понимание того, зачем человек этим занимается. Действительно, если вы обучаетесь, то есть тот, кто может заставить учиться, а если это ваше личное решение? В этом случае можно рассчитывать только на собственную мотивацию и важно понимать, где и как она может вас поддержать.
Ориентировочно-планирующее звено. Обучение идет принципиально разными путями и приводит к различным результатам в зависимости от того, какую ориентировочную основу действия и каким способом человек ее получает. Человечество накопило огромный объем знаний, и существует серьезная проблема в том, чтобы отобрать наиболее значимое для каждого поколения. Существуют разные способы построения учебного материала, в чем легко убедиться, если внимательно проанализировать разные учебники. Наиболее распространенными являются следующие способы построения отобранного учебного материала: концентрический, линейный, системный.
Концентрический способ построения характеризуется тем, что теоретические сведения даются отдельными циклами, на которых основываются определенные системы знаний и умений, как правило, узкопрагматического характера. В этом случае, неизбежны повторы, возвраты к пройденному материалу. Например, при изучении иностранного языка, вы выбираете несколько тем и осваиваете их, каждый раз возвращаясь, когда решите расширить свое познание: обед в кафе, обед в ресторане и т.п.
Линейный способ построения характеризуется последовательным раскрытием логики самого учебного предмета. Например, вы начинает изучать историю развития языка, историю народа – носителя этого языка и т.п.
Системный способ построения самый эффективный, но и самый сложный. Такое построение является продуктом системного анализа учебного содержания, когда выделяется нечто генетически исходное (морфема, корень слова), развитие которой и приводит к появлению бесконечного разнообразия. В этом случае, вы сами становитесь способны порождать новые слова. Если использовать тот же пример с изучением иностранного языка, то вы при таком подходе выделяются основные элементы и способы их преобразования. Затем из исходного слова вы самостоятельно порождаете его производные: ход, вход, входить, поход, походный, ходовой и т.п.
При самообразовании вы сами выбираете предпочтительный для вас способ построения материала. Смотрите, сравнивайте и выбирайте.
В рамках содержания, которое вы намерены освоить, главное место занимают учебные и учебно-профессиональные задачи. Именно задачи, а не знания сами по себе. Знания, конечно, нужны, но они нужны для того, чтобы с их помощью решать различные профессиональные задачи.
Чем отличается учебная задача от конкретно-практической задачи, которые вы обычно решаете? Ничем. Это одна и та же задача, разница в том, как вы воспринимаете задачу.
Если человек воспринимает задачу как единичную ситуацию и стремится только к получению правильного результата, то он решает конкретную, утилитарную задачу, в наивной надежде, что больше таких задач ему решать не придется. Если человек подходит к задаче как к «представителю» целого класса аналогичных ситуаций и ставит своей целью отыскать общий способ решения соответствующих задач, то он решает учебную задачу.
Поставить перед собой учебную задачу, значит войти в ситуацию, требующую нахождения общего способа разрешения этой задачи во всех возможных, конкретных вариантах условия. Поэтому человеку достаточно решить только одну задачу, и про него говорят – способный, ведь он освоил способ.
Профессиональные задачи в отличие от специально разработанных учебных задач, никогда не бывают «очищенными» от контекста, чего-то второстепенного, несущественного. Для того чтобы облегчить переход от учебных к профессиональным задачам, используются разные типы учебно-профессиональных задач.
Во-первых, теоретические, экспериментальные, практические задачи, которые должны быть представлены в полном объеме, чтобы усвоить общие способы и наиболее характерные для данной профессии виды познавательной деятельности.
Во-вторых, общелогические, необходимые для воспитания дисциплинированности мышления, и умения производить обязательный предварительный анализ условий задач. Поэтому наряду с типовыми задачами (в условиях дан набор только необходимых данных) присутствуют экстраполяционные задачи (отсутствуют некоторые необходимые данные и их необходимо самостоятельно определить), провокационные задачи (наряду с необходимыми данными присутствуют несущественные или отсутствуют некоторые необходимые данные и присутствуют «лишние» данные).
В-третьих, общепсихологические задачи, которые образуются разными соотношениями представлений условий задачи наглядными способами (чертежи, схемы, рисунки) и понятийными способами (текст).

Рис. 1. Варианты представления условий задачи
Общепсихологические задачи, как и общелогические, приучают человека думать, прежде чем «кидаться» решать задачу в наивной уверенности, что в ней представлено все и только то, что необходимо для ее решения.
Исполнительное звено. Решение профессиональных задач, будь то научно-исследовательские или конкретно-практические задачи, осуществляется специальными методами, способами решения, представления решения, аргументирования и т.д. Первоначально эти методы выступают как учебные, подлежащие специальному усвоению. Если вы не освоили их в процессе обучения, то вам придется сделать это самостоятельно. В противном случае, освоение сложного материала окажется не под силу. О каких методах идет речь?
Во-первых, всеобщие, универсальные методы, которые разрабатываются в недрах логики, философии.
Во-вторых, общие методы: математические; статистические; моделирования, проектирования и другие.
В-третьих, частные (специальные), которые разрабатываются в каждой конкретной области.
Контрольно-оценочное звено. В процессе самообразования вы впервые столкнетесь с тем, что вас некому контролировать и оценивать. Не будет никого, кто станет заставлять учиться, ругать и ставить двойки, того, кто похвалит и поставит заслуженную отличную оценку. Все это придется делать вам самому: самоконтроль и самооценка. Поэтому важно, знать какие виды контроля существуют и как можно контролировать с максимальной эффективностью для себя.
Существуют разные формы и виды контроля.
Самый известный и, в тоже время, самый неэффективный вид контроля – это контроль по конечному результату. Курс завершен, обучение закончилось, вы сдаете экзамен и получаете «слабенькую тройку», что равносильно профнепригодности. Время потрачено зря, и вернуть его уже нельзя. Нет, конечно, можно вновь сесть изучать тот же курс, только надо ли?
Другой вид - пошаговый (текущий) контроль. Функция этой формы контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности выполнения заданий. Такой контроль осуществляется в процессе обучения и создает возможность своевременной коррекции освоения знаний.
Однако самый эффективный, особенно при самостоятельном освоении материала, может стать прогнозирующий (опережающий) контроль. Этот тип контроля начинает реализовываться еще до начала работы. Он состоит в том, что вы сами определяете, из каких этапов будет состоять ваша работа, что будет составлять первый этап, что второй и т.д. Наличие плана с указанием сроков, объема и качества освоения, является основой прогнозирующего контроля. Первоначально будет сложно составить такой план, но если вы постоянно будете его корректировать, то со временем сможете управлять своим обучением, опираясь на реальные сроки и достигая запланированного качества.
Человеку важно, чтобы его деятельность была оценена. В данном случае, оценки себе вы тоже ставить будете сами. И ваша оценка должна быть честной, адекватной. Согласитесь, есть ли смысл обманывать самого себя, если то, что вы делаете – это реализовываете собственное желание учиться.
Действия оценки тесно связаны с действиями контроля. Оценка должна быть не просто формальной констатацией, а содержательным качественным рассмотрением результата усвоения. Оценка позволяет определить, решена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению других задач, или же необходимо решать новые варианты той же задачи. Повторяю, важно, чтобы ваша оценка была адекватной.






