Деление понятий. Правила деления

 

    При изучении какого-либо понятия нередко встает задача рас​крыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Так, чтобы лучше понять, что такое сделка (действие гражданина или организации, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя​занностей), следует разделить сделки на виды: многосторонние, дву​сторонние и односторонние.

    Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ​ется делением .

В операции деления следует различать делимое понятие объем которого следует раскрыть, члены деления соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой резуль​тат деления), и основание деления признак, по которому произво​дится деление. Логическая операция деления может быть представ​лена схемой где А — делимое понятие, В, С, D — члены деления.

    Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое по​нятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяет​ся на соподчиненные виды. Так, в приведенном примере делимое понятие «сделка» является родом, а члены деления «многосторон​няя сделка», «двусторонняя сделка», «односторонняя сделка» — его видами. Основанием деления является число сторон сделки.

    Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом.

        

    Виды деления:

    1). Деление по видоизменению признака .Основанием деления яв​ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня​тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные; право по форме своего выра​жения — на правовой обычай, юридический прецедент и норматив​ный акт.

    Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность ос​нования. Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

    Правила деления:

    1. Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени обще​ственной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления:особо тяжкие преступления. Такое деление называется неполным. Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, напри​мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере​чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания. Такое деление называется делением с лишними членами.

    2. Деление должно производиться только по одному основанию. В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальнос​ти, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и де​лить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и жен​щин.

    3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления — видовые понятия — будут находить​ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. Подобный же результат получим при делении преступле​ний на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех сту​дентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

    4. Деление должно быть непрерывным. В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли​жайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступле​ние» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Рос​сийской Федерации на преступления против личности, в сфере эко​номики, против общественной безопасности и общественного по​рядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение прика​за, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, ут​рата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении

    2). Дихотомическое деление. Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome — «сечение на две части»), представляет собой деление объе​ма делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно разделить на демо​кратические и недемократические, всех граждан — на совершенно​летних и несовершеннолетних.

    Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

     В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все дру​гие виды. Членами дихотомического деления являются два противо​речащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию — в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться толь​ко в одном из противоречащих понятий.

        

Классификация

 

         Особым видом деления является классификация, представляю​щаясобой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

    Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси​фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.

    Такова, например, классификация животных в биологии, охваты​вающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

Широко применяется классификация в правовых науках. Приме​ром может служить система права, которая включает отрасли: госу​дарственное право, финансовое право и т.д. Каждая отрасль права включает в себя правовые институты.

    Вместе с тем всякая классификация относительна. Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной.

 

    Операции с классами

         При образовании новых классов осуществляются следующие операции: объединение классов, вычитание классов, пересечение классов и образование дополнения к классу.

    В операциях с классами приняты следующие обозначения: А, В, С,... — произвольные классы, 1 — универсальный класс, 0 — нуле​вой (пустой) класс, знак и обозначает объединение классов (сложе​ние), знак п — пересечение классов (умножение), А' (не-А) — до​полнение к классу А (отрицание). В операциях с классами обычно используются круговые схемы, универсальный класс обозначается прямоугольником.

    1) Операция объединения классов (сложение) состоит в объедине​нии двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы. Операция объединения классов записывается с помощью знака сложения А и не-А. Множество, полученное в результате сложения, называется суммой (на схеме полученное множество заштриховано).

    2) Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элемен​тов, исключающих элементы вычитаемых классов. Вычитая, напри​мер, элементы класса «следователь» (А) из класса «юрист» (В), полу​чаем класс юристов не-следователей (рис. 16).

    3) Операция пересечения классов (умножение ) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения множеств, мыслящихся в понятиях «юрист» (А) и «депутат» (В), получаем новое множество: юристов-депутатов. Операция пересечения классов записывается с помощью знака умножения. А п В. Множество, полученное в результате умноже​ния, называется произведением (заштрихованная часть схемы). Ум​ножать можно три и больше множеств. Так, умножая множества, входящие в понятия «юрист» (А), «депутат» (В) и «москвич» (С), получаем множество юристов, являющихся депутатами и москвича​ми. При умножении множеств, входящий в несовместимые понятия, например «следователь» и «адвокат», получаем нулевой (пустой) класс, так как элементов, входящих одновременно в оба понятия, не существует

    4) Образование дополнения (отрицание). Дополнением к классу А называется класс не-А (А'), который при сложении с А образует универсальную область. Эта область представляет собой универ​сальный класс и обозначается знаком 1. Чтобы образовать дополне​ние, нужно класс А исключить из универсального класса: 1 - А = А'. Образование дополнения состоит, таким образом, в образовании

нового множества путем исключения данного множества из универ​сального класса, в который оно входит. Так, исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем дополнение: множество юристов-неадвокатов. В своей сумме оба понятия обра​зуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «юрист».

 

 

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: