Способы взаимодействия сторон, заинтересованных в развитии на предприятии системы экологического менеджмента, и инструменты их влияния.
Заинтересованная сторона | Инструменты влияния и способы взаимодействия |
Предприятия отрасли, региона, партнеры и смежники, промышленные ассоциации и бизнес-ассоциации | Интегрированный подход к предотвращению негативного воздействия, создание ассоциаций с целью объединения усилий по достижению конкретных целей. Повышение качества поставляемых сырьевых компонентов, стабилизация поставок. Создание экологически целесообразной продукции, объединенной программы маркетинга, маркировка продукции. Комплексное, совместное решение проблемы повторного использования, удаления и размещения отходов. Снижение воздействия продукции на окружающую среду в процессе потребления и последующей утилизации |
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные природоохранные органы | Гибкая система экономических стимулов для предприятий — экологических лидеров. поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях. Гибкие требования в отношении применения государственных контрольных мер. Разработка пакета региональных нормативно-правовых и местных нормативных документов |
Общественные и профессиональные организации, население | Воздействие на лиц, принимающих решения, и потребителей с целью изменения характера потребления и производства. Создание благоприятных условий для выполнения предприятием принятых обязательств. поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях. Распространение экологической информации (в том числе об экологических аспектах деятельности предприятия). Общественный экологический контроль. поддержка предприятий — экологических лидеров |
потенциальные инвесторы, партнеры, кредитующие организации (в том числе зарубежные) | Выдвижение требований к экологической состоятельности предприятий. Определение условий кредитования или инвестирования с учетом результатов экологического аудита (в том числе аудита прошлой деятельности). заключение договоров о сотрудничестве с условием внедрения, декларирования и сертифицирования системы экологического менеджмента предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов (прежде всего — ISO 14001) |
|
|
коммуникационные процессы в сфере экологического менеджмента подразделяются на внутренние (между сотрудниками предприятия) и внешние (между предприятием и внешней средой). под коммуникациями в данном случае понимают взаимосвязи, возникающие между людьми в процессе обмена информацией, связанной с деятельностью предприятия в области экологического менеджмента.
|
|
внутренние коммуникации составляют основу организационной структуры системы экологического менеджмента, они могут быть формальными (информация предоставляется в обязательном порядке) и неформальными (информация предоставляется на неформальной основе в зависимости от конкретной ситуации).
в качестве внутренних коммуникаций рассматривается информация об изменениях в экологической политике предприятия, экологических аспектах его деятельности, экологических целях, задачах и показателях, об превентивных и корректирующих действиях, результатах внутренних аудитов, а также об изменениях в законодательных и нормативных документах, регламентах и инструкциях.
процедуры, предусматривающиеся системой экологического менеджмента, должны охватывать весь цикл деятельности предприятия. Они являются составляющей определения исходного сырья, энергии, поставщиков; разработки требований ко всем видам продукции и услуг; выполнения всех производственных операций (основных и вспомогательных); обращения с отходами, контроля выбросов и сбросов (операций «на конце трубы»). перечень процедур, разработка и выполнение которых рекомендованы международным стандартом ISO 14001, приведен в приложении 1.