Под военно-профессиональной ориентацией молодого человека призывного возраста понимается выработанное и сформированное желание осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями.
Различают следующие виды военно-профессиональной ориентации:
§ военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями;
§ военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.
Военно-учетная специальность (ВУС) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и формирований.
Информация о ВУС заносится в военный билет. Все ВУС подразделяются на группы, само обозначение ВУС представляет собой многозначное число (например, ВУС-250400). Рядовым ВУС обычно присваивается на основании уже имеющегося образования либо после завершения обучения в учебной части.
Военно-учетная специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, имеет действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код) наименование, что облегчает воинский учет.
Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил. Открытых источников, содержащих расшифровки кодов всех ныне действующих ВУС, не существует: каталог ВУС является документом Минобороны России со степенью секретности «Секретно».
Все воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические.
Требования, которые предъявляются к призывнику, готовящемуся к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности, приведены в табл. 11.1.
| Таблица 11.1. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям | ||
| Классы сходных воинских должностей | Отдельные воинские должности (специальности) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей | Основные профессионально-важные качества |
| Командные (организаторские) | Должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов | Хорошая, разносторонняя физическая подготовка. Развитые организаторские и познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность. Ясная и разборчивая речь. Умение кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво и четко ставить задачу подчиненным. Знание основ педагогики и основных принципов обучения и воспитания, методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств: · способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров; · умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата; · упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач; · умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи |
| Операторские (сенсорно- диагностические) | Вычислитель; гидроакустик; гидрометеонаблюдатель; дешифровщик; дозиметрист; наводчик артиллерийского орудия, зенитного орудия, танка; оператор АСУ и ЭВМ и др. Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором — специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования Деятельность оператора на разных системах различна, но каждый ее вид имеет одни и те же операции: прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения В зависимости от содержания и характера обязанностей различают несколько видов операторских должностей: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др. Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций | Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концентрация внимания. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками. Ответственность и аккуратность |
| Связи и наблюдения (сенсорные) | Кабельщик; кодировщик; механик радиосвязного оборудования, космической, телеграфной, телефонной связи; оператор видеосвязи и др. Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны | Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприятия. Устойчивость внимания. Оперативная память. Развитое чувство ритма. Выносливость и подвижность нервной системы. Правильная дикция. Разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук |
| Водительские (сенсорно- моторные) | Водитель; механик-водитель (по видам техники); рулевой; машинист железнодорожного транспорта и др. Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием большого числа различной самодвижущейся техники (автомобили, танки, бронетранспортеры, подводные и надводные корабли, железнодорожные, транспортные средства). Поэтому водительские должностные обязанности определяются многообразием, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин | Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения. Умение уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки. Умение и навыки проведения технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулирования материальной части Распределение и устойчивость внимания. Быстрая сенсорно-моторная реакция. Подвижность нервной системы. Двигательная память. Координация движений руками и ногами |
| Специального назначения (моторно- волевые) | Разведчик; сапер; пожарный; водолаз и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Военнослужащие, проходящие службу на должностях специального назначения, должны в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника. В самостоятельных действиях они должны избегать шаблона, задачу выполнять с учетом конкретной обстановки, воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость | Хорошая, разносторонняя физическая подготовка, координация движений, ловкость, выносливость. Высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Выдержка. Наблюдательность и точный глазомер. Умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения. Решительность. Самообладание. Сообразительность. Смелость |
| Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники) | Мастер по ремонту артиллерийских орудий и минометов и другой военной техники и вооружения; дизелист; машинист котельной и других энергетических установок; механик (по виду техники) и др. Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности | Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Общеобразовательная и техническая грамотность. Умение выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулирования и эксплуатации. Знание основ механики, квантовой физики, электроники, умение читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Развитая оперативная память. Склонность к работе с техническими устройствами |
| Прочие воинские должности | Заряжающий, кладовщик, писарь, повар, помощник гранатометчика, стрелок и др. | Особые профессионально-важные психологические качества не требуются |
Каждому классу сходных воинских должностей и многим военно-учетным специальностям соответствуют родственные гражданские профессии, получаемые молодыми людьми при окончании учебных заведений начального или среднего профессионального образования.
Должности командира отделения соответствуют такие гражданские профессии, как администратор, диспетчер аэродромного пункта, менеджер и т.п.
Примерами родственных гражданских профессий для класса операторских сходных должностей являются оператор станков с программным управлением, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, фотограф и т.п.
Гражданин, призываемый на военную службу или направленный на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования по соответствующей специальности, должен соответствовать не только медицинским, но и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации. С этой целью с ним проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Когда человек профессионально ориентирован, то говорят о его высокой направленности на ту или иную специальность.
О высокой направленности студента на «командные» специальности класса свидетельствуют не только его желание, но и дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы старостой в учебной группе, студенческом профсоюзном комитете или комитете самоуправления, а также ярко выраженные лидерские качества.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрируют, кроме желания, наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.
Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (борьба, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности: отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности помимо сходных гражданских специальностей, приобретаемых студентами (водитель, крановщик, тракторист, механик, автомеханик и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой, хорошей успеваемостью по техническим дисциплинам.
Важным в военно-профессиональной ориентации является занятия студентов военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях, которые позволяют развивать профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешного прохождения военной службы в определенном виде, роде войск Вооруженных Сил, на определенных воинских должностях.
Цель военно-прикладных видов спорта — воспитывать у гражданской молодежи волю и стремление к победе, совершенствовать способность выполнять разнообразные профессиональные приемы (действия) и упражнения, переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения в условиях спортивной борьбы.
Занятия такими военно-прикладными видами спорта, как атлетическое двоеборье, военно-спортивное ориентирование, военное троеборье, военное пятиборье, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий и рукопашный бой, развивают профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей «специального назначения». Автомобильный спорт развивает профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей «водительские». Гребной спорт, прикладное плавание развивают профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим ВМФ, и т.д.
Военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования предполагает выбор военной специальности и подготовку к ее освоению.
В процессе военно-профессиональной ориентации молодые люди получают информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формируют свое отношение к различным видам воинской деятельности и стремление к осознанному выбору профессии офицера.






