Лекция для самостоятельного по дисциплине «История дизайна»

для студентов групп1001дин,1002дин,1103дин

 

Преподаватель: Матвеев АН

 

                                                         Уважаемые студенты!
Представляю вашему вниманию краткое изложение лекции по истории русского дизайна.
Тема очень интересная, полезная и для общего развития, но обширная.
Для получения общего впечатления и усвоения программы
необходимо почитать дополнительную литературу, посмотреть в интернете.
В целях облегчения усвоения информации, в продолжении лекции представлены вопросы,
которые помогут разобраться в теме
Можно почитать изложение лекции и ответить на вопросы
Но можно сначала задать вопросы и отвечать на них читая лекцию и дополнительную информацию

Желаю всем успехов освоении нового материала
Здоровья
Удачи

 

История русского дизайна

Самой сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что
объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России
и спецификой развития государства в XX веке.

В начале XX века русское художественное конструирование существенно отличается
от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности
каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного
искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее.
Именно стремление сделать "конструктивную структуру" основой формообразования
объединило в общем движении художников некогда различных направлений.

Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом изменив общественное устройство.
Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и
агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс:

Политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство
трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Hаиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.

В начале 20-х гг. среди архитекторов и художников развивается направление получившее название "Конструктивизм". Его инициаторы считали, что в современных условиях художник должен вкладывать свой талант не в создание единичных предметов искусства (картин, скульптур),а в разработку художественных форм вещей, которыми пользуются миллионы людей (книги, мебель, одежда, посуда, автомобили, станки, и т. п.). Они считали, что задача художника не изображать предметный мир, а создавать, "конструировать" его - отсюда термин "конструктивизм".
Хотя первоначально конструктивизм развивался главным образом в архитектуре, он нашел широкое
применение и в дизайне.

Hеобходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма. Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике. Hа первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как
изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного
искусства на социальную целесообразность творчества. В качестве основателей
конструктивизма, чье творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна, можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее - Б.Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс. Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом, Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К. Медуницкий, К. Йогансон).

ИHХУК - Институт ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
- научно-исследовательская организация и творческое объединение в Москве. Организован в марте 1920 года при Отделе ИЗО Наркомпроса. Первоначально деятельность института проходила под влиянием «левых» течений в
изобразительном искусстве (абстракционизм и другие); ставилась задача исследования формальных выразительных средств различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры и других) и особенностей их воздействия на зрителя, выяснения роли подсознания в творческом процессе (программа В.В. Кандинского, 1920 год)

Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового искусства
предопределило активное участие в движении "от изображения к конструкции" прежде всего художников и их профессиональных организаций.

Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году, когда
произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так совпало, что именно
этот год характеризуется наиболее активными и плодотворными пространственными
экспериментами конструктивистов. Прежде всего необходимо отметить деятельность первых "красных художников" (выпускников ппервых ГСХМ - Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников (Обмоху,1919-1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-Магометов "Пионеры советского дизайна" (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели. Основным "противником", полемика с которым не ослабевала, остается супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир Малевич.

Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления
его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных факультетов ВХУТЕМАСа.

Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового
оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров...
Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель – организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.

В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А.
Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина.

Задача создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию
конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория
изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры - А. Родченко и Л. Лисицкий,
которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.

Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В.Татлина,
преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и
взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе
создания "систематической, жизненно необходимой вещи" 1. Он учил студентов с самых
первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания
предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы.

Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он
перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узкоприкладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности.
Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от
специфики объекта.

Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных
работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и
киноплакатах, книгах, рекламе.

Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы.
Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов. Созданный в
1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала "Техническая эстетика" и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.

В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране.

В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система
специализированных изданий: "Книжное обозрение", "Рекламное приложение" к "Вечерней Москве", "Hовые товары".

Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс
происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое
пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. Многие новые издания создаются по необычной методике – с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное "оживление" продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы). Hа первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного что отражают эклектические тенденции всевозможных "ретро"-стилей.

ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского
дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и
журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в
Ленинградском высшем хупожественно - промышленном училище им В. И. Мухиной.
Московском высшем художественно - промышленном училище (б. Строгановском)
Сохранили и умножили свои фонды и учебные программы ведущие свою историю от
ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Факультет Прикладного искусства Текстильного института.
Художественные факультеты Полиграического института ВГИКа.

Их деятельность позволила уже в начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос,
сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также
применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности.

В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности,
развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации.
Появились чисто рекламные издания ("Центр Plus", "Экстра М" и др.) и многочисленные
рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узко прикладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

Литература:
В. В. Волкова "Дизайн рекламы". М., Бабурина H " Черневич Е. Русский графический дизайн. 1880-1917. М, 1992.
Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М., 1991.
Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна М, 1995.
Татлин В. Искусство в технику. Каталог выставки "В. Татлин". М.-Л., 1932. С. 4.

Ссылки:
"Monuments of the Future": Designs by El Lissitzky (Getty Research Institute)
Alexander Rodchenko: Works Viewable on the Internet
Russian avangard: art
Stenberg Brothers


Вопросы контроля знаний по предмету "История дизайна"
1) Особенности появления дизайна в России
2) Отличия русского дизайна, от зарубежного в начале XX века
3) Какие творческие направления русского искусства повлияли на появление дизайна в России
4) Направления зарубежного искусства способствовавшие появлению дизайна в России
5) На чем основывалось формообразование дизайна на начальном этапе
6) Что объединило художников различных направлений в общее движение при создании русского дизайна
7) Основной объект в развитии дизайна после Великой Октябрьской революции
8) Какие виды дизайна интенсивно развивались на первом этапе развития/ сроки этапа
9) Что такое конструктивизм/ начало его развития
10) Конструктивизм в архитектуре
11) Роль театра в становлении конструктивизма
12) Влияние конструктивизма на творчество художников абстракционистов и авангардистов
13) Что означает ИНХУК, программа какого выдающегося художника и теоретика искусства была там основной
14) В каком году была признана новая концепция формообразования и что этому способствовало
15) Объединения ГСХМ и ОБМОХУ, их деятельность и значение в развитии дизайна
16) Конструктивизм и производственное искусство
17) Охарактеризуйте Супрематизм как вид и направление в мировом искусстве, Кто его основатель
18) Конструктивизм и Супрематизм. Общие черты и противоречия
19) Чем характерен второй этап развития дизайна в СССР и сроки его действия
20) Основная цель этого периода дизайна/ Важные события в развитии
21) Яркие представители этого периода/ Какой вид дизайна проявился в этот период
22) Кто такой В. Татлин. Комплексный подход его программы и в чем он выражался
23) Значение новаторских разработок этого периода для дальнейшего развития дизайна в России и мире
24) Характерные черты третьего этапа развития дизайна и сроки его действия
25) Как повлияли принципы стандартизации на развитие дизайна в этот период
26) В чем заключается утрата единого процесса формообразования
27) Отрицательные стороны узко-прикладных направлений в развитии дизайна
28) Какая продукция дизайна подпитанная авангардом прошлого периода проявилась на этом этапе и почему

29) Четвертый этап развития дизайна в СССР его сроки и характерные черты
30) ВНИИТЭ год создания и начало деятельности
31) Возрождение художественного конструирования на чем оно основывалось
32) Выдающаяся роль журнала "Техническая эстетика" в нашей стране и в мире. В чем она заключалась
33) Переоценка стандартов. На какие качества дизайна обращено внимание и сделан упор
34) Роль дизайна рекламы в этот период
35) Развитие системы периодических изданий в чем суть этого процесса
36) Признак стиля в графическом дизайне этого этапа и в чем он проявлялся
37) Что такое модульная сетка ее назначение и применение
38) На чем основывалась критическая реакция властей на дизайн в 70 -е годы
39) Какие организации и учебные заведения сохранили теоретическую и практическую школу русского дизайна в этот период
40) 80 - е годы рост запросов на дизайн причины их возникновение и что способствовало их быстрому воплощению
41) Как повлияло появление предприятий частных форм собственности на развитии дизайна и рекламы
42) Развитие дизайна в 90 - е годы повышение интереса к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности.
43) Негативные стороны узко прикладного значения дизайна
44) К чему привело отсутствие единой концептуальности развития данного вида деятельности
45) В чем необходимость возрождения традиций российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы

 

 

Этот материал войдет в вопросы контрольного теста по диф.зачету

--
Александр Матвеев

 

 

























































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: