Цель: Продолжать учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов
26
Слово, обозначающее уменьшенный предмет (снежок, снежочек);
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомним слова»
Цель: Учить вспоминать группы родственных слов. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Мяч.
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет слово СНЕГ и кидает мяч ребенку. Он возвращает мяч обратно, называя родственное слово. Упражнение заканчивается составлением предложений с названными словами.
27
2-й вариант. Педагог называет главное слово. Дети вспоминают родственные слова. За каждое названное слово дети получают фишки. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.
Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Цель: Учить выделять «лишние» слова в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память. Оборудование: Картинки.
Мороженое
Ход упражнения
Воспитатель раздает детям картинки с родственными словами к слову СНЕГ. Одна картинка среди них лишняя. Дети должны догадаться и назвать ее. Объяснить, почему она лишняя.
Упражнение «Назови лишнее слово»
Цель: Учить находить «лишние» слова — не подходящие по значению ко всем остальным словам.
Ход упражнения
Воспитатель называет родственные слова. Дети внимательно слушают, отыскивают и называют слово, не подходящее по смыслу
28
ко всем остальным словам. Упражнение заканчивается составлением предложений с этими словами.
Воспитатель: Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик.
Морозная, снежная, белоснежная, снегопад.
Снегопад, зимовать, снегоуборка, снегоочиститель.
Снежки, снегопад, мороз, снежок.