Конституционное движение в 60–70 гг. XIX века

Все эти в общем позитивные для Турции перемены сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде зарождающейся турецкой разночинной интеллигенции. В 1865 г. возникло общество «Новые османы», ставившее своей целью создать в стране режим конституционной монархии. Либерально-конституционное движение возглавили писатель и публицист Намык Кемаль, журналист Ибрахим Шинаси, литераторы Зия-бей и Али Суави.

В 1872 г. Намык Кемаль начал издавать газету «Ибрет» («Наставление»), в которой печатались статьи, популяризировавшие идеи свободы и конституции. В этот период чётко оформилась программа «новых османов». В её основу была положена идея борьбы за экономическую и политическую независимость Турции. Главным препятствием на пути к достижению этой цели «новые османы» считали феодальный абсолютизм. Поэтому их основное политическое требование – создание режима конституционной монархии. «Новые османы» также выступали за отмену откупной системы, ликвидацию «капитуляций» и аннулирование неравноправных торговых договоров с иностранными державами. Много внимания в программе «новых османов» уделялось проблеме национального вопроса. Его они предлагали решить на основе доктрины «османизма». Тем самым выступили против освободительного движения угнетённых народов, за сохранение Османской империи и верности нормам ислама.

Заметную роль в движении «новых османов» играл крупный государственный деятель, активный участник реформаторских преобразований на втором этапе Танзимата Мидхат-паша (1822–1884). Будучи в разные годы губернатором Ирака, Болгарии и Сирии, занимая посты великого визира и председателя Государственного совета, он пытался на практике осуществить ряд требований «новых османов», касавшихся экономического развития.

В 1875 г. ситуация в империи резко обострилась. Два неурожайных года подряд привели к значительному снижению жизненного уровня городского и сельского населения страны и, как следствие этого, падению налоговых поступлений в казну. В Центральной Анатолии свирепствовал голод; юго-восток Малой Азии, Сирия и Ливан были охвачены эпидемией холеры. Обострился и национальный вопрос. Летом 1875 г. вспыхнуло восстание в Герцоговине и Боснии. Это выступление стало толчком к мощному восстанию 1876 г. в Болгарии, которое было жестоко подавлено правительственными войсками.

События на Балканах стали поводом для новой вспышки дипломатической активности держав вокруг Восточного вопроса. В январе 1876 г. послы великих держав в Стамбуле передали правительству Турции меморандум, в котором потребовали прекращения карательных операций и проведения реформ в Боснии и Герцоговине.

Обострение внутриполитического кризиса и вмешательство великих держав создали благоприятную обстановку для выступления сторонников конституционных реформ во главе с Мидхат-пашой. Для достижения своих целей они пошли на союз с частью феодально-клерикальных кругов, которые также были недовольны уступками Порты западным державам.

22 мая 1876 г. сторонники Мидхат-паши совместно с «новыми османами» провели в Стамбуле 40-тысячную демонстрацию учащихся духовных школ, торговцев, ремесленников, городской бедноты. Опираясь на такую внушительную силу, Мидхат-паша в ночь на 30 мая организовал дворцовый переворот. В результате султан Абдул-Азиз (1861–1876) был низложен, а новый султан Абдул-Хамид II (1876–1909) дал согласие на провозглашение конституции. Но, вступив на престол, не спешил с выполнением своего обещания.

Между тем политическое положение империи продолжало осложняться. Сербия и Черногория начали военные действия против Турции, поддерживая повстанцев Боснии и Герцоговины. После разгрома турецкими войсками сербов в боснийский кризис вмешалась Россия, потребовав от Порты заключения с Сербией перемирия. Немедленно активизировались и другие державы. Путём обмена нот и консультаций было решено собрать в декабре 1876 г. в Стамбуле конференцию европейских государств для разрешения конфликта на Балканах. Когда председателю Порты Мидхат-паше стало известно, что на конференции державы собираются принять проект о провозглашении автономии Боснии, Герцоговины и Болгарии, он потребовал от султана немедленного провозглашения конституции. Абдул-Хамид II в целях предотвращения вмешательства держав пошёл на уступки. 23 декабря 1876 г. в день начала работы конференции в торжественной обстановке был обнародован султанский указ о введении в Османской империи конституции. Конференция европейских государств вынуждена была прекратить свою работу, практически так и не начав её.

Разработанная Мидхат-пашой и Намыком Кемалем конституция предусматривала создание двухпалатного парламента. Она провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных империи без различия вероисповедания, полную безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища. В основном законе страны гарантировались свобода печати и гласность судов, свобода предпринимательской деятельности в торговле, промышленном и сельскохозяйственном производстве. Конституция провозглашала личность султана священной и неприкосновенной. Он был независим от парламента и имел полную свободу в своих действиях: назначать и смещать министров, заключать договоры с иностранными государствами, утверждать или отклонять принятые парламентом законы. В основном законе нашли отражения идеи османизма. В первой статье конституции было записано, что Османская империя есть единое и неделимое целое. Все подданные объявлялись османами. Гарантировав свободу всех вероисповеданий, конституция, тем не менее, объявила ислам государственной идеологией, а государственным языком – турецкий.

При всей своей ограниченности конституция 1876 г. стала прогрессивным явлением в турецкой истории. Провозглашение буржуазных свобод и создание парламента наносили серьёзный удар по феодально-абсолютистскому строю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: