Зеленые девушки Сибири

ТОБОЛЬСКИЙ ХРОНОГРАФ. – Омск: Омское книжное издательство, 1993 г. – 320 с., ил.

Зеленые девушки Сибири

 

 

Вагайский район, лежащий к югу от Тобольска по рекам Иртышу и Вагаю, является на сегодняшний день как бы столицей сибирских татар как по численности коренных жителей, так и по сохранившемуся среди них фольклору.

На рубеже двухсоткилометровой отметки находится большое село Карагай, вокруг которого разбросаны малые деревеньки, населенные потомственными рыбаками и охотниками. Вот их-то жители и хранят в своей памяти многочисленные легенды и предания, собрав некоторые, можно издать солидный том легенд сибирского народа.

Рядом с Карагаем, вниз по Иртышу, куда ходит из Тобольска быстроходная «ракета», находится поселок Малая Бича – леспромхоз с унылыми улочками, засыпанными на метр древесными щепками, опилом и прочими отходами от лесопильного производства. Там уже начинается Омская область с иным временным отчетом. Сам поселок основан сразу после войны и является как бы противопоставлением привычному укладу жизни и деятельности коренного населения.

Еще когда мы с небольшой группой плыли на «ракете», местные жители, безошибочно угадывающие среди попутчиков «своих» и «пришлых», посоветовали нам найти Асхата Ниязова из деревеньки Ешаир, который давно занимается сбором легенд своего народа.

Если раньше переезжали из села в село седобородые акыны, зовущиеся на Руси гуслярами-былинниками, то теперь их время ушло, и разве что случайная агитбригада пропоет с клубной сцены забытые песни их предков. Удивительно, но люди стали стесняться своего прошлого и неохотно вспоминать предания, в которых жила душа народа.

Асхат Ниязов – едва ли не единственный из встреченных нами, кто с завидной активностью занят поиском затухающих искорок многовекового народного творчества, присыпанных пеплом времени. Трудны его поиски, но, кроме насмешек, никакого отклика им пока не встречено. Привыкли мы, что история наша творится где-то в иных краях и свои самородки считаем пустой породой.

Асхату нет еще и сорока. За счет собранной по осени клюквы он живет, кормится и ездит по деревенькам, с каждым разом открывая для себя новые истории, легенды, древние захоронения.

Смущаясь, поведал он, что жители его деревеньки Ешаир произошли от таинственных «зеленых девушек», скрывающихся в глухих лесах и заманивающих к себе одиноких юношей-охотников.

 

Давно это было… Жило наше селение тихо, никому не мешало. И вот пришли другие люди из дальних мест. Стали в свою веру обращать. Одни говорят, что русские попы пришли, а другие думают, что мусульманские воины в ислам обращали. Но только наши старики не велели старую веру менять. А их все слушались. Тогда всех жителей в озеро покидали, а кто уцелел, так вырыли на берегу глубокую яму и сами себя землей завалили.

Только двое мальчишек в лес ходили, а когда вечером вернулись, то увидели, что одни живыми остались. Что делать? Поплакали, поплакали и в лес пошли. Там вырыли себе землянку и жить стали.

Ягод на зиму насобирали, орехов… Когда зайчишку молодого поймают, а иногда и куропатку зазевавшуюся. Так и перезимовали.

 А по весне увидели в глухом лесу двух девушек в зеленых одеждах. Молодых и красивых. Сперва испугались они их, но те засмеялись громко и убежали. Проходит еще время. Опять девушек этих встретили. Подошли к ним. А вскоре и женились оба на зеленых лесных девушках. Вернулись обратно к озеру, жилища новые построили и дальше жить стали. Нашу деревню потому Ешаир и зовут, значит – «лесные люди». А прежнее селение зовется «Иске аул» – старый аул.

Асхат, немного смущаясь, рассказывал легенду, а потом, помолчав, добавил: «Сам я тех девушек несколько раз в лесу недалеко от деревни видел, когда за клюквой ходил. До сих пор рядом живут. И во сне ко мне приходят. Зовут в лес все. Может, опять кто придет, иную веру нам давать будет? Как думаешь?»

Да, видимо, эти девушки-берегини их рода будут долго кружить рядом с тем селением и прятать в лесу беженцев от новых пороков. Зеленые девушки – берегини сибирского народа…

А фамилии первых поселенцев деревеньки – Кабуровы и Аминовы – так и живут в Ешаире. Хотя название деревеньки можно перевести и как «два мужчины» от «еш» и «ир».

Потом уж подумалось, что очень перекликается местная легенда с уральскими сказами о хозяйке Медной горы, где зеленая ящерка хранила богатсва своих кладовых. Сибирь, Урал – одна сторона…

Вторая легенда тоже о сибирских девушках. Точнее, о бунте непокорных девушек.

 

Пришел из степей коварный хан Кучум и хитростью да обманом захватил всю землю хана Едигира, который бежал в самые дальние пределы своего ханства.

Решил Едигир задобрить коварного врага и собрал по селениям триста самых красивых и молодых девушек, чтоб отдать их в гарем Кучума.

Только девушки, выросшие на свободе и в вольности, совсем, видно, не горели желанием сделаться наложницами сластолюбивого хана. И однажды ночью перебили они охрану и бежали в глухие леса.

Понимали девушки, что, пойди они по одной к своим родным очагам, возьмут их там воины и отвезут обратно в ненавистный гарем. А потому решили не расставаться и уйти их этих краев дальше в степи и там жить сообща без ханской власти, оставаясь вольными.

Образовали они подвижный отряд и пошли глухим урманом пробиваться через ханские заставы и кордоны.

А Кучум отправил за ними в погоню своих нукеров с приказом всех захватить и привести к нему в Кашлык, в столицу.

Происходило это летом, и девушки умело прятались днем в лесу, а ночью шли от селения к селению, уходя все дальше к югу. Сердобольные жители выносили им продукты, и указывали им путь. Но не дремали и воины ханские. Шли за ними по пятам и однажды настигли их на крутой горе, где девушки отдыхали.

Было это на речке Супра, и до сих пор называют то местечко «иксинир» – место отдыха. Вступили они с воинами в схватку. Кто бревна с верху бросал, кто из лука слал стрелы. Несколько человек были убиты, и там их похоронили местные жители. Остальные же вплавь перебрались через речку и спаслись.

То место теперь считается священным, и купаться там запрещено. А тех кто ослушается, ждет неминуемая смерть в воде. Считается, что и лодка с рыбаками переворачивается. А по вечерам иногда светится вода в том месте, и слышно протяжное девичье пение. То поют дочери-русалки хозяина воды «султари», а их народ зовет «суланасы». Верно, они-то и карают ослушников.

Ушедшие от врага остальные девушки переправились через Иртыш и ушли за деревеньку Елань-Яр, что неподалеку от деревни Ренчики. Там их во второй раз настигла погоня. И опять отважные девушки приняли бой, и многие из них погибли в сражении. Насыпали над их могилами местные жители небольшие курганы и зовутся они «кызлар тура» – девичий городок.

Некоторых раненых попрятали жители у себя, выходили. Так, жена Анвара Тухтаметова – потомок одной из тех непокорных девушек.

С боями отдыхали девушки все дальше и дальше, и все меньше оставалось их в живых. Совсем плохо стало, когда выпал снег и следы стали отчетливо видны. Спрятаться негде.

Последних сорок девушек окружили враги возле местечка Кайнаул. Приняли они смертельный бой и все полегли там, пожелав сдаться. Там они и похоронены.

Очень красивая легенда, в которой живет дух независимости сибирского народа, мечта об освобождении от всяких пут и законов. Мечта помогает жить и выжить, а легенда – как песня о недостижимом мечтании.

Может, и не было вовсе сибирских амазонок? Где, это видано, чтоб женщины, девушки, вечно покорные и забитые, вдруг взбунтовались? А если и случалось такое, то, как пишут в учебниках истории, «народ их не поддержал…» Но очень достоверны рассказы о ночевках и переправах воинственных девушек. Получается – воевали они с воинами, не убоялись смерти. Предпочли ее позору гарема.

А, возможно, то было всеобщее, всенародное выступление? И лишь малая часть от происходящего сохранилась в предании. Когда даже самая робкая и забитая женщина вскинется, поднимается на обидчика? Если обидят ее ребенка! По убитому воину лишь плачут, а по забираемому в полон негодуют, кинутся на выручку. Может, и погибли сообща женщины какого-то селения ханских нукеров, отстояли своих дочерей-подростков, детей по сути. За это и наказаны были, убиты. И их захоронения – холмики «кызлар тура» – встречаются в разных заповедных сибирских уголках, названные народом «якшилар» – хорошие люди.

Если провести историческую аналогию с другими народами и обратиться к Ветхому завету, то уместно вспомнить случай убиения детей царем Иродом, когда воины хватали и казнили всех младенцев. Всеобщее недовольство и неподчинение царю были ответом его беззаконию.

Кучум, как известно из источников, не сразу утвердился на сибирском престоле, а лишь через шесть лет. Верно, те давние события и легли в основу легенды о трехстах сибирских девушках.

Могли «девичьи городки» быть названы в честь замечательных женщин их рода: сказительниц, певиц или просто красивых женщин.

Недаром французы предлагают в любом незаурядном событии искать женщину.

Так что «кызлар тура» – это памятники сибирским женщинам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: