Развлекательные балеты Артура Сен - Леона

Кризис балетного жанра

Во второй половине 19 века

Кризис западноевропейского балетного театра пришелся на вторую половину 19 века. После элегантности и чистоты линий романтизма появились жеманство, слащавость и изощренность в танце. Появляются новые музыкально-сценические жанры: балет-феерия, балет-обозрение, дивертисменты, главная цель которых - зрелищность. Разрушается связь балета с большой литературой, серьезной музыкой. Забываются принципы Новерра, Тальони, Перро. Постепенно разрушается эстетика академического балетного жанра, представления превращаются в развлекательные зрелища. В Италии балет дольше сохранял свою жизнеспособность. Этому способствовали замечательные итальянские мастера хореографического искусства Карло Блазис, Катарина Беретта, Энрико Чеккетти.

Шарль Виктор Артюр Мишель Сен-Леон

Дата рождения

17.09.1821

Дата смерти

02.09.1870

Профессия

Танцовщик, балетмейстер

Страна

Франция

Развлекательные балеты Артура Сен - Леона

Артур Сен-Леон (1821 - 1870) - французский артист, балетмейстер, педагог. Учился танцам сначала у отца, Леона Мишеля, затем у балетмейстера Альберта Декомбе. Как танцовщик дебютировал в 1835 году в Мюнхене, а в 1838 году был приглашен в Брюссельский театр "Ла-Моне". После, Сен-Леон гастролировал в Италии, Германии, Англии. Танцевал вместе Фанни Черрито в балетах Ж. Перро («Эсмеральда» и «Ундина»), а также в некоторых собственных постановках. В 1843 году поставил в Риме первый балет "Маркитантка", в котором главные партии исполняли итальянская балерина Фанни Черрито и он сам в роли Ганса. Через некоторое время, в 1845 году Фанни Черрито, его партнерша по сцене, стала его супругой. Во Франции его первой постановкой был балет "Мраморная красавица" 1847г., который он поставил специально для своей жены. За этим балетом последовали "Маркитантка" и "Заколдованная скрипка", где Сен-Леон не только танцевал, но и играл на скрипке. Спектакли Сен-Леона носили развлекательный характер, в них было много танцев и технических фокусов. Работая во многих европейских театрах, А. Сен-Леон поставил в них множество балетов, дивертисментов, концертных номеров. Танцовщик, балетмейстер, сценарист, композитор, дирижер, виртуоз-скрипач, он поражал современников многогранностью своих талантов и необычайной работоспособностью. Мастер сценических эффектов, трюков, красочных танцевальных выходов — антре, А. Сен-Леон покорял зрителя внешним блеском, обилием сольных и массовых танцев, причудливостью, яркостью костюмов и декораций. Его не привлекали темы и образы романтического балета, эстетику которого он знал прекрасно, ему не нужно было глубокое содержание, философский подход к решению образов, ему нужен был повод для танцев, и он находил его в литературных сюжетах. Балерины, с которыми работал Сен-Леон, были виртуозны, техника их исполнения поражала своей профессиональной отточенностью. А. Сен-Леон стремился не отставать от моды времени: чудеса пиротехники, электрические эффекты в его балетах ошарашивали зрителя. Например, балерины танцевали на огромных клавишах рояля, танцовщики ездили, как в цирке, на велосипедах, огромные висячие сады раскачивались на сцене. Сен-Леон широко использовал в своих балетах характерные танцы, элементы плясового фольклора. Но это все подвергалось вольной стилизации и поэтому танцы в его балетах утрачивали свой национальный колорит, подлинную народную стихию. Лучший свой балет «Коппелия» (на музыку Л. Делиба) Сен-Леон поставил 25 мая 1870 года в Париже. Артур Сен-Леон десять лет проработал в России.

С 1 сентября 1858 года дирекция императорских театров подписала контракт с Сен-Леоном, а 13 сентября он уже поставил балет «Жавотта, или Мексиканские разбойники». С этого спектакля началась деятельность Сен-Леона в России, и на целых десять лет Россию наполнят «дешевые зрелищные балеты, безвкусица и стилизация характерного танца» (В. М. Красовская). Это противоречило традициям русского балета. И не случайно русские танцовщики, пытаясь вернуть балет на путь национальной тематики, предложили Сен-Леону поставить сказку П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Балет был поставлен, но Сен-Леон превратил его в спектакль, восхваляющий самодержавие. Положительным было только то, что в нем использовались пляски разных народов, населявших Россию. Премьера состоялась 3 декабря 1864 года и прошла с успехом. Официальная пресса провозгласила балет «первым русским национальным балетом». Но демократически настроенный зритель не принял этого спектакля. С одной стороны, появление русской темы в балете было явлением положительным, с другой — оно породило тот псевдорусский стиль, который заставил балет отойти на долгие годы от своих прогрессивных позиций. Сен-Леон стремился приспособиться к требованиям зрителя. Обладая даром стилизации и профессионального умения выделить самое характерное в танце, он также легко переходил «от фольклорной стилизации к разбитному канкану», а за изощренностью форм балетов умело скрывал пустоту содержания. Именно таким предстал перед зрителем балет «Конек-Горбунок». Героиней в нем Сен-Леон сделал Царь-девицу, а образ Иванушки-дурачка отошел на второй план. «Однако это не помешало поколениям русских актеров, начиная от первых исполнителей ролей — Н. А. Троицкого в Петербурге и В. Ф. Гельцера в Москве — создать обаятельный образ Иванушки, словно чудом сохранившего множество национальных черт оригинала». Мастера русской сцены много внесли своего в отдельные сцены, танцы, вариации балета, дополнив и обогатив его национальными красками. Следующими балетами А. Сен-Леона были «Валахская красавица» («Валахская невеста») и «Золотая рыбка», который стал воплощением идейной и творческой реакционности. В его сюжете не осталось ничего пушкинского. После этого Сен-Леона перестал поддерживать и реакционный зритель.

В 1869 году Сен-Леон уехал в Париж, где вскоре умер.

 

 

Танцы XX века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: