Основные направления маркетинговых исследований

Тема: Понятие, сущность, цели, задачи, объекты маркетинговых исследований.

Сущность, цели и задачи маркетинговых исследований рынка.

Виды, методы и ошибки маркетинговых исследований

 

1. Сущность, цели и задачи маркетинговых исследований рынка.

Маркетинговые исследования - систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Маркетинговые исследования- это функция, которая через информа­цию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со все­ми элементами внешней среды маркетинга.

Маркетинговые исследования - это комплекс мероприятий направлен­ных на выявление и установление тенденций и закономерностей развития рын­ка, с целью понижения степени неопределенности и повышения качества при­нимаемых управленческих решений.

Главная цель маркетинговых исследований - достаточная определенность и избежание риска при принятии коммерческих решений.

Чтобы маркетинговые исследования были эффективными, они должны быть: систематическими и охватывать как можно больше разных источников информации; применимы к любой стороне маркетинга, которая требует инфор­мации для принятия решения; не носить случайного характера.

Концепция маркетингового исследования представляет собой подробное определение содержания предмета исследования, общую постановку задачи в пределах данного исследовательского замысла.

Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной ситуа­ции. Эта общая постановка задачи. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений. МИ всегда нацелены на определение и решение какой-либо конкретной проблемы.

Рабочая гипотеза маркетингового исследования представляет собой ве­роятностное предположение относительно сущности и путей решения рассмат­риваемых явлений. Рабочая гипотеза должна обеспечивать: достоверность; предсказуемость; проверяемость; возможность формализации.

Рабочий инструментарий - это не механический набор методов и приемов, а целенаправленный их выбор для решения конкретных, специфических задач. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих определение:

- методов и процедур сбора первичных данных;

- методов и средств обработки полученных данных;

- методов анализа и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез.

Согласно Международному Кодексу деятельности по исследованию мар­кетинга работа по маркетинговым исследованиям заключается в объективном сборе и анализе добровольно полученной информации в отношении рынков по­требителей, товаров и услуг. Маркетинговые исследования должны проводить­ся в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, а также согласно стандартам, основанным на общепринятых научных методах.

Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия и т. д. Основой маркетинговых исследова­ний служат общенаучные и аналитико-прогностические методы. Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые исполь­зуются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятель­ности предприятии. Полученные с помощью исследования маркетинга данные представляют собой основу для информирования производителей, поставщика, посредников о привычках, взглядах и потребностях широких слоев потребите­лей. В конечном счете, успех любого исследования маркетинга зависит от того доверия к нему, которое сложилось в обществе. Во взаимоотношениях заказчи­ков и исполнителей должны строго соблюдаться определенные правила.

Исследования в области маркетинга базируются на общих научных прин­ципах, в том числе это относится и к общим требованиям к исследованиям. Ис­следователь должен:

— быть объективным, принимать все меры предосторожности, чтобы не повли­ять на интерпретацию зафиксированных фактов;

— указывать степень погрешности своих данных, имея в виду несовершенство любого применяемого метода;

— быть творческой личностью, определять новые направления поиска, исполь­зовать современные методы;

— заниматься исследованиями постоянно, чтобы не упустить происходящие пе­ремены.

Основные направления маркетинговых исследований

1. Исследование рынка — самое распространенное направление в марке­тинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыноч­ных условиях для определения деятельности предприятия. Объектами рыноч­ного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, эко­логических, законодательных и других факторов.

Исследование рынка на коммерческой основе проводят следующие не­зависимые источники: отраслевые и общенациональные НИИ; консалтинговые

фирмы; рекламные и маркетинговые агентства; торгово-промышленные ассо­циации; союзы предпринимателей; вузы экономического профиля.

2. Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структу­ра, образование).

3. Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возмож­ными конкурентами.

4. Изучение фирменной структуры рынка проводится с целью получе­ния сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие бу­дет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках.

5. Главной целевой установкой исследования товаров является опреде­ление соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также ана­лиз их конкурентоспособности. Объекты исследований - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей.

6. Исследование цены направлено на определение такого уровня и соот­ношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды).

7. Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения това­ра до потребителя и его реализации.

8. Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы - также од­но из важных направлений маркетинговых исследований. Оно преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт то­варов, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществ­лять рекламные мероприятия. Исследование рекламы предполагает апробацию средств рекламы (предварительное испытание), сопоставление фактических и ожидаемых результатов от рекламы, а также оценку продолжительности воз­действия рекламы на потребителей.

9. Исследование внутренней среды предприятий ставит целью опреде­ление реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате со­поставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.

3 основные системы проведения маркетинговых исследований:

1) матричная — основывается на таких факторах, как географический (выбираем определенный район), потребительский (определенную группу потребителей) и товарный (товары с определенными качествами).

2) функциональная — направлена на информационно-аналитическое обеспечение отдельных функций маркетинга.

3) смешанная — это сочетание двух систем, которое более приемлемо, чем отдельные системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: