1. Текущая экономическая информация оперативного состояния экономических объектов.
2. Ретроспективная (историческая) - дает представление о маркетинговых объектах в предшествующий период.
3. Прогнозная информация — результат вероятностной оценки значений, основных характеристик интересующих объектов в обозримой перспективе.
4. Поясняющая информация дает возможности представления о причинах, которые вызвали те или иные изменения с объектом маркетинговой деятельности.
5. Плановая, которая используется в разработке маркетинговых программ.
6. Качественная - информация дает описание объекта в качественных характеристиках.
7. Количественная информация, позволяющая установить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии объектов (цены, доля на рынке).
Источники получения вторичной маркетинговой информации (кабинетные маркетинговые исследования):
— Внутренние (бухгалтерские отчеты, сообщения торгового персонала, обзоры жалоб и рекламаций, планы производства, деловая корреспонденция).
— Внешние (данные международных организаций, законы, указы, выступления государственных и общественных деятелей, данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований, выставки, ярмарки., конференции, презентации, дни открытых дверей, банки данных, агентства).
Источники получения первичной маркетинговой информации (количественные и качественные исследования): метод опроса (анкеты, вопросник); наблюдение (форма для регистрации); метод фокус-группы; глубинное интервью; панельный метод (панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям); эксперимент; имитация.
Ценность информации увеличивается, когда увеличиваются потери от неправильного решения; увеличивается точность информации, полученной в ходе исследования; уровень знаний относительно правильного решения уменьшается.
Методы сбора конфиденциальной информации: работники фирмы (внедренные, уволенные); банки; налоговые инспекции; аудиторы; консультационные фирмы; страховые компании.
Опрос- самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью.
Опросы разделяются:
- по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
- по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
- по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));
- по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизованная);
- по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:
• служит определенной исследовательской цели;
• проходит планомерно и систематически;
• служит для обобщающих суждений, не представляет только собирание интересных фактов;
• подвержен постоянному контролю, с точки зрения надежности и точности.
Можно выделить следующие формы наблюдения:
- полевые - это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (магазин, у витрины)
- лабораторные, то есть приводящимся в искусственно созданной ситуации.
Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную.
Существенные признаки эксперимента:
- изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными);
- исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных;
- проверяются причинно-следственные связи (влияние цвета упаковки).
Панель имеет следующие основные признаки: предмет и тема исследования постоянны, сбор данных повторяется через равные промежутки времени, постоянная совокупность объектов исследования - домашние хозяйки, предприятия торговли, производственные потребители.
Хорошая информация позволяет маркетологам: получать конкретные преимущества, снижать финансовый риск и опасности для образца, определить отношения потребителей, следить за внешней средой, координировать стратегию, оценивать деятельность, повысить доверие к рекламе, получить поддержку в решениях, подкрепить интуицию, улучшить эффективность.
Методы анализа документов:
традиционный анализ (внешний, внутренний, юридический, психологический);
формализованный (контент-анализ).
1. Кластерный анализ. Он позволяет сжать матрицу данных, объединяя их в небольшое число групп.
2. Факторный анализ. Позволяет редуцировать множество факторов до небольшого числа.
3. Дисперсионный анализ применяется для анализа результатов эксперимента и позволяет определить, как влияют отдельные факторы на результат эксперимента. Для этого вычисляют дисперсию и находят, какая доля дисперсии зависит от условий общих для всех групп, какая - от исследуемого фактора, а какая - от случайных причин.
4. Дискриминантный анализ позволяет найти существенные признаки, по которым можно разделить совокупность на группы.
5. Многомерное шкалирование позволяет определить критерии оценки товара покупателями. Товар первого типа отличается по марке, упаковке, цене и т. д., т. е. по различным признакам. И на основе данных о продаже товаров или на основе результатов эксперимента определяют, в какой мере каждый признак влияет на покупательский выбор (табл. 2.1)