Танзимат: реформы 40–60-х гг. XIX века

Острый внутриполитический и экономический кризис, военное поражение, давление великих держав, добивавшихся всё новых уступок и льгот, – всё это ставило перед султаном Абдул-Меджидом нелёгкие задачи, решить которые можно было только с помощью очередного тура реформ, к которому правители империи вынуждены были прибегнуть в 40–60-х годах XIX в. Эти реформы вошли в историографию под названием Танзимат («реформы»).

Отправной точкой Танзимата стал Гюльханейский хатт-и шериф, обнародованный 3 ноября 1839 г. в Гюльхан – летней резиденции султана. Подготовка и провозглашение султанского указа связаны с именем крупнейшего государственного деятеля Турции того времени – Мустафы Решид-паши (министр иностранных дел, затем председатель правительства). Он был представителем новой прослойки османской бюрократии, которая осознавала необходимость проведения реформ.

Гюльханейский указ поставил перед правительством задачи: 1) обеспечить всем подданным империи гарантии безопасности их жизни, чести и имущества; 2) отменить систему откупов и упорядочить налогообложение; 3) изменить порядок призыва в армию.

Для осуществления этой программы в 40-х годах были проведены реформы в сфере администрации (созданы меджлисы – совещательные органы с участием немусульман в провинциях и округах); суда (приняты уголовный и коммерческий кодексы); образования (создана система светских школ); армии и флота. Танзиматские реформы коснулись и непосредственно экономической жизни. Они ознаменовали некоторый прогресс в защите прав земельной собственности. Реформаторы стремились стимулировать промышленное предпринимательство. Но в условиях господства полуфеодальных и местами даже феодальных производственных отношений сдвиги в экономической жизни были крайне незначительными.

Реформы 40-х гг. вызвали яростное сопротивление со стороны реакционных сил, особенно мусульманского духовенства. В трансформации традиционной системы отношений они видели ещё один шаг на пути европеизации страны и соответственно к ослаблению своего влияния и могущества. Борьба между сторонниками и противниками реформ была настолько острой, что весной 1841 г. Решид-паша был отправлен в отставку. Но правительства Англии и Франции по дипломатическим каналам довели до сведения султана желание держав видеть продолженной политику реформ. В октябре 1845 г. Решид-паше был возвращён пост министра иностранных дел, а в сентябре 1846 г. он был назначен великим визиром, и проведение реформ продолжилось.

Однако реальные последствия социально-экономических и политических реформ этого периода оказались ограниченными. Безрезультатны были меры, направленные против коррупции чиновничьего аппарата. Не удалось осуществить и отмену системы откупа налогов. Одним из уязвимых пунктов всей программы Танзимата был вопрос о статусе подданных – немусульман. Попытка реформаторов уравнять их в правах с мусульманами встретила наибольшее сопротивление. В результате так и не был изменён порядок призыва в армию (немусульмане не призывались). Более того, проблема статуса подданных – христиан вызвала конфликт с Россией, претендовавшей на их покровительство, что стало поводом для Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг., прервавшей проведение реформ в Турции.

Правительство Николая I стремилось вернуть России утраченные позиции на Ближнем Востоке, что и стало важнейшей причиной нового обострения Восточного вопроса. В июне 1853 г. русские войска вступили в Молдову. 4 октября Турция, подталкиваемая дипломатией Англии и Франции, объявила России войну. 30 ноября 1853 г. адмирал П. С. Нахимов разгромил турецкий флот в Синопской бухте. В ответ Англия и Франция ввели свои эскадры в Чёрное море, а 12 марта 1854 г. они заключили с Турцией союзный договор и в конце марта объявили войну России. Так рухнули надежды Николая I на лёгкую победу над слабой Турцией.

Основными театрами военных действий были Крым и восточные районы Анатолии. Восточная война закончилась поражением России. 30 марта 1856 г. в Париже был подписан мирный договор. Россия потеряла Южную Бесарабию, сокращала черноморский флот и лишалась права сооружать на черноморском побережье верфи и арсеналы.

По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но эта победа оказалась пирровой – истощённая государственная казна заставила правителей империи обращаться к внешним финансовым вливаниям, что положило начало драматически нараставшей внешней задолженности.

После окончания Восточной войны, обнажившей социальные пороки и национальные проблемы империи Османов, её правящие круги сделали ещё одну попытку обеспечить развитие экономики и культуры с помощью реформ.

Отправным пунктом второго этапа Танзимата стал султанский указ 1856 г. (февраль), в котором провозглашались гарантия равных прав османских подданных всех вероисповеданий и о проведении Портой ряда экономических реформ. Танзиматские реформы 50–60-х годов осуществлялись видными государственными деятелями империи Али-пашой и Фуадом-пашой. Они были сподвижниками Мустафы Решид-паши, а после его смерти в 1858 г. неоднократно занимали посты великого визира и министра иностранных дел.

В 1858 г. был издан закон о земле, положения которого закрепляли результаты процесса ликвидации военно-ленной системы землевладения. Закон расширял права наследования земельных владений.

Реформы этого периода серьёзно затронули сферу законодательства. В августе 1858 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс, в основу которого легли принципы французского уголовного права. В 60-х гг. проведены реформы в сфере судопроизводства: принят Коммерческий процессуальный кодекс; созданы провинциальные центры коммерческих судов; судебная власть отделялась от административной, а шариатские суды отходили на второй план.

Реформаторы осуществили ряд мероприятий, направленных на централизацию власти. Закон о вилайетах (провинциях), принятый в ноябре 1864 г., предусматривал обеспечение принципа централизации власти, в частности, усиление контроля Портой за деятельностью провинциальных властей. Преобразования затронули и центральные органы власти. В 1868 г. был создан Государственный совет, на который возлагалась задача подготовки государственных законов и важнейших правительственных постановлений. В 60-х гг. были созданы министерства – юстиции, просвещения, общественных работ, по делам вакфов. Начались новые реформы в армии, которая реорганизовывалась по французскому образцу. 

Продолжались преобразования в области просвещения и культуры. В 1869 г. был принят «Органический закон о всеобщем образовании». Это свидетельствовало о сдвигах, происходивших в развитии светской школы всех ступеней, – росте числа светских школ, открытии ряда гражданских средних специальных учебных заведений, Стамбульского университета и Академии наук.

Реформы этого периода сделали ещё один шаг по пути установления равенства всех подданных: был учреждён официальный статус немусульманских общин – греко-православной, армяно-григорианской и еврейской; к государственной службе допускались немусульмане (вопрос о призыве в армию по-прежнему оставался открытым). Вместе с тем правительством была взята на вооружение доктрина османизма (все подданные – османы, но при сохранении доминирующего положения турок в стране).

В тоже время экономические реформы предоставили немало новых льгот и привилегий иностранному капиталу. Одновременно рос внешний долг, который к 1876 г. достиг огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за это было всё более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивание её в мировой рынок. Изменялся облик экономики, как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Всё более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для её нужд создавалась развитая инфраструктура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: