История возникновения села Спирино

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Географическое положение села Спирино. История возникновения 3

Глава II. Гражданская война и комсомол………………………………………....13

Глава III. Великая Отечественная война…………………………………………19

Глава IV. Образование……………………………………………………………….26

Глава V. Здравоохранение…………………………………………………………..32

Глава VI. Культурно-просветительская жизнь………………………..…………38

Глава VII. Власть исполнительная и законодательная……………………......43

Глава I

Географическое положение села Спирино. История возникновения.

Село Спирино расположено в 135 км. от города Новосибирска, 34 км. до районного центра, до соседнего села Кирза – 13 км. До Усть-Алеуса – 8 км.,  до села Антонова – 10 км.

Карта положения Спиринского сельсовета

   Село расположено вдоль леса с одной стороны и обского моря с другой.

      В состав муниципального образования входят населенные пункты: село Спирино, деревня Антоново, село Усть-Алеус. Общая площадь муниципального образования составляет 24351 га, в том числе земли населенных пунктов (с.Спирино, д. Антоново, с. Усть-Алеус) – 240 га. Численность населения по состоянию на 01.01.2017 года составляет:


с. Спирино – 538 человека
д. Антоново – 187 человека
с. Усть-Алеус – 145 человек
Итого по сельсовету – 870, число хозяйств по сельсовету – 432.
Протяженность автомобильных дорог – 27,7 км.,  в том числе с твердым покрытием 4,7 км.

  Глава Спиринского сельского совета – Власова Светлана Анатольевна.

  В селе – 10 улиц: Боровая улица, Красноармейская улица, Лесная улица, Партизанский переулок, Улица Антропова, Улица Ленина, Улица Лесная, Улица Пушкина, Улица Рыбакова, Школьная улица.

Улицы Антропова и Рыбакова названы в честь партизан, воевавших с белогвардейцами.

          

                                                 Улица Красноармейская

 


              Улица Ленина                                               Улица Школьная






Гимн села

Любовь Батагова

Как птица над морем простерла крыло,

Раскинулось Спирино – наше село.

Вдоль бора густого, вдоль моря Обского

Раскинулось Спирино наше село.

Многоцветные рассветы и черемух аромат

Удивительное рядом, здесь куда ни бросишь взгляд.

Всплески вёсел, тёплый ветер и залива серебро.

Всё красивей год от года наше славное село.

 

Умыты росою усадьбы стоят,

Цветы в палисадниках ярко горят.

В труде неустанном тут люди живут

Весёлые песни о мире поют.

В час грозный Отчизны вставала страна.

Из Спирино тоже ушли сыновья.

Их подвиг, как песня в народе живёт,

И память о них никогда не умрёт.

 

Здесь верят в удачу, здесь верят в успех.

И моря, и леса хватает на всех.

Друзей здесь встречают сердечным теплом.

Гордятся сельчане любимым селом.

Многоцветные рассветы и черёмух аромат

Удивительное рядом здесь, куда не бросишь взгляд.

С петухами мир проснётся, день приходит в каждый дом.

Красоту и счастье множит человек своим трудом.

 

Немного об авторе: Батагова Любовь Сергеевна родилась в 1948 году в городе Новосибирске. Образование – высшее, работала в селе учителем английского языка, директором сельского дома культуры. Она много сделала для развития культуры в нашем селе. Умерла в 2015 году от остановки сердца.

 

В этом гимне сказано всё: о красоте природы села, её людях и занятиях. О прошлом и настоящем села.

 

История возникновения села Спирино.

   Тихо несет свои воды река – матушка Обь. Шумит по её высоким берегам сосновый бор, словно неторопливый сказ ведет о бытие-житие своём. Многое он повидал на своем веку.

   «Как-то через село Кирзу прошел незнакомый человек. Поднялся он вверх по реке и остановился на крутояре в 12 километрах от Кирзы. Осмотрелся, помял бороду. Лучше места не сыскать. Кругом заливные луга, где можно разводить скот, сосновый бор с изобилием ягод, грибов, разной дичи. Спокойная гладь реки то и дело нарушает тяжелые всплески кастрюков и язей».

  Так гласит легенда о первом поселенце. Новосела звали Спиря (Спиридон). Был он из староверов. Выкопал землянку и стал первым жителем. Было это в 1800 году. Через два года приехали к нему два брата и устроились тут же. Потом стали подселяться новые люди: Зверевы, Киселевы, Басаревы, Рогалевы и Рушенцевы. Селились по самому крутому берегу Оби. Всех привлекала река Обь, где было множество рыбы, а рядом – лес, для строительства и топлива. Строили дома, подсобные помещения. Покосы были на островах, можно было разводить скот. В лесу и на островах было много дичи, что на первых порах их устраивало, в смысле питания. Поля были в 12 километрах от села, через бор. Там сеяли зерновые: пшеницу, рожь, овес, горох, просо, лен, гречку, коноплю.

    В 1888 году в селе было около 50 дворов, в основном - староверы. Основным занятием жителей была заготовка дров для пароходов, часть населения занималась рыбалкой. Рубили лес, а летом плотами сплавляли в Новониколаевск, строили новые баржи, ремонтировали старые. Земледелием занимались несколько хозяйств: Лесниковы, Грязины, Сушковы. Каждый засеивал 2 – 3 десятины земли, её не хватало, так как березовые рощи тянулись далеко по кирзинской дороге, до крутого лога.

    Остальные жители занимались разным ремеслом, жили скудно. Были и мастера по изготовлению домашней утвари. Делали бочки для засолки овощей, грибов. В кадушках же зимой хранили калину, бруснику, воду. И ведра делали деревянные, корыта для стирки, шайки, чтобы поить скот. У каждого колодца были долбленые из дерева, длиной 4 – 5 метров колоды – в них поили лошадей. Мастера, которые делали лодки, бочки, кадушки, шайки, ведра, квашни, назывались бондарями. Они и столовую посуду делали – ложки, чашки, поварешки.

    Еду варили в чугунах – кастрюль тогда не было. Была в основном глиняная посуда – крынки для молока, горшки разной емкости, кружки для чая, лотки разной величины. Население в основном было ссыльным, приезжавшим из западной части России. Жили очень дружно. Помогали друг другу строить жилье. Собирались со своим инструментом и шли строить дом очередному жителю. Женщины несли продукты, готовили еду, помогали, чем могли. Бани в селе были. Дома украшали деревянной резьбой, флигелями. Внутри дома иконы, занавески, домотканые половики. Пряли шерсть и лен, ткали полотенца, портянки, вместо простыней – палатки. Вместо стульев – скамейки вдоль стен, а наверху – палати. У некоторых были деревянные кровати с точеными деталями, застелены лоскутными одеялами, вязаными покрывалами.

    Одежду изготавливали себе сами: ткали ткани, складывали из нее сукно, шили одежду – зипун, чапак, одеяла. Из шерсти скатывали толстую ткань, называли ее кашмой, стелили вместо матраца. Вязали шали, носки, рукавицы. Из выделанных овечьих шкур шили шубы, шапки, мохнашки (большие меховые рукавицы). Их надевали в дорогу, на рыбалку, на охоту.

Для зимы катали пимы, летняя обувь изготавливалась из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Кто побогаче – заказывали сапоги.

    К 1908 году село выросло до 100 дворов. До революции Спирино было перевалочной базой между Томской губернией и Алтайским краем. Сюда возили из Томска товары, и далее спиринские купцы перепродавали товары на Алтай, в Китай и Монголию. Миловановцев называли «горшечниками» (они делали горшки и крынки из глины), а спиринцев перекупщиками и «мешочниками», так как занимались торговлей. В селе было два купца – Деулин и Жернакова (вдова). Купцы закупали хлеб у крестьян сел Филиппово, Рогалева и кирзы, а летом по воде отправляли на баржах в Новониколаевск. Самым богатым человеком считался Деулин. ОН владел домами, складами, торговой лавкой, имел ресторацию. Ныне в этом здании располагается продуктовый магазин. Дом Жернаковой в наше время считается памятником архитектуры и находится под охраной государства. В селе имелась приходская церковь, трехлетняя школа и пристань.

Лавка купца Деулина, вдали дом священника и церковь.

И только в 1910-1912 г. после передела земли, село намного выросло. Приняли переселенцев из Тамбовской и других губерний центральной России. Приезжало много людей из европейской части и селились улицами – из вятских мест улица называлась Вятской, из Мордовии – Мордовская улица. А местных жителей сибиряков было меньше, и их улица называлась Чалдонской. Так жили люди, исправно молились богу и работали на купцов.

Численность населения села Спирино во второй половине XVIII века.

Название населен- ного пункта Статус Ревизских душ в 1861 Ревизских душ в 1893 Всего населения В 1893 г Дворов в 1893 г.
1 Спирино Село 17 73 162 49

 

    Население села Спирино Ординской волости Барнаульского уезда Томской губернии на 1904 год.

Число дворов – 91

Мужского пола – 170

Женского пола – 290.

Количество земли, владеемой селением – 340 десятин.

При реке Оби. Церковь. Церковно-приходская школа. Предположено устройство больницы при участковом враче и казенная винная лавка.

                                                      

        «Молчат партизанские могилы. В безмолвном вечном почетном карауле застыли памятники и обелиски. Но память о героях будет жить вечно, и как доказательство тому 10 сентября – районный день памяти героев-земляков».

Местную легенду о событиях 1919 года рассказывает житель села Спирино Петр Иванович Бондаренко (запись 1968 года):

«… Под этим памятником (над братской могилой в Спирино) много людей лежит. Я знаю, что 63, другие говорят, что больше. Партизаны, что с Кирзы наступали, за Спирино погибли, и – заложники. Собрали, говорят, у сборни всех мужиков и считают: «Раз, два, три…» - десятого забирали. Допрашивали. Про партизан узнать хотели. А чтобы запугать, то одному, то другому смертный приговор выносили. И расстреливали за деревней (недалеко от ветеринарного участка, там ложок есть такой). Потом всех заложников расстреляли. Они их хоронили не на кладбище, а на скотском могильнике. Они их, понимаешь, хоронили не как людей, а как павшую скотину.

   А когда пароход с карателями подошел, это там, где мельница, - Ефим Шахов гранату кидал, самодельную, да не добросил. Я-то этого не видел. А Шахова и сейчас бабы вспоминают: молодой был, красивый. Девки по нему сохли. И сейчас частушку помнят:

Шла дорожкой трактовой,

Нашла платочек носовой,

Каемочки синеньки –

Шахова Ефимочки.

Убили его потом. А когда заложников брали на расстрел, допрашивали – никто не выдал односельчан. А старик Курзин, говорят, упал на колени и выдал Рыбакова и Антропова. Они – говорит, вожаки.

   Каратели согнали всех на край села, где дорога на Черемшанку. Три сосны там стояли. На одной большой сук был. На сук, значит, приспособили петлю и допрашивали перед этой виселицей: Кто еще есть партизаны? Кто возглавляет их группу? Молчат, конечно. А тут родственники этих граждан стоят. Антропова повесили на глазах у Рыбакова. А ему Филиппу Степановичу, лет за тридцать. Он не сознался и никого не выдал. А у него четверо маленьких… тогда его подняли - повесили. Когда он стал задыхаться, офицер обрубил петлю. Когда он пришел в себя, снова стали его допрашивать. Кровью плевал, говорят. Опять повесили. Конвульсии начались – перерубили веревку.

       - Говори, где твои бандиты! Он, конечно, молчит. Его снова – петлю наладили – повесили. И так, говорят, до пяти раз издевались. На самом деле его казнили сразу. Когда с белыми покончили, мужики спилили эту сосну, а над пеньком пирамидку поставили, чтобы люди помнили.

       А когда каратели побежали, за ними и предатели из наших сельчан следом. Курзин – за ними. А мать Рыбакова схватила вилы и за ним: «Заколю, говорит, за сына». Задержали. Потом, кажется, В Ордынске или где-то в другом месте, точно не знаю, подох, как собака. А солдат на памятнике, говорят, шибко похож на Шахова…                                                   

        В 1925 году на смену волостному делению пришло районное. В частности, на карте Сибирского края появился новый район, Спиринский. Так вот Спиринская районная милиция, штатное расписание которой при населении района в 31 тысячу человек составляли всего три милиционера, только с марта 1925 по март 1936 года конфисковала как в самом селе Спирино, так и в его окрестностях 1164 ведра барды (браги) и 34615 бутылок самогона. Но это не помешало Спиринцам, как они сами выражались, продолжали пить «вусмерть». Поэтому в 20-ые годы употребление спиртного членами партии и комсомола каралось беспощадно.       

         25 мая 1925 года Президиум ВЦИК своим постановлением образовал Сибирский край, который разделяется на округа, а те, в свою очередь, на районы. В составе Новониколаевского округа был образован Ординский район с центром в с. Ординское, а в составе Каменского округа – Спиринский район с центром в с. Спирино.

     Ординское и Спирино стали районными центрами в силу ряда причин. Во первых это были достаточно крупные населенные пункты среди окружающих сел и деревень. Во-вторых, они располагались на берегу Оби, являющейся второй транспортной артерией Новониколаевского округа после железной дороги, по которой шел основной грузопоток. Оба села имели грузовые пристани и соответствующее пристанское хозяйство, что тоже было учтено.

           Территория Ординского района образца 1925 года составляло примерно половину современной, начинаясь в районе села Пичугово и заканчивалась на землях современного Усть-Луковского сельсовета. Остальная часть земель отошла к Спиринскому району.

           Спиринский район включал в себя 31 населенный пункт, которые были объеденены в 22 сельсовета – Спиринский, Усть-Алейсский, Антоновский, Верх-Алеусский, Ново-Кузиминский, Зеленоклинский, Якоревский, Филипповский, Рогалевский, Средне-Алеусский, Пушкаревский, Устюжанинский, Черемшанский, Шайдуровский 1-й и Шайдуровский 2-й, Кирзинский, Чингисский, Миловановский, Мало-Крутишинский, Усть-Хмелевский и Абрашинский.

           Население Спиринского района составляло в 1935 году 31551 человек. Посевная площадь равнялась 20054 десятинам. Район располагал солидной для того времени материальной базой. Одних мельниц насчитывалось здесь 50: Три паровых, 12 ветряных и 35 водяных. Кооперативный сектор состоял из 11 «потребиловок» (Лавок потребительской кооперации), 17 артельных маслозаводов и 2 кредитных товариществ. Школ в районе действовало 17, изб-читален – 5, «ликтпунктов», т.е. пунктов ликвидации неграмотности - 5.

           Вновь зашумели по воскресным дням базары в Верх-Ирмени, Ординском, Спирино. Товарный голод времен «военного коммунизма» начал забываться.

           В Спирино, как и в некоторых других селах, организована была изба-читальня. Там собирались группами и читали вслух в основном газеты. Книг было очень мало, да и читать было мало кому. Грамотных почти не было. В села стали направлять комсомольцев активистов, имеющих кое-какое образование.

Глава II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: