Под военно-патриотическим воспитанием молодежи в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе понимается такая систематическая и скоординированная деятельность государственных органов, образовательных учреждений, общественных объединений и организаций, которая направлена на формирование у молодых людей призывного возраста:
§ патриотизма, верности своему Отечеству;
§ готовности с честью и достоинством выполнить свой гражданский долг и конституционные обязанности, связанные с исполнением воинской службы и защитой интересов России.
Военно-патриотическое воспитание в теоретическом плане представляет собой комплексную деятельность, которая должна проводиться по следующим взаимосвязанным направлениям:
§ духовно-нравственное воспитание;
§ историческое образование;
§ формирование политико-правовых знаний;
|
|
§ воспитание на воинских традициях;
§ гуманистическое воспитание;
§ психологическая подготовка и др.
В военно-исторической, публицистической и научной литературе, посвященной военной тематике, а также в мемуарах видных полководцев много говорится о патриотизме, верности Отчизне и воинскому долгу, мужестве, силе духа и высокой жертвенности русских, советских и российских воинов. Этими качествами военнослужащие Вооруженных Сил нашей Родины в лучшую сторону отличаются от своих коллег в армиях других стран.
Слово «патриотизм» происходит от греч. patris — родина, отечество и означает преданность и любовь к своей Отчизне (Родине, Отечеству), своему народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями и проблемами.
Слово «патриот» в толковом словаре имеет два значения:
§ человек, преданный интересам какого-либо дела, горячо любящий что-нибудь (патриот своей школы, города, края и т.п.);
§ человек, одушевленный патриотизмом.
Человек, одушевленный патриотизмом, является патриотом своей Родины. Что есть Родина для россиянина? Почему во все времена о Родине поэты слагали свои лучшие стихи и песни, писатели и художники посвящали родной земле свои произведения? Почему с именем Отчизны (за Русь православную, за Россию-матушку, за Родину) в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами за ее честь и независимость, совершали героические подвиги, а если нужно было — отдавали самое дорогое, что есть у человека — жизнь?
|
|
Родина — понятие чрезвычайно емкое. Различают большую и малую Родину. Формально, под большой Родиной понимается страна, где человек родился, вырос, живет, под малой Родиной — конкретное место (поселение — деревня, станица, город), где человек сформировался как личность.
О своей малой Родине поэт А.Т.Твардовский писал: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна».
Писатель А.Н.Толстой дал следующее определение Родины как Отечества: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории».
Осознание своей страны как Отечества возникает у россиянина постепенно, по мере накопления им опыта и знаний не только о родном селе, городе или крае, но и о всей стране, о ее великой истории, замечательных, знаменитых на весь мир людях научного, творческого, ратного и иного дела, великом и могучем русском языке и еще о многом и многом, чем славится и богата его Родина. С духовным взрослением приходит понимание как своей принадлежности к Отчизне, так и ответственности за ее судьбу. С этого момента в человеке рождается гражданин, он становится патриотом своей Родины.
Патриотизм наших соотечественников имеет особый характер. Прежде всего он проявляется в том, что любовь россиян к Родине сродни любви к матери — самому дорогому существу на свете. Недаром в России испокон веку в народе зародились такие выражения, как «Родина-мать», «Земля Русская матушка», выражающие эмоциональное отношение россиян к своей стране. Российскому патриотизму свойственна любовь к родной природе, отождествление Родины с необъятными просторами и красотами нашей страны. Наверное поэтому символом России издавна считается белая береза.
Рассмотрим характерные черты российского патриотизма.
1. Жизненная стойкость, терпение и мужество. Благодаря им в россиянах сохраняется твердость духа в нелегкие для Отечества времена и вера в лучшую жизнь. Эти качества помогают российскому народу преодолеть все жизненные трудности и лишения, выпадающие на его долю.
2. Верность государству и беспредельное доверие государственной власти. «Русский патриотизм отличается от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству», — подчеркивал русский историк Ф.Ф.Нестеров.
3. Сочетание любви к Отечеству с ненавистью к его захватчикам. Высокая готовность россиян по первому зову встать на защиту своих рубежей.
Первый рейхсканцлер германской империи Отто фон Бисмарк (1815—1898) предостерегал тех, кто готовился к захватнической войне с Россией: «О победе над Россией можно говорить, если в ходе войны она будет полностью разгромлена… Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия… Миллионы собственно русских, даже если их разделить… также быстро, вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути, и ведут борьбу за освобождение своей территории чисто с русским неистовством».
|
|
4. Духовная подпитка патриотизма религиозностью, верой в Божий промысел. Известный публицист и философ С.Н.Булгаков так характеризовал эту черту: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой». Русская православная церковь всегда считала войны в защиту Отечества священными, а погибающих на полях сражений воинов — героями приносящими себя в жертву ради любви к Родине.
