Современный танец – на грани тысячелетий

В понятие «эстрадный танец» входят и стилизации народных танцев, спортивные танцы, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много постановок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким образом, понятие «эстрадный танец» объединяет достаточно много направлений хореографического искусства. Более 70 лет мы были оторваны от процесса развития мирового хореографического искусства. Это произошло по целому ряду объективных и субъективных причин. В «застойные годы» царил и господствовал классический танец – национальная слава и гордость. В своих строго очерченных рамках развивался народный танец, полулегально существовал степ и бальный танец, и это практически все направления танца, которые тогда существовали. Наконец, все стены и барьеры рухнули, более 10 лет наше хореографическое искусство соприкасается и пытается влиться в общемировой процесс, но, к сожалению, до сих пор понятие «современный танец» в нашем сознании сводится к стилям бытовой хореографии. Исторически первым возник и существует до сих пор фольклорныйтанец. Мы даже примерно не можем определить, когда это произошло. Именно фольклорный танец послужил той основой, на которой впоследствии развивались все направления хореографического искусства. На основе фольклорного танца родился народный танец – сценическая форма фольклорного танца, который стал видом хореографического искусства и продолжает существовать и развиваться в наше время. Также на основе фольклорного танца родился историко-бытовойтанец, используемый в обыденной жизни. В разные эпохи модными были те или иные танцы: менуэт, павана, сарабанда, вальс, полька и множество других. Именно из историко-бытового танца родился бальный или, как его сейчас называют, «спортивный» танец. Танцы, которые составляют европейскую и латиноамериканскую программы, были популярны вначале и середине XX века. Но и те направления бытового танца, которые были популярны в конце XX века – диско, брейк, хип-хоп и другие стили, которые рождаются и умирают вместе с музыкальной модой, по сути – историко-бытовые, и, возможно, будут когда-то изучаться в предмете «историко-бытовой танец». Из историко-бытового танца в XVI веке родился классический танец. Классический танец стал видом хореографического искусства, со своей эстетикой, лексикой, а главное – школой, позволяющей воспитывать исполнителей. В отличие от классического корни возникновения джазового танца уходят в фольклорный танец, и конкретно в страны Африки. Джазовый танец, прежде чем превратиться в сценическую форму, проделал громадный путь. История возникновения джазового танца начинается с XVIII века, когда искусство «черного» населения США получило равные права с искусством белых американцев. Именно слияние «черного» и «белого» танцев далотолчок к появлению сценической формы танца, который впоследствииполучил название джазовый танец, а произошло это вначале XX века. Причем джазовый танец был воистину всеяден. Он использовался в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, варьете и драматических спектаклях. Его стилистика часто заимствовалась бытовым танцем. Это происходило потому, что джазовый танец по своей природе – дансантный. Ему чужды идеи и философия танца модерн или изысканная романтичность и возвышенность классического балета. Джазовый танец, прежде всего, танец эмоций,танец энергии и силы. Однако именно джазовый танец стал второй системойтанцевального искусства со своей стилистикой, лексикой и главное – школой.Детищем XX века стал танец модерн. И, если исследовать корнивозникновения этого направления танца, то можно заметить, что модернвозник как авторский танец, он не связан ни с фольклорным, ни с бытовымтанцем, он сам по себе. И первые «пионеры» танца модерн – А.Дункан,М.Грэхем, Т.Шоун, Х.Хольм – были создателями своего собственноговидения мира и выражения его через движение. Танец модерн, прежде всего,танец идеи и определенной философии. А движение «изобретается» взависимости оттого, что хочет выразить исполнитель. Наиболее известными ииспользуемыми многими исполнителями и педагогами стали две школы:М.Грэхем и Д.Хэмфри.Шли годы. Танец модерн продолжал развиваться и совершенствоваться.Одновременно с развитием танца модерн шло и развитие джазовоготанца. Именно из джазового танца выделился степ и стал отдельным видомхореографического искусства. Одновременно шел процесс все большегосближения джазового танца с танцем модерн и заимствование элементов идвижений из классического балета. Так, на стыке нескольких танцевальныхнаправлений, родился в 70-е годы XX века модерн-джаз танец, техникакоторого органически соединила ранее, казалось, несоединимые вещи –энергию, ритм, координацию, силу и ловкость джазового танца, идею ифилософию, свободный позвоночник, работу с дыханием и весом тела из танцамодерн и движения из классического балета, который позволяет выработатьустойчивость, шаг, выворотность, прыжок и вращение.Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют четыреосновные системы танца: классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народный танец. Одновременно существуют и развиваются определенные направления танцевального искусства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко и, конечно же, социальный или бытовой танец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: