Цель: Учить выделять и запоминать родственные слова из прослушанного связного текста. Упражнять в пересказе текста с опорой. на серию картин.
Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция:
— Чтение текста.
— Беседа по содержанию.
— Семантический разбор незнакомых слов.
— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.Ответы детей.За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.
— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Дождливый день
Сутра погода задождило. Все небо затянуто дождевыми тучами. Целый день моросит холодный дождик. Дождинки падают на землю и собираются в дождевые лужи. Осенью дожди холодные. Взрослые и дети прячутся от дождя под зонтами, надевают дождевики. Я смотрю в окно и не могу дождаться, когда закончится дождь.
Упражнение «Солнышко»
Цель: Развивать навыки зрительного восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.Продолжать обогащать активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.
|
|
Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из схемы главного слова ДОЖДЬ и лучиков с «кусочками» слов.
24
Ход упражнения
Воспитатель: У слова ДОЖДЬ выросло много лучиков —родственных слов. Угадайте, как их зовут.
Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.
Слова: дожд-и, дожд-евик, дожд-инка, дожд-ик, дожд-евой, дожд-ить.
Снег, снегокат, снегирь, снежок, снежинка, снегоочиститель, снегурочка, снеговик, подснежник, снегопад, снегоуборка.
«Лишние» слова: сугроб, снести (яйцо), снижение (высоты), снимок.
Упражнение «Посмотри и назови»
Цель: Учить подбирать родственные слова с опорой на картинки-схемы.
Оборудование: Картинки-схемы — снеговик, снегокат, подснежник, снегурочка, снегирь, снег (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки-схемы и назвать их. Затем педагог просит детей назвать главное слово.