Именно таким патриотом является воин России. Воинский патриотизм россиянина олицетворяет собой беззаветную преданность Родине, гордость за народные свершения и сопереживание за ее победы и поражения, готовность защищать ее от врагов, потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
На военно-профессиональный патриотизм российского воина во многом повлиял русский национальный характер, благодаря чему из поколения в поколение передавались такие характерные воинские черты, как:
§ беззаветная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь;
§ неоспоримый авторитет воинской присяги, обязательность ее исполнения в любых условиях, даже ценой жизни;
§ высокие понятия воинской чести, чести мундира и воинского долга;
§ стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу;
§ преданность своей части, кораблю, его знамени, его традициям;
§ уважение и соблюдение воинских ритуалов, уважение боевых наград;
|
|
§ героическое поведение в плену, хранение военной тайны;
§ личный пример офицера своим подчиненным;
§ мастерское владение своей профессией от полководца до рядового;
§ готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, и др.
Своими корнями воинский патриотизм, как и вообще патриотизм россиян, уходит в далекое прошлое нашей Родины, к периоду формирования христианства на Руси, становления Руси как государства, ко временам борьбы народа с многочисленными захватчиками земли Русской за свою независимость и свободу.
Исторически, с национально-государственным объединением Руси в российских вооруженных силах начал формироваться патриотизм на основе государственно-патриотической идеи. В начале XVII в. в Уставе ратных и пушечных дел патриотизм был определен как военно-профессиональное качество и норма поведения русских воинов. Российским императором Петром I государственный патриотизм ценился выше всего и считался главной добродетелью. В «Табели о рангах», составленным под его руководством, служба Отечеству и служебное рвение объявлялись непременным условием получения чинов, наград и званий. В целях формирования патриотического сознания специально были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.
История Вооруженных Сил Российской Федерации дает нам яркие примеры того, как государственно-патриотическая идея, осознанная воинами, давала им великую силу духа, воодушевляла на подвиги, утверждала веру в победу. Так было всегда и везде, где сражались российские воины, начиная с времен Александра Невского и до наших дней.
Даже тогда, когда русская армия терпела поражение, как это было в русско-японской войне 1904—1905 гг. (Цусимское морское сражение), наши воины всегда сражались мужественно и умело. Матросы и офицеры, заведомо зная, что они погибнут, сражались до последней возможности, ибо дороже жизни для них была честь Родины. (В 2010 г. боевая реликвия, символ мужества и патриотизма экипажа крейсера «Варяг» — гюйс-флаг — передан России правительством Кореи для хранения в Морском православном соборе Кронштадта.)
Множество примеров военно-профессионального и гражданского патриотизма дал советский народ в годы Великой Отечественной войны. В веках не померкнет подвиг героев Брестской крепости, защитников Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Одессы, Севастополя и многих других известных и безымянных героев.
Их подвиги имели одну патриотическую основу, которую хорошо выразил писатель Илья Эренбург в октябре 1941 г.: «Мы знаем, за что воюем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину». И еще один пример патриотизма простого советского солдата времен Великой Отечественной войны — фрагмент письма, которое написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин, погибший в бою спустя неделю после этого. «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь… Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых — Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени … Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Думается, что эти проникновенные строки не могут оставить равнодушным никого.
Сегодня, как и в прошлые годы, у военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации патриотизм проявляется по-прежнему в верности воинскому долгу, беззаветной службе Родине, готовности к самопожертвованию во имя спасения своих боевых товарищей и мирного населения России. Понятия «воинский долг», «защита Отечества» и «самопожертвование во имя безопасности Родины» неразрывно связаны друг с другом. Немыслимо представить себе воина, защищающего Родину и одновременно не исполняющего свой воинский долг, одновременно с этим не бывает воина-патриота Родины, не готового отдать за нее свою жизнь.
В мирной повседневной военной службе и при выполнении боевых задач в горячих точках планеты воинский долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за безопасность Родины и защиту ее интересов, профессионального владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-психологических и боевых качеств, высокой организованности и дисциплины.
Недаром существует крылатое выражение — «в жизни всегда есть место подвигу».
Современная служба в Вооруженных Силах дает немало примеров мужественных поступков воинов различных родов войск, свидетельствующих об их верности воинскому долгу, преданности Родине. Так, с 1992 г., когда в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», на конец 2010 г. общая численность награжденных составила 972 чел., из них 450 чел. — посмертно, в том числе:
§ участники отражения вторжения боевиков в Республику Дагестан, первой и второй чеченской войн и продолжающихся боевых действий на территории Чеченской республики — 492;
§ лица, отличившиеся при операциях против террористов в регионах Северного Кавказа (кроме Чеченской Республики) — 34;
§ военные моряки, подводники и испытатели военно-морской техники — 33;
§ участники боевых действий в Южной Осетии в 2008 г. — 23.