Действия мирового сообщества по обеспечению устойчивого развития

Лекции по курсу основы экологического менеджмента и аудита

Ме́неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

    Ме́неджмент или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

    Ауди́т (от лат. audit — слушает). Аудиторская деятельность представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проведение тщательной проверки правильности составления и ведения бухгалтерского учета и финансовой, налоговой отчетности экономического субъекта.

    Аудит хозяйствующих субъектов не только констатирует достоверность данных финансовой отчетности, но и выявляет ошибки или искажения в ведении бухгалтерского учета. Помимо этого аудитор разрабатывает конкретные меры по повышению эффективности ведения учета на предприятии.

....................................................................................................................

 

Действия мирового сообщества по обеспечению устойчивого развития

Основными направлениями действия по обеспечению устойчивого развития в программном продукте ООН «Повестка дня на XXI век» следующие:

1. Минимизация потребления ресурсов;

2. Минимизация производства отходов, рециклинг и повторное использование.

3. Исключение или минимизация загрязнителей.

4. Управление энергией, снижение потребления и нужд.

5. Поощрение незагрязняющего транспорта, снижение потребностей в транспорте.

6. Сохранение лесов.

7. Искоренение дискриминации и бедности.

8. Обеспечение товарами и продуктами.

9. Обеспечение равных возможностей и получение базового образования.

10. Мониторинг состояния природной среды для включения воздействий на природу в оценку политики и проектов.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

До середины XX века проблемы загрязнения или сокращения природных ресурсов на международном уровне практически не обсуждались, во всем мире шло их экстенсивное освоение. Лишь во второй половине ХХ века наиболее дальновидные исследователи начали осознавать реальные масштабы глобальных экологических проблем. Однако научное осознание значения сложного единства биосферы не означало мгновенного изменения политического сознания.

После Второй мировой войны наметился качественный сдвиг в общественном сознании и определились пути более тесного международного сотрудничества в деле охраны природы. Именно в этот период, в 1948-1960-е годы образовались основные природоохранные организации.

5 октября 1948 г. в Фонтенбло (Франция) при содействии ЮНЕСКО состоялась Учредительная ассамблея Международного Союза Охраны Природы (МСОП). Сейчас этот Союз стал всемирной организацией, занимающейся вопросами охраны природы.

     В 1961 г. возникает крупнейшая независимая природоохранная организация — Международный Фонд Дикой Природы (ВВФ), который должен был стать мостом между природоохранным движением и миром бизнеса. Однако до созыва Конференции по проблемам биосферы, организованной ЮНЕСКО в Париже в 1968 г. совместно с ООН, вопрос об окружающей среде в глобальном масштабе не обсуждался ни на встречах официальных представителей различных государств, ни на сессиях международных организаций. Решения, затрагивающие область взаимоотношений между человеком и природой, принимались исходя из иных соображений, таких как здравоохранение, экономическая политика, туризм, национальная безопасность или сохранение культурного наследия.

Начало семидесятых стало поворотным пунктом в развитии событий. В 1970 г. правительством Англии была опубликована «Белая книга» по охране окружающей среды, чуть позже создан департамент по окружающей среде. 1 января 1970 года в США подписан Акт о национальной политике в области охраны окружающей среды. В 1971 г. во Франции создается министерство по охране природы и окружающей среды. В Швеции, Канаде, Японии и многих других странах открываются новые учреждения по проблемам окружающей среды, и проводится работа по перестройке существующих департаментов и министерств.

В 1960 г. был принят Закон «Об охране природы в РСФСР», в 1973 г. была создана Комиссия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов при Президиуме Совета Министров.

В 1971 г. создается межправительственная программа ЮНЕСКО “Человек и биосфера” (МАБ).

Наиболее значительную роль в выведении обсуждения экологических проблем на официальный международный уровень сыграл представленный в 1969 г. доклад Римскому клубу «Пределы роста», который стал первым крупным исследованием, посвященным мировой проблематике.

Начиная с 1968 г., итальянский экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба.

     Доклад был подготовлен в 1972 г. в Массачусетском технологическом институте под руководством специалиста в

области системной динамики Д. Медоуза. На основе экономико­математических моделей Дж. Форрестера, профессора прикладной математики этого же института, был проведен анализ динамики роста населения, производства продовольствия, использования невозобновляемых ресурсов, загрязнения среды. Результаты исследования показали, что сырьевые ресурсы будут исчерпаны в течение ближайших 100 лет, а нехватка продовольствия станет катастрофической, если экономическое развитие не будет сведено к простому воспроизводству, а прирост населения Земли не будет поставлен под жесткий контроль. Выводы доклада получили название “концепции нулевого роста”.

Доклад вызвал бурную реакцию международного сообщества и был подвергнут резкой критике. Во многих странах были проведены обширные научные исследования по рассмотренным вопросам. Авторы доклада и их единомышленники, охотно признав спорность и несовершенство используемых методик, заявили, что доклад достиг своей цели — воспитательной и предостерегающей. “Шоковая терапия” доклада должна была пробудить сознание людей, развенчать миф о безудержном росте и потреблении, призвать политических и экономических лидеров к социальной ответственности, стимулировать системные исследования в области охраны окружающей среды.

Кризис 1974-75 годов, потрясший все сферы деятельности общества, красноречиво показал, что прогнозы Римского клуба имели веские обоснования.

В июне 1972 г. ООН провела в Стокгольме Первую международную конференцию по окружающей среде и развитию. В работе конференции приняли участие делегаты 113 стран и 40 международных организаций, известные ученые и общественные деятели.

     Важнейшим итогом Конференции было предложение о признании в качестве основного правового принципа права человека на благоприятную окружающую среду. Первый принцип Стокгольмской декларации гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и

благополучии». После Стокгольмской конференции несколько государств признали в своих конституциях или законах право на адекватную окружающую среду и обязательство государства сохранять эту среду.

Конференция приняла план действий из 109 пунктов- рекомендаций, адресованных национальным правительствам и международным организациям, и предложила создать в системе ООН новый механизм, который содействовал бы воплощению решений Конференции в конкретные действия политического и научного характера.

В рекомендации также вошли предложения проводить программы по образованию и подготовке профессионального, технического и административного персонала, с тем чтобы дать ему возможность более эффективно использовать в своей работе экологические концепции.

Для осуществления решений Конференции в 1972 г. была создана новая межправительственная организация системы ООН

— Программа ООН по Окружающей Среде (UNEP - United Nations Environmental Program), задачами которой являются анализ глобальной экологической ситуации и адекватное рассмотрение возникающих экологических проблем.

Координационная деятельность ЮНЕП осуществляется на глобальном, региональном и национальном уровнях. Основой взаимодействия служит Общесистемная среднесрочная программа по окружающей среде (ОСПОС), разрабатываемая обычно на 5 лет. Более 200 проектов, осуществляемых в рамках

ЮНЕП, было подготовлено при сотрудничестве с другими учреждениями.

В 1981 г. Генеральный секретарь ООН выступил с докладом “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений”.

     С 1982 г. началось обсуждение проекта создания Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). С предложением возглавить эту специальную Комиссию Генеральный секретарь ООН обратился к премьер- министру Норвегии Гру Харлем Брундтланду.

Комиссия была сформирована для разработки “Глобальной программы изменений” и ее задачи состояли в следующем:

- предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

- рекомендовать пути, посредством которых забота об окружающей среде привела бы к более тесному сотрудничеству между странами, находящимися на различных уровнях социально-экономического развития, и способствовала бы достижению общих и взаимозависимых целей, в которых учитывалась бы связь между народонаселением, природными ресурсами, окружающей средой и развитием;

- рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды;

- помочь выявить общие подходы к пониманию долговременных проблем окружающей среды и определить, что необходимо предпринять для успешного решения проблем защиты и повышения качества окружающей среды, сформулировать долгосрочную программу действий для грядущих десятилетий и цели, которые должно поставить перед собой мировое сообщество.

По фамилии своего лидера Международная комиссия по окружающей среде и развитию стала называться “Комиссия Брундтланд”. Генеральным секретарем Комиссии был избран

Джим Макнейл, до этого в течение 7 лет бывший директором по проблемам окружающей среды Организации экономического сотрудничества и развития, а ранее советником по вопросам окружающей среды в правительстве Канады. Комиссия приступила к работе, проведя свою первую официальную сессию в Женеве 1-3 октября 1984 года. 23 члена Комиссии представляли 22 страны из всех регионов мира.

К работе над главным докладом Комиссией был привлечен большой коллектив высококвалифицированных и обладающих влиянием политических деятелей и ученых, представляющих более 880 организаций, и отдельных лиц - министры иностранных дел,

руководящие деятели в области планирования и финансов, сельского хозяйства, науки и техники.

В ходе подготовки доклада был проанализирован широкий спектр вопросов и проведены обширные дискуссии. Были учреждены специальные советы, на заседания которых приглашались эксперты из разных стран мира. Как отмечал Д.Макнейл, «Комиссия предприняла то, что прежде не делалось ни одной из международных комиссий: организовала открытые слушания в каждом регионе мира — от Джакарты до Москвы, от Сан-Паулу до Осло, от Хараре до Оттавы».

В апреле 1987 г. после трех лет совместной работы, коллективных поездок, слушаний и обсуждений Комиссия Брундтланд представила 42-й сессии Генеральной ассамблеи ООН обширный доклад, названный “Наше общее будущее”.

Доклад, содержащий более 300 страниц, начинается с обзора ситуации, анализа успехов развития, таких как достижения в области здравоохранения, ликвидации неграмотности, сокращения детской смертности, увеличения темпов роста продовольствия. Но при этом обсуждается та цена, которой пришлось расплатиться за успехи, а именно: возникли тенденции, влияние которых ни планета, ни ее население выдержать не смогут: возросло абсолютное число голодающих, возросло число людей, использующих небезопасную воду, увеличивается разрыв между бедными и богатыми, увеличивается площадь непродуктивных земель, (ежегодно уничтожается 11 млн.га лесов), кислотные осадки уничтожают леса и озера, наносят невосполнимый вред художественному и культурному наследию, наблюдается общее потепление климата, разрушается озоновый слой Земли.

Анализ социально-экологических проблем показал, что нельзя отделять вопросы экономического развития от вопросов состояния окружающей среды, так как деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития.

     В качестве выхода из глобального социально-экологического кризиса Комиссией Брундтланд была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development).

Концепция устойчивого развития – модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей, но которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие (Sustainable Development) – процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся аспектов: экономических, социальных, экологических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: