Круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов

Судебно-психологическа экспертиза

Судебная экспертиза как особое процессуальное действие

Судебная экспертиза — особое процессуальное действие, строго регламентированное законом, целью которого является получение заключения эксперта. Экспертиза проводится в тех случаях, когда для решения вопросов, возникающих в ходе расследования преступлений или их судебного разбирательства, возникает потребность в применении специальных познаний в определенной области науки, техники, искусства или ремесла.

Под специальными познаниями понимается совокупность сведений и навыков, которые не могут быть признаны общеизвестными, поскольку принадлежат относительно узкому кругу специалистов, чаще всего профессионалов в какой-либо области. В соответствии с вышесказанным экспертиза определяется как исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в целях дачи заключения, служащего доказательством по делу.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), развивающаяся в соответствии с закрепленными в законе общими принципами, является основной формой использования специальных психологических познаний. СПЭ способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов: о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности, достоверности показаний и многих других.

Специальные психологические познания могут быть использованы в форме консультации или сведений специалиста. Справочно-консультационная деятельность сведущего лица — это не процессуальная, т. е. не регулируемая уголовно-процессуальным законодательством деятельность, заключающаяся в информировании следователя или суд о возможности существования тех или иных явлений с точки зрения современной психологии. Консультативная справка психолога по запросу следователя или суда оформляется в письменной форме и приобщается к делу.

Основные уголовно-процессуальные обязанности специалиста — участие в производстве следственных действий с использованием своих специальных профессиональных знаний и навыков для содействия следователю в обнаружении, закреплении или изъятии доказательств; обращение внимания следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; дача пояснения по поводу выполняемых им действий.

Юридическим основанием производства СПЭ являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда.

Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. Права и обязанности эксперта регламентированы УПК. СПЭ проводится амбулаторно и в зале судебного заседания. Результат экспертного исследования оформляется в виде письменного заключения, составленного по определенной форме. В акте заключения обязательно указываются, когда и кем назначена, а также проводилась СПЭ, какие материалы и методы были использованы, раскрываются логика и способ доказывания для возможности проведения юридической оценки данного заключения, в итоге формулируются аргументированные ответы на поставленные вопросы.

Акт заключения визируется подписью эксперта. СПЭ может быть проведена как одним экспертом, так и комиссией. При комиссионной экспертизе заключение визируется всеми членами, при этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность за данное им заключение. Если заключение не может быть дано, оформляется аргументированное заключение о невозможности дать заключение.

В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, которая поручается другому эксперту. Если экспертное заключение признано недостаточно ясным или полным, эксперт может быть вызван на допрос или назначена дополнительная экспертиза. Каждый психолог может быть привлечен для проведения СПЭ. Но нужно отдать отчет, что специалист в клинической, возрастной, социальной и даже в юридической психологии не становится автоматически экспертом-психологом. Эксперт-психолог должен иметь универсальную теоретическую и психодиагностическую подготовку, владеть методологией, технологией и методикой экспертного исследования. Важную роль играют также и личностные качества эксперта, позволяющие в условиях неочевидности устанавливать истину, нести за полученные результаты колоссальную ответственность.

 

Круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов

Мысль о возможности и даже необходимости практического применения в уголовном процессе данных научной психологии родилась на рубеже XIX-XX вв., почти одновременно с превращением психологии в самостоятельную область знаний. Первые экспертизы имели не только практический, но и научно- исследовательский характер. Так, А. Е. Брусиловский, опираясь на зарубежный опыт В. Штерна, К. Марбе и др., в 1929 г. писал, что выводы прикладной психологии могут быть полезны в судебной деятельности при исследовании психологических возможностей человека, например, в управлении техникой (дела о железнодорожных крушениях), достоверности показаний свидетелей, особенно юных, а также изучении личности и сознания обвиняемого в уголовном суде.

Юридические запросы способствовали развитию психологии, возросшие возможности психологии позволяли, в свою очередь, ставить перед нею все более сложные задачи. Например, влияние на человека его страстей и аффектов получило к себе внимание вначале в русле судебной психопатологии (Я. А. Боткин, В. Ф. Чиж и др.), а затем было доказано существование нормального и патологического аффектов и их специфика у психически здоровых людей и при психопатологии (Я. М. Калашник, М. М. Коченов, И. А. Кудрявцев, О. Д. Ситковская В. М. Бехтерев, В. В. Гульдан, Т. П. Печерникова, В. В. Остришко и др.).

В настоящее время продолжает расширяться круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов, продолжает расти количество экспертных исследований по уголовным и гражданским делам. Среди традиционных вопросов, разрешаемых СПЭ, М. М. Коченов1 (1991) указывал следующие:

- принципиальную способность свидетелей или потерпевших правильно

воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

- способность несовершеннолетних обвиняемых полностью (или в иной мере) сознавать значение своих действий и в полной (или иной) мере руководить ими;

- способность несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

— способность несовершеннолетних обвиняемых по делам об изнасиловании правильно понимать и оценивать психическое состояние потерпевшей;

— психические состояния в момент совершения противоправных действий, снижающие способность сознавать значение своих действий и руководить ими;

— психические состояния, затрудняющие выполнение профессиональных функций при управлении сложными техническими устройствами;

— психические состояния, предрасполагающие к самоубийству, в период, предшествовавший смерти;

— конкретные психологические особенности (черты характера, особенности эмоционально-волевой сферы, упрочившиеся мотивы поведения; качества познавательной деятельности и т. д.);

— авторство по образцам письменной речи;

— постоянные и переменные роли в группе;

— зависимость формирования личностных особенностей и поведения (мотивации поведения, установок, ценностных ориентации) от влияния социально-психологической атмосферы деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: