Упражнение «Семья родственных слов»

Цель: Учить выделять и запоминать родственные слова из про­слушанного связного текста. Упражнять в пересказе текста с опорой. на серию картин.

Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).

Ход упражнения

Инструкция:

— Чтение текста.

— Беседа по содержанию.

— Семантический разбор незнакомых слов.

— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.Ответы детей.За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.

— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Дождливый день

Сутра погода задождило. Все небо затянуто дождевыми тучами. Целый день моросит холодный дождик. Дождинки падают на землю и собираются в дождевые лужи. Осенью дожди холодные. Взрослые и дети прячутся от дождя под зонтами, надевают дождевики. Я смотрю в окно и не могу дождаться, когда закончится дождь.

 

Упражнение «Солнышко»

Цель: Развивать навыки зри­тельного восприятия, навыков звукобуквенного анализа и син­теза слов.Продолжать обогащать активный словарь родственны­ми словами двух словообразова­тельных гнезд.

Оборудование: Пособие «сол­нышко», состоящее из схемы главного слова ДОЖДЬ и лучи­ков с «кусочками» слов.

24

 

 

Ход упражнения

Воспитатель: У слова ДОЖДЬ выросло много лучиков —родст­венных слов. Угадайте, как их зовут.

Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Слова: дожд-и, дожд-евик, дожд-инка, дожд-ик, дожд-евой, дожд-ить.

 

 

Снег, снегокат, снегирь, снежок, снежинка, снегоочиститель, снегурочка, снеговик, подснежник, снегопад, снегоуборка.

 

«Лишние» слова: сугроб, снести (яйцо), снижение (высоты), снимок.

 

 

Упражнение «Посмотри и назови»

Цель: Учить подбирать родственные слова с опорой на кар­тинки-схемы.

 

Оборудование: Картинки-схемы — снеговик, снегокат, под­снежник, снегурочка, снегирь, снег (см. приложение).

Ход упражнения

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки-схемы и назвать их. Затем педагог просит детей назвать главное слово.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: