Тема лекции: «Военно-патриотическое воспитание будущих воинов»

Под во­ен­но-пат­ри­оти­чес­ким вос­пи­тани­ем мо­лоде­жи в рам­ках обя­зательной под­го­тов­ки граж­дан к во­ен­ной служ­бе по­нима­ет­ся та­кая сис­те­мати­чес­кая и ско­ор­ди­ниро­ван­ная де­ятельность го­сударст­вен­ных ор­га­нов, об­ра­зова­тельных уч­режде­ний, об­щес­твен­ных объеди­нений и ор­га­низа­ций, ко­торая нап­равле­на на фор­ми­рова­ние у мо­лодых лю­дей при­зыв­но­го воз­раста:

§ пат­ри­отиз­ма, вер­ности сво­ему Оте­чес­тву;

§ го­тов­ности с честью и дос­то­инс­твом вы­пол­нить свой граж­дан­ский долг и кон­сти­туци­он­ные обя­зан­ности, свя­зан­ные с ис­полне­ни­ем во­ин­ской служ­бы и за­щитой ин­те­ресов Рос­сии.

Во­ен­но-пат­ри­оти­чес­кое вос­пи­тание в те­оре­тичес­ком пла­не пред­став­ля­ет со­бой ком­плексную де­ятельность, ко­торая дол­жна про­водиться по сле­ду­ющим вза­имос­вя­зан­ным нап­равле­ни­ям:

§ ду­хов­но-нравс­твен­ное вос­пи­тание;

§ ис­то­ричес­кое об­ра­зова­ние;

§ фор­ми­рова­ние по­лити­ко-пра­вовых зна­ний;

§ вос­пи­тание на во­ин­ских тра­дици­ях;

§ гу­манис­ти­чес­кое вос­пи­тание;

§ пси­холо­гичес­кая под­го­тов­ка и др.

В во­ен­но-ис­то­ричес­кой, пуб­ли­цис­ти­чес­кой и на­уч­ной ли­тера­туре, пос­вя­щен­ной во­ен­ной те­мати­ке, а так­же в ме­му­арах вид­ных пол­ко­вод­цев мно­го го­ворит­ся о пат­ри­отиз­ме, вер­ности От­чизне и во­ин­ско­му дол­гу, му­жес­тве, си­ле ду­ха и вы­сокой жер­твен­ности рус­ских, со­вет­ских и рос­сийских во­инов. Эти­ми ка­чес­тва­ми во­ен­нослу­жащие Во­ору­жен­ных Сил на­шей Ро­дины в луч­шую сто­рону от­ли­ча­ют­ся от сво­их кол­лег в ар­ми­ях дру­гих стран.

Сло­во «пат­ри­отизм» про­ис­хо­дит от греч. patris — ро­дина, оте­чес­тво и оз­на­ча­ет пре­дан­ность и лю­бовь к сво­ей От­чизне (Ро­дине, Оте­чес­тву), сво­ему на­роду, не­раз­рывность с ее ис­то­ри­ей, культу­рой, дос­ти­жени­ями и проб­ле­мами.

Сло­во «пат­ри­от» в тол­ко­вом сло­варе име­ет два зна­чения:

§ че­ловек, пре­дан­ный ин­те­ресам ка­кого-ли­бо де­ла, го­рячо лю­бящий что-ни­будь (пат­ри­от сво­ей шко­лы, го­рода, края и т.п.);

§ че­ловек, оду­шев­ленный пат­ри­отиз­мом.

Че­ловек, оду­шев­ленный пат­ри­отиз­мом, яв­ля­ет­ся пат­ри­отом сво­ей Ро­дины. Что есть Ро­дина для рос­си­яни­на? По­чему во все вре­мена о Ро­дине по­эты сла­гали свои луч­шие сти­хи и пес­ни, пи­сате­ли и ху­дож­ни­ки пос­вя­щали род­ной зем­ле свои про­из­ве­дения? По­чему с име­нем От­чизны (за Русь пра­вос­лавную, за Рос­сию-ма­туш­ку, за Ро­дину) в сер­дце и на ус­тах шли ее луч­шие граж­да­не в бой с вра­гами за ее честь и не­зави­симость, со­вер­ша­ли ге­ро­ичес­кие под­ви­ги, а ес­ли нуж­но бы­ло — от­да­вали са­мое до­рогое, что есть у че­лове­ка — жизнь?

Ро­дина — по­нятие чрез­вы­чайно ем­кое. Раз­ли­ча­ют большую и ма­лую Ро­дину. Фор­мально, под большой Ро­диной по­нима­ет­ся стра­на, где че­ловек ро­дил­ся, вы­рос, жи­вет, под ма­лой Ро­диной — кон­крет­ное мес­то (по­селе­ние — де­рев­ня, ста­ница, го­род), где че­ловек сфор­ми­ровал­ся как лич­ность.

О сво­ей ма­лой Ро­дине по­эт А.Т.Твар­дов­ский пи­сал: «Эта ма­лая Ро­дина со сво­им осо­бым об­ли­ком, со сво­ей, пусть скром­ной и неп­ри­тяза­тельной, кра­сотой пред­ста­ет че­лове­ку в детс­тве, в по­ру па­мят­ных на всю жизнь впе­чат­ле­ний ре­бячес­кой ду­ши, и с нею, с этой от­дельной и ма­лой Ро­диной, он при­ходит с го­дами к той большой Ро­дине, что об­ни­ма­ет все ма­лые и — в ве­ликом це­лом сво­ем — для всех од­на».

Пи­сатель А.Н.Тол­стой дал сле­ду­ющее оп­ре­деле­ние Ро­дины как Оте­чес­тва: «Что та­кое Ро­дина? Это весь на­род, со­вер­ша­ющий на дан­ной пло­щади свое ис­то­ричес­кое дви­жение. Это прош­лое на­рода, его нас­то­ящее и бу­дущее. Это его сво­еоб­разная культу­ра, его язык, его ха­рак­тер. Это цель со­вер­ша­емых им ре­волю­ций, ис­то­ричес­ких скач­ков, уз­лов его ис­то­рии».

Осоз­на­ние сво­ей стра­ны как Оте­чес­тва воз­ни­ка­ет у рос­си­яни­на пос­те­пен­но, по ме­ре на­коп­ле­ния им опы­та и зна­ний не только о род­ном се­ле, го­роде или крае, но и о всей стра­не, о ее ве­ликой ис­то­рии, за­меча­тельных, зна­мени­тых на весь мир лю­дях на­уч­но­го, твор­ческо­го, рат­но­го и ино­го де­ла, ве­ликом и мо­гучем рус­ском язы­ке и еще о мно­гом и мно­гом, чем сла­вит­ся и бо­гата его Ро­дина. С ду­хов­ным взрос­ле­ни­ем при­ходит по­нима­ние как сво­ей при­над­лежнос­ти к От­чизне, так и от­ветс­твен­ности за ее судьбу. С это­го мо­мен­та в че­лове­ке рож­да­ет­ся граж­да­нин, он ста­новит­ся пат­ри­отом сво­ей Ро­дины.

Пат­ри­отизм на­ших со­оте­чес­твен­ни­ков име­ет осо­бый ха­рак­тер. Преж­де все­го он про­яв­ля­ет­ся в том, что лю­бовь рос­си­ян к Ро­дине срод­ни люб­ви к ма­тери — са­мому до­рого­му су­щес­тву на све­те. Не­даром в Рос­сии ис­по­кон ве­ку в на­роде за­роди­лись та­кие вы­раже­ния, как «Ро­дина-мать», «Зем­ля Рус­ская ма­туш­ка», вы­ража­ющие эмо­ци­ональное от­но­шение рос­си­ян к сво­ей стра­не. Рос­сийско­му пат­ри­отиз­му свойствен­на лю­бовь к род­ной при­роде, отож­дест­вле­ние Ро­дины с не­объят­ны­ми прос­то­рами и кра­сота­ми на­шей стра­ны. На­вер­ное по­это­му сим­во­лом Рос­сии из­давна счи­та­ет­ся бе­лая бе­реза.

Рас­смот­рим ха­рак­терные чер­ты рос­сийско­го пат­ри­отиз­ма.

1. Жиз­ненная стойкость, тер­пе­ние и му­жес­тво. Бла­года­ря им в рос­си­янах сох­ра­ня­ет­ся твер­дость ду­ха в не­лег­кие для Оте­чес­тва вре­мена и ве­ра в луч­шую жизнь. Эти ка­чес­тва по­мога­ют рос­сийско­му на­роду пре­одо­леть все жиз­ненные труд­ности и ли­шения, вы­пада­ющие на его до­лю.

2. Вер­ность го­сударс­тву и бес­пре­дельное до­верие го­сударст­вен­ной влас­ти. «Рус­ский пат­ри­отизм от­ли­ча­ет­ся от вся­кого ино­го сво­ей бес­пре­дельной и бе­зус­ловной, то есть не тре­бу­ющей ни­чего вза­мен, вер­ностью го­сударс­тву», — под­черки­вал рус­ский ис­то­рик Ф.Ф.Нес­те­ров.

3. Со­чета­ние люб­ви к Оте­чес­тву с не­навистью к его зах­ватчи­кам. Вы­сокая го­тов­ность рос­си­ян по пер­во­му зо­ву встать на за­щиту сво­их ру­бежей.

Пер­вый рейхскан­цлер гер­ман­ской им­пе­рии От­то фон Бис­марк (1815—1898) пре­дос­те­регал тех, кто го­товил­ся к зах­ватни­чес­кой войне с Рос­си­ей: «О по­беде над Рос­си­ей мож­но го­ворить, ес­ли в хо­де войны она бу­дет пол­ностью раз­гром­ле­на… Но по­доб­ный ре­зультат да­же и пос­ле са­мых блес­тя­щих по­бед ле­жит вне вся­кого ве­ро­ятия… Мил­ли­оны собс­твен­но рус­ских, да­же ес­ли их раз­де­лить… так­же быс­тро, вновь со­еди­ня­ют­ся друг с дру­гом, как час­ти­цы раз­ре­за­емо­го ку­соч­ка рту­ти, и ве­дут борьбу за ос­во­бож­де­ние сво­ей тер­ри­тории чис­то с рус­ским не­ис­товс­твом».

4. Ду­хов­ная под­питка пат­ри­отиз­ма ре­лиги­оз­ностью, ве­рой в Бо­жий про­мысел. Из­вес­тный пуб­ли­цист и фи­лософ С.Н.Бул­га­ков так ха­рак­те­ризо­вал эту чер­ту: «Рус­ское войско дер­жа­лось дву­мя си­лами: же­лез­ной дис­ципли­ной, без ко­торой не мо­жет су­щес­тво­вать ни­какая ар­мия, да ве­рой». Рус­ская пра­вос­лавная цер­ковь всег­да счи­тала войны в за­щиту Оте­чес­тва свя­щен­ны­ми, а по­гиба­ющих на по­лях сра­жений во­инов — ге­ро­ями при­нося­щими се­бя в жер­тву ра­ди люб­ви к Ро­дине.

Имен­но та­ким пат­ри­отом яв­ля­ет­ся во­ин Рос­сии. Во­ин­ский пат­ри­отизм рос­си­яни­на оли­цет­во­ря­ет со­бой без­за­вет­ную пре­дан­ность Ро­дине, гор­дость за на­род­ные свер­ше­ния и со­пере­жива­ние за ее по­беды и по­раже­ния, го­тов­ность за­щищать ее от вра­гов, пот­ребность в дос­тойном, са­мо­от­вержен­ном, вплоть до са­мопо­жер­тво­вания, слу­жении Оте­чес­тву.

На во­ен­но-про­фес­си­ональный пат­ри­отизм рос­сийско­го во­ина во мно­гом пов­ли­ял рус­ский на­ци­ональный ха­рак­тер, бла­года­ря че­му из по­коле­ния в по­коле­ние пе­реда­вались та­кие ха­рак­терные во­ин­ские чер­ты, как:

§ без­за­вет­ная пре­дан­ность Оте­чес­тву и го­тов­ность соз­на­тельно от­дать за не­го жизнь;

§ не­ос­по­римый ав­то­ритет во­ин­ской при­сяги, обя­зательность ее ис­полне­ния в лю­бых ус­ло­ви­ях, да­же це­ной жиз­ни;

§ вы­сокие по­нятия во­ин­ской чес­ти, чес­ти мун­ди­ра и во­ин­ско­го дол­га;

§ стойкость и упорс­тво в бою, го­тов­ность к под­ви­гу;

§ пре­дан­ность сво­ей час­ти, ко­раб­лю, его зна­мени, его тра­дици­ям;

§ ува­жение и соб­лю­дение во­ин­ских ри­ту­алов, ува­жение бо­евых наг­рад;

§ ге­ро­ичес­кое по­веде­ние в пле­ну, хра­нение во­ен­ной тайны;

§ лич­ный при­мер офи­цера сво­им под­чи­нен­ным;

§ мас­тер­ское вла­дение сво­ей про­фес­си­ей от пол­ко­вод­ца до ря­дово­го;

§ го­тов­ность прийти на по­мощь на­родам, ока­зав­шимся в бе­де, и др.

Сво­ими кор­ня­ми во­ин­ский пат­ри­отизм, как и во­об­ще пат­ри­отизм рос­си­ян, ухо­дит в да­лекое прош­лое на­шей Ро­дины, к пе­ри­оду фор­ми­рова­ния хрис­ти­анс­тва на Ру­си, ста­нов­ле­ния Ру­си как го­сударс­тва, ко вре­менам борьбы на­рода с мно­гочис­ленны­ми зах­ватчи­ками зем­ли Рус­ской за свою не­зави­симость и сво­боду.

Ис­то­ричес­ки, с на­ци­онально-го­сударст­вен­ным объеди­нени­ем Ру­си в рос­сийских во­ору­жен­ных си­лах на­чал фор­ми­роваться пат­ри­отизм на ос­но­ве го­сударст­вен­но-пат­ри­оти­чес­кой идеи. В на­чале XVII в. в Ус­та­ве рат­ных и пу­шеч­ных дел пат­ри­отизм был оп­ре­делен как во­ен­но-про­фес­си­ональное ка­чес­тво и нор­ма по­веде­ния рус­ских во­инов. Рос­сийским им­пе­рато­ром Пет­ром I го­сударст­вен­ный пат­ри­отизм це­нил­ся вы­ше все­го и счи­тал­ся глав­ной доб­ро­детелью. В «Та­бели о ран­гах», сос­тавлен­ным под его ру­ководс­твом, служ­ба Оте­чес­тву и слу­жеб­ное рве­ние объяв­ля­лись неп­ре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­луче­ния чи­нов, наг­рад и зва­ний. В це­лях фор­ми­рова­ния пат­ри­оти­чес­ко­го соз­на­ния спе­ци­ально бы­ли ут­вер­жде­ны со­от­ветс­тву­ющие сим­во­лы, наг­ра­ды, ри­ту­алы, тра­диции.

Ис­то­рия Во­ору­жен­ных Сил Рос­сийской Фе­дера­ции да­ет нам яр­кие при­меры то­го, как го­сударст­вен­но-пат­ри­оти­чес­кая идея, осоз­нанная во­ина­ми, да­вала им ве­ликую си­лу ду­ха, во­оду­шев­ля­ла на под­ви­ги, ут­вер­жда­ла ве­ру в по­беду. Так бы­ло всег­да и вез­де, где сра­жались рос­сийские во­ины, на­чиная с вре­мен Алек­сан­дра Нев­ско­го и до на­ших дней.

Да­же тог­да, ког­да рус­ская ар­мия тер­пе­ла по­раже­ние, как это бы­ло в рус­ско-япон­ской войне 1904—1905 гг. (Цу­сим­ское мор­ское сра­жение), на­ши во­ины всег­да сра­жались му­жес­твен­но и уме­ло. Мат­ро­сы и офи­церы, за­ведо­мо зная, что они по­гиб­нут, сра­жались до пос­ледней воз­можнос­ти, ибо до­роже жиз­ни для них бы­ла честь Ро­дины. (В 2010 г. бо­евая ре­лик­вия, сим­вол му­жес­тва и пат­ри­отиз­ма эки­пажа крейсе­ра «Ва­ряг» — гюйс-флаг — пе­редан Рос­сии пра­ви­тельством Ко­реи для хра­нения в Мор­ском пра­вос­лавном со­боре Крон­штад­та.)

Мно­жес­тво при­меров во­ен­но-про­фес­си­онально­го и граж­дан­ско­го пат­ри­отиз­ма дал со­вет­ский на­род в го­ды Ве­ликой Оте­чес­твен­ной войны. В ве­ках не по­мер­кнет под­виг ге­ро­ев Брест­ской кре­пос­ти, за­щит­ни­ков Мос­квы, Ле­нин­гра­да, Ста­лин­гра­да, Одес­сы, Се­вас­то­поля и мно­гих дру­гих из­вес­тных и бе­зымян­ных ге­ро­ев.

Их под­ви­ги име­ли од­ну пат­ри­оти­чес­кую ос­но­ву, ко­торую хо­рошо вы­разил пи­сатель Илья Эрен­бург в ок­тябре 1941 г.: «Мы зна­ем, за что во­юем: за пра­во ды­шать. Мы зна­ем, за что тер­пим: за на­ших де­тей. Мы зна­ем, за что сто­им: за Рос­сию, за Ро­дину». И еще один при­мер пат­ри­отиз­ма прос­то­го со­вет­ско­го сол­да­та вре­мен Ве­ликой Оте­чес­твен­ной войны — фраг­мент письма, ко­торое на­писал в ок­тябре 1942 г. ря­довой Юрий Казьмин, по­гиб­ший в бою спус­тя не­делю пос­ле это­го. «Не лис­тай, ма­ма, зна­комые лис­ты древ­них книг, не хо­ди к де­ду Ар­хи­пу Найде­нову. Не ищи вмес­те с ним свя­того чу­да. Пос­лу­шай ме­ня: мы по­беж­да­ем смерть не по­тому, что мы не­уяз­ви­мы, мы по­беж­да­ем ее по­тому, что мы сра­жа­ем­ся не только за свою жизнь… Мы вы­ходим на по­ле сра­жения, что­бы от­сто­ять свя­тая свя­тых — Ро­дину. Ког­да я про­из­но­шу это сло­во, мне хо­чет­ся встать на ко­лени … Я го­тов уме­реть в бою во имя жиз­ни Оте­чес­тва и не дрог­ну да­же тог­да, ког­да вспом­ню, что те­бе при­дет­ся ос­таться оди­нокой, без сы­на. Це­лую те­бя креп­ко. Твой сын Юрий». Ду­ма­ет­ся, что эти про­ник­но­вен­ные стро­ки не мо­гут ос­та­вить рав­но­душ­ным ни­кого.

Се­год­ня, как и в прош­лые го­ды, у во­ен­нослу­жаще­го Во­ору­жен­ных Сил Рос­сийской Фе­дера­ции пат­ри­отизм про­яв­ля­ет­ся по-преж­не­му в вер­ности во­ин­ско­му дол­гу, без­за­вет­ной служ­бе Ро­дине, го­тов­ности к са­мопо­жер­тво­ванию во имя спа­сения сво­их бо­евых то­вари­щей и мир­но­го на­селе­ния Рос­сии. По­нятия «во­ин­ский долг», «за­щита Оте­чес­тва» и «са­мопо­жер­тво­вание во имя бе­зопас­ности Ро­дины» не­раз­рывно свя­заны друг с дру­гом. Не­мыс­ли­мо пред­ста­вить се­бе во­ина, за­щища­юще­го Ро­дину и од­новре­мен­но не ис­полня­юще­го свой во­ин­ский долг, од­новре­мен­но с этим не бы­ва­ет во­ина-пат­ри­ота Ро­дины, не го­тово­го от­дать за нее свою жизнь.

В мир­ной пов­седнев­ной во­ен­ной служ­бе и при вы­пол­не­нии бо­евых за­дач в го­рячих точ­ках пла­неты во­ин­ский долг тре­бу­ет от каж­до­го во­ина глу­боко­го по­нима­ния лич­ной от­ветс­твен­ности за бе­зопас­ность Ро­дины и за­щиту ее ин­те­ресов, про­фес­си­онально­го вла­дения вве­рен­ной тех­ни­кой и ору­жи­ем, со­вер­шенс­тво­вания сво­их мо­рально-пси­холо­гичес­ких и бо­евых ка­честв, вы­сокой ор­га­низо­ван­ности и дис­ципли­ны.

Не­даром су­щес­тву­ет кры­латое вы­раже­ние — «в жиз­ни всег­да есть мес­то под­ви­гу».

Сов­ре­мен­ная служ­ба в Во­ору­жен­ных Си­лах да­ет не­мало при­меров му­жес­твен­ных пос­тупков во­инов раз­личных ро­дов войск, сви­де­тельству­ющих об их вер­ности во­ин­ско­му дол­гу, пре­дан­ности Ро­дине. Так, с 1992 г., ког­да в Рос­сии бы­ло уч­режде­но зва­ние «Ге­рой Рос­сийской Фе­дера­ции», на ко­нец 2010 г. об­щая чис­ленность наг­ражден­ных сос­та­вила 972 чел., из них 450 чел. — пос­мер­тно, в том чис­ле:

§ учас­тни­ки от­ра­жения втор­же­ния бо­еви­ков в Рес­публи­ку Да­гес­тан, пер­вой и вто­рой че­чен­ской войн и про­дол­жа­ющих­ся бо­евых действий на тер­ри­тории Че­чен­ской рес­публи­ки — 492;

§ ли­ца, от­ли­чив­ши­еся при опе­раци­ях про­тив тер­ро­рис­тов в ре­ги­онах Се­вер­но­го Кав­ка­за (кро­ме Че­чен­ской Рес­публи­ки) — 34;

§ во­ен­ные мо­ряки, под­водни­ки и ис­пы­тате­ли во­ен­но-мор­ской тех­ни­ки — 33;

§ учас­тни­ки бо­евых действий в Юж­ной Осе­тии в 2008 г. — 23.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: