Лекция на тему: «Мотивация учебной деятельности подростка. Особенности взаимоотношений в системе «учитель - подросток». Конфликты в школе»

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

Выделяют две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Познавательные мотивы делят на подгруппы:

1) широкие познавательные мотивы - ориентация школьников на овладение новыми знаниями;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляций учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьников «мотива достижения», состоящего в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

С оциальные мотивы также разделяют на подгруппы:

1) широкие социальные мотивы - стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. Также к ним относят желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные - позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

«Мотивация благополучия» - одна из разновидностей таких мотивов. Проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.

«Престижная мотивация» - стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших.

Позиционный мотив также может состоять в попытках самоутверждения в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе и т.д.;

3) мотивы социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности (творческие мотивы могут воспитываться не только в разных формах внеклассной работы, но и в ходе работы на уроке).

Не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности школьника и ее направленность.

Каждый из познавательных и социальных мотивов имеет содержательные (связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности) и динамические (не столько содержание, сколько форма, динамика выражения этих мотивов; эти особенности ближе к психофизиологическим особенностям ребенка) характеристики.

Содержательные характеристики мотивов:

I) наличие личностного смысла учения для ученика (мотив учения является «смыслообразующим» для данного ученика);

2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка (действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Проявляется в активности самого ученика, в его инициативе. Реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения школьника в различные виды деятельности);

3) место мотива в общей структуре мотивации (каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или подчиненным. Необходимо стремиться, чтобы у школьника доминирующими стали зрелые виды социальных и познавательных мотивов – мотивы долга перед обществом и окружающими людьми, мотивы самообразования и самовоспитания);

4) самостоятельность возникновения и проявления мотива (он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний). Например, мотив социального одобрения - хорошая отметка, является внешним мотивом для содержания процесса учения, но не является внешним мотивом для самого ученика;

5) уровень осознания мотива. Иногда подростки не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, или прикрываясь безразличием к учебной работе, или выдавая вымышленные мотивы за подлинные. Учителю надо иметь в виду, что следует подводить школьника к осознанию ведущих, социально значимых мотивов;

6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Уровни интереса по его локализации:

- аморфная, неясная локализация, выражающаяся в утверждении, что «в школе все интересно», в общем интересе к учению, требующем для своего подтверждения побуждений извне;

- широкая локализация, когда школьники с удовольствием работают над разными учебными предметами и заданиями, активно ищут дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживают широкую любознательность при отсутствии глубины познания;

- наличие локализованных стержневых интересов, когда школьники сосредоточены на одном-двух смежных или далеких учебных предметах. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор профессии, представляют большую ценность для личности.

Динамические характеристики мотивов (формы):

1. Устойчивость мотивов (тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них).

Уровни устойчивости: - интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения;

- интерес становится относительно устойчивым, связанным с определенным кругом предметов, заданий;

- интерес устойчив (проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Ученик не может не учиться).

2. Эмоциональная окраска, модальность мотивов (отрицательная и положительная мотивация учения). Отрицательная мотивация - побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться. Положительная мотивация связана с выполнением школьником социально значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими.

3. Сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения и т. д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом и т. д.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

В этом возрасте наиболее совершенствуются социальные мотивы учения (широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: