Особенности взаимоотношений в системе «учитель – подросток»

Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется. На смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним.

Если ведущими мотивами общения младших подростков является желание приобрести поддержку, одобрение учителя за обучение, поведение и школьную работу, то старшие подростки ожидают личностного общения на равных, признание учителем их взросления. Несмотря на внешнюю, демонстративную ненужность мнения педагога для подростка, последний очень чувствителен к несправедливости, недоверию учителя.

О тношение подростков к учебному предмету преимущественно проектируется от отношения к учителю. В связи с расширением опыта и усложнением мыслительной деятельности подростка, он, воспринимая информацию от учителя, подвергает ее критическому анализу. Поэтому именно во взаимоотношениях учащихся основной школы с учителями впервые фигурирует конфликт поколений. Какой формы приобретет конфликт поколений: конструктивной развивающей дискуссии или конфликтного противостояния - зависит от позиции педагога.

Подростков среднего и старшего подросткового возраста все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем, профессиональные качества педагогов подростков, как правило, устраивают, то личностные качества, как правило, не устраивают. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя.

Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников.

Потребность подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена, что ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, вустановлении межличностных контактов,мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушить его самостоятельно.

Развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору на «зону ближайшего развития» - сотрудничество со взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И. В., 1991).

Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды па жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает определенный смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: