Аудиторский риск представляет собой функцию рисков существенного искажения и риска необнаружения

РА = РСИскаж * РРН

 

    РА — аудиторский риск;

    РСИскаж — риск существенного искажения;

РРН — риск необнаружения.

 

       Риск необнаружения — риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

            Риск существенного искажения - риск, заключающийся в том, что существенное искажение было допущено в финансовой отчетности до начала проведения аудита. Риск включает два компонента, которые на уровне предпосылок составления финансовой отчетности описываются следующим образом:

Неотъемлемый риск — установленная до начала проверки подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля т.е. в данном случае с помощью средств внутреннего контроля не возможно учесть следующие факторы: опыт и знания руководства аудируемого лица, изменения в его составе за определенный период; необычное давление на руководство аудируемого лица; факт хищения; характер деятельности аудируемого лица; факторы, влияющие на отрасль, в которой функционирует аудируемое лицо.;

Риск средств контроля — риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в связи с неэффективностью или нецелесообразностью этих систем

РСИскаж = РНеот * РСК

 

    РСИскаж — риск существенного искажения;

    РСИеот — риск неотъемлемый;

РСК — риск средств контроля.

 

Т.о., РА = РРН * РНеот * РСК

 

В соответствии с этим стандартом аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск, а также разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Какое значение считается приемлемо низким, правило (стандарт) не определяет. Данный вопрос должен быть раскрыт во внутренних правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

В практике аудита приемлемым считается аудиторский риск — 5%.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур

Так например, если неотъемлемый риск составляет 40%, риск средств контроля 50%, риск не обнаружения 10%, то аудиторский риск составит 2% Р = 0,4*0,5*0,1= 2%

       При определении аудиторских рисков необходимо учитывать систему внутреннего контроля аудируемого лица.

       Согласно МСА 315 система внутреннего контроля означает – совокупность организационных мер, методик, процедур используемых руководством аудируемого  лица в качестве средств для ведения хозяйственной деятельности, обеспечения уверенности в том, что бух отчетность является надежной, деятельность организации является результативной, эффективной и действующее законодательство соблюдается.

«Аудиторское заключение»

 

 

 В соответствии со ст.6 Закона «Об аудиторской деятельности»   аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

 Аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование "Аудиторское заключение";

2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: (наименование организации, ФИО индивидуального аудитора, место нахождения, членство в СРО и др.);

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, аудитором;

6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, аудитором (объем аудита);

7) мнение аудиторской организации, аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

8) подпись;

9) указание даты заключения;

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

  Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

 Аудиторское заключение подписывается, руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора или индивидуальным аудитором. (подпись, фамилия, инициалы), и должно быть датировано не ранее даты завершения аудиторской проверки.

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, к которому прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение.

Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью, с указанием общего количества листов, и подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но не менее чем по одному экземпляру каждой из сторон.

«Виды аудиторских заключений»

По итогам проведенного аудита аудитор должен выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Порядок и формы выражения мнения регулируются следующими МСА, которые следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита":

1. МСА 700 "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности";

       Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по формированию мнения о финансовой отчетности. Кроме того, в нем описываются форма и содержание аудиторского заключения, выпущенного в результате аудита финансовой отчетности.

2.Некоторые другие МСА также содержат требования, применимые к составлению и выпуску аудиторского заключения.

-МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении".

-МСА 705 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении".

-МСА 706 "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении".

  В соответствии с МСА 700 в аудиторском заключении может быть выражено:

- немодифицированное

- или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

 Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности.

 Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если:

а) аудитор приходит к основанному на полученных аудиторских доказательствах выводу о том, что бухгалтерская отчетность в целом содержит существенные искажения;

б) у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений.

 В соответствии с МСА 705,.модифицированное мнение может быть выражено в следующих формах:

-мнение с оговоркой,

-отрицательное мнение,

-отказ от выражения мнения.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если:

а) аудитор, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными для финансовой отчетности, но не всеобъемлющими, или;

б) аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим.

Влияние, оказываемое на финансовую отчетность, считается всеобъемлющим, если, по мнению аудитора, оно:

- не ограничивается отдельными элементами, счетами или статьями финансовой отчетности;

- затрагивает или может затрагивать существенную часть финансовой отчетности, если влияние ограничивается отдельными элементами, или

- имеет первостепенное значение для понимания финансовой отчетности ее пользователями в плане раскрытия информации;

 Аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, он приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными и всеобъемлющими для финансовой отчетности.

 Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим.

 В случае, когда аудитор модифицирует свое мнение, он должен в дополнение к обязательным элементам включить в аудиторское заключение отдельную часть с описанием обстоятельств, явившихся основанием для выражения модифицированного мнения (далее - специальная часть).

 В зависимости от формы модифицированного мнения часть аудиторского заключения, содержащая мнение аудитора, именуется: "Мнение с оговоркой", "Отрицательное мнение", "Отказ от выражения мнения".

В аудиторском заключении может быть описана и дополнительная информация, если по мнению аудитора она является важдной для пользователей отчетности.

МСА 706 "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении" определяет такие случаи:

- когда аудитор считает нужным привлечь внимание пользователей к вопросу или вопросам, которые представлены или раскрыты в финансовой отчетности и настолько важны, что имеют первостепенное значение для понимания финансовой отчетности ее пользователями, или

- когда аудитор считает нужным привлечь внимание пользователей к вопросу или вопросам, которые не представлены или не раскрыты в финансовой отчетности, но имеют значение для понимания пользователями процесса и результатов аудита, обязанностей аудитора или содержания аудиторского заключения.

В таких случаях в аудиторском заключени выделяются разделы:

- "Важные обстоятельства" - раздел аудиторского заключения, касающийся вопроса, который надлежащим образом представлен или раскрыт в финансовой отчетности и который, в соответствии с суждением аудитора, настолько важен, что имеет первостепенное значение для понимания финансовой отчетности ее пользователями;

- "Прочие сведения" - раздел аудиторского заключения, касающийся вопроса, который не представлен или не раскрыт в финансовой отчетности, но, в соответствии с суждением аудитора, имеет значение для понимания пользователями процесса и результатов аудита, обязанностей аудитора или содержания аудиторского заключения.

 

 

 

«Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала»      

                 

       Целью аудиторской проверки, учредительных документов и формирования уставного капитала является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствие методологии его учета нормативным актам.            

Основные направления аудиторской проверки:

1) Проверка наличия и форм учредительных документов.

2) Соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательства и нормативных актов.

3) Полнота формирования и соблюдение срока внесения уставного капитала и правильность отражения данных операций в учете предприятия.

4) Проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в качестве взноса в уставный капитал.

5) Проверка законности видов деятельности.

6) Проверка расчетов с учредителями (выплата дивидендов).

7) Проверка налогообложения при выплате дивидендов.

8) Проверка обоснованности изменений величины уставного капитала, а также обоснованности вхождения или выбытия учредителей т.е. изменения состава учредителей.

9) Подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части величины и структуры уставного капитала, задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал, расчетов с учредителями по выплате дивидендов.

10) Соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ.

В ходе проверки используются следующие источники информации: устав, учредительные документы, зарегистрированные изменения в учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и в органах статистики, внебюджетные фонды, документы подтверждающие право собственности учредителей на имущество, приказы, распоряжения, реестры акционеров, переписка с учредителями и акционерами, ведомости аналитического учета по счету 80 «Уставный капитал», 75 «Расчеты с учредителями», первичные документы по формированию уставного капитала (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты приема-передачи имущества), бухгалтерская (финансовая) отчетность организации и т.д.

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета уставного капитала. Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия.

Аудитор должен проверить образование и порядок формирования уставного капитала, полноту и своевременность оприходования средств, внесенных учредителями в счет взноса в уставный капитал, правильность и своевременность начисления дивидендов, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения данных операций в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

В ходе проверки методы сбора аудиторских доказательств могут быть различные (устный и письменный опрос учредителей, прослеживание, подтверждение, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки часто встречающиеся в ходе аудита учредительных документов и формирования уставного капитала:

1) Арифметическая ошибка.

2) Отсутствие первичных документов.

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки.

5) Кредитовый остаток по счету 80 в учетных регистрах или в балансе предприятия, не соответствует заявленной сумме уставного капитала в учредительных документах.

6) Неправильное исчисление дивидендов и налогов.

7) Невнесение или не полное внесение учредителями долей в уставный капитал.

8) Несвоевременное оформление выбытия и приема новых учредителей.

9) Неправильное оформление возврата учредителям долей из уставного капитала.

10) Необоснованное увеличение уставного капитала за счет завышения стоимости материальных ценностей, вносимых в счет уставного капитала.

 

 

«Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия»

           

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия – установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия требованиям законодательства и особенностям деятельности организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Источники информации для проверки: Приказ об учетной политике организации, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, положения об инвентаризациях, сведения, относящиеся к учетной политике организации.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи:

1) установить соответствие организационной структуры бухгалтерского учета условиям функционирования предприятия и управления предприятием.

2) охарактеризовать систему документооборота.

3) дать оценку учетной политике организации и проверить порядок ее соблюдения.

В ходе проверки аудитор на  основании изучения Положения о бухгалтерской службе и устного опроса главного бухгалтера и работников бухгалтерии, выясняет ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации, проводит анализ объектов учета, использование компьютерных программ. Так же необходимо проверить наличие и соблюдение должностных инструкций, так как именно они определяют разделение обязанностей, подчиненность, квалификационные требования, состав работ соответствующий данной должности и т.д.

На эффективность системы бухгалтерского учета влияет организация первичного учета и оформление первичных документов, поэтому аудитору необходимо проверить наличие в бухгалтерии перечня  и образцов первичных документов, а также инструктивный и нормативный материал по их оформлению. Кроме того, аудитор должен установить насколько обоснованно разработан, и четко выполняется график документооборота, так как это влияет на всю систему бухгалтерского учета предприятия.

Указанные выше документы внутренней регламентации, являются элементами учетной политики организации, поэтому аудитор должен установить обоснованность выбора и проверить соблюдение выбранных предприятием организационных, методических аспектов учетной политики в течение календарного года таких как:

1) Варианты погашения стоимости (начисления амортизации) ОС и НМА.

2) Варианта оценки МПЗ, незавершенного производства, товаров и готовой продукции.

3) Варианты учета затрат на производство, распределение косвенных расходов между объектами затрат.

4) Варианты учета и распределения транспортных расходов.

5) Формы бухгалтерского учета.

6) Порядок определения выручки от реализации.

7) Порядок признания, учета и распределения прибыли.

8) Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

9) Порядок учета и оценки кредитов банков и займов других организаций.

10) Порядок формирования резервов.

11) Порядок исчисления налогов и других платежей в бюджет, в зависимости от применяемой системы налогооблажения.

Аудиторская проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, часто встречающиеся в ходе аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия:

1) Отсутствие Приказа по учетной политике.

2) Не отражение отдельных аспектов учетной политики организации (технический, методологический аспекты).

3) Ошибки в определении налогов и ставок.

4) Отсутствие в Приказе по учетной политике положений регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета.

5) Несоответствие применяемых корреспонденций счетов, методик, основным элементам, закрепленным в Приказе по учетной политике организации.

 

«Аудит операций с основными средствами»

Целью аудиторской проверки операций с основными средствами, является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающей информацию об ОС, и соответствие методологии учета и операций с ОС нормативным актам РФ.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи:

1) Изучение условий хранения и эксплуатации ОС, их состав и структура.

2) Проверка правильности отражения операций с ОС.

3) Проверка правильности начисления амортизации по ОС и достоверности отражения ее в учете.

4) Проверка правильности отражения в учете выполненных ремонтов ОС.

5) Подтверждение итогов переоценки ОС.

6) Оценка качества проведенной инвентаризации ОС.

Источники информации для проверки операций с ОС: договора купли-продажи, аренды ОС, акты приема-передачи ОС, акты на списание ОС, акты ввода в эксплуатацию ОС, накладные счета-фактуры, инвентарные карточки, акты о выявлении дефекта в оборудовании, дефектные ведомости, наряд-заказ на ремонт ОС, регистры бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 07, 08, 10, 20, 25, 26, 91, и т.д. главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.  

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета ОС. Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия.

       В ходе проверки аудитору необходимо получить подтверждение, надлежащего оформления прав собственности на объекты ОС, проверить наличие договоров на приобретение ОС. Особое внимание надо уделить проверке сохранности и наличия ОС, а именно за кем закреплены, как охраняются ОС, так как от этого завися расчеты с бюджетом по налогу на имущество.

       Кроме того, аудитор должен проверить наличие инвентарных номеров, технической документации и сроки поступления и ввода в эксплуатацию ОС, законность и целесообразность приобретения и отражения в учете объектов ОС.

 Так же необходимо проверить, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения операций по ОС в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

По приобретенным ОС аудитор должен проверить правильность отражения НДС, на счетах бухгалтерского учета, или его включение в стоимость ОС, в случае если организация не является плательщиком НДС. Необходимо проверить выделен ли НДС в договорах, в первичных документах, наличие счетов- фактур, и правильность отражения НДС по приобретенным ОС по счету 19, так как это влияет на правомерность предъявления налоговых вычетов по НДС.

Кроме того, необходимо проверить операции по выбытию ОС (реализация на сторону, вклад в уставный капитал, дарение, ликвидация, передача в аренду).

Например, в случае ликвидации пришедших в негодность объектов ОС, необходимо выяснить причины списания, законность и целесообразность этой операции, правильность оприходования образующихся запасных частей и материалов.

В случае реализации ОС на сторону, необходимо проверить его продажную стоимость, и если она ниже остаточной стоимости ОС т.е сделка убыточна, то надо проверить правомерность и целесообразность такой операции, так как это влияет на правильность и полноту исчисления НДС, налога на прибыль и в итоге на финансовый результат.

В данном случае уменьшается прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, которая может использоваться на развитие предприятия, выплату дивидендов учредителям и т.д.

Далее аудитор должен проверить правильность применяемых норм и сумм начисленной амортизации, как по каждому объекту ОС, так и в целом за отчетный период. Аудитор должен учитывать, что по вновь вводимым ОС могут применяться разные методы начисления амортизации (линейный, способ уменьшающего остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования).

Кроме того, надо получить перечень ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации, или начисления прекращены, а именно ОС с истекшим сроком эксплуатации, по которым амортизация не начисляется, находятся на консервации, применяется ускоренная амортизация, ОС не производственного назначения, ОС взятые или переданные в аренду.

По ОС взятым предприятием в аренду, аудитору необходимо выяснить правильность отнесения данных расходов на затраты, также целесообразность и экономическую обоснованность данных расходов.

Так же надо учитывать, что ОС стоимостью до 40000,0 руб. разрешается списывать на затраты единовременно, по мере ввода в эксплуатацию или отпуска в производство.

При проверке затрат на ремонт ОС, аудитор должен установить наличие планов и смет на ремонт, акты приема-сдачи ОС, договора подряда, и проверить правильность их оформления.

Надо имеет ввиду, что в соответствии с законодательством (ПБУ 6/01), на затраты списывается текущий и капитальный ремонт ОС производственного назначения, а ремонт ОС не производственного назначения производится за счет чистой прибыли предприятия.

В случае реконструкции, модернизации ОС производственного назначения т.е когда улучшаются его свойства (мощность, производительность, площадь), данные расходы увеличивают стоимость данного ОС т.е относятся на капитальные вложения, и не списываются на затраты.

Для проверки правильности и достоверности проведенной инвентаризации ОС, аудитору надо изучить инвентаризационные ведомости, протоколы заседания инвентаризационной комиссии, решения руководства по итогам инвентаризации ОС, также необходимо проверить соответствие срока и порядка проведения инвентаризации ОС учетной политике организации.

В ходе проверки методы сбора аудиторских доказательств могут быть различные (устный и письменный опрос учредителей, прослеживание, подтверждение, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, часто встречающиеся в ходе аудита операций с основными средствами:

1) Арифметическая ошибка.

2) Отсутствие, не верное оформление первичных документов.

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки. 

5) Не своевременное оприходование ОС.

6) Не правильное определение первоначальной стоимости ОС, что приводит к завышению или занижению амортизационных отчислений.

7) Реконструкция, модернизация ОС отражены в качестве их ремонта.

8) Не начисление амортизации в случае получения организацией убытка.

9) Начисление амортизации один раз в квартал, когда как амортизация начисляется ежемесячно (нарушается временной фактор искажается финансовый результат за месяц)

10) Формальное проведение инвентаризации ОС.

11) Отнесение амортизации ОС непроизводственной сферы на затраты.

12) Не правомерное предъявление НДС к вычету при оприходовании ОС, и не правильное исчисление НДС и налога на прибыль, при реализации ОС.

«Аудит операций с нематериальными активами»

 

 

Целью аудиторской проверки операций с нематериальными активами, является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающей информацию об НМА, и соответствие методологии учета и операций с НМА нормативным  актам РФ.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи: 

1) Изучить состав и структуру НМА.

2) Подтвердить право собственности на объекты НМА.

3) Установить правомерность отражения в бухгалтерском учете, операций с НМА.

4) Проверить правильность отражения в бухгалтерском учете, амортизации по НМА.

Источники информации для проверки операций с НМА: 

приказ об учетной политике организации, договора, документы подтверждающие передачу прав собственности на объекты НМА, акты приема-передачи НМА, карточки учета НМА, регистры бухгалтерского учета по счетам 04, 05, 60, 76, 91 и т.д. главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.   

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета НМА. Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия. 

В ходе аудита, необходимо проверить, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения операций по НМА в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

Так же необходимо проверить соответствие Положению учетной политике организации, способы начисления амортизации по каждому объекту НМА, и в целом за проверяемый период; перечень НМА по которым не начисляется амортизация; утвержденные формы первичных документов для учета НМА, утвержденных предприятием; соблюдение сроков проведения инвентаризации НМА; документооборот по учету НМА; правильность определения срока полезного использования НМА; перечень счетов и субсчетов, используемых для учета операций с НМА.

В ходе проверки следует помнить, что согласно ПБУ 14/2007»Учет НМА» к объектам НМА относятся:

1) Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, модель.

2) Исключительное авторское право на использование прграммы для ЭВМ, базы данных.

3) Исключительное право владельца на товарный знак, фирменное наименование.

4) Исключительное право патентообладателя на селекциооные достижения.

5) Владение секретной формулой или процессом.

6) Деловая репутация организации.

Так же надо проверить, при принятии организацией к учету активов в качестве НМА выполнение следующих условий:

1) Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры.

2) Использование в производстве или для управленческих нужд организации.

3) Использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев).

4) Организацией не предполагается перепродажа данного имущества.

5) Способность приносить организации экономическую выгоду в будущем.

6) Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие самого актива.

Аудитору, надо иметь ввиду, что вычеты по НДС по приобретенным НМА, применяются при условии: надлежащего оформления счета-фактуры поставщиком НМА; если объект НМА принят к учету и если НМА будет использоваться в производственных целях.

Так же, необходимо проверить операции по выбытию НМА (реализация на сторону, вклад в уставный капитал, дарение, ликвидация, списание).

В процессе проверки операций по выбытию НМА, аудитору необходимо убедиться в правомерности и целесообразности этих действий, правильности отражения операций в учете и начислении налогов.

В ходе проверки методы сбора аудиторских доказательств могут быть различные (устный и письменный опрос учредителей, прослеживание, подтверждение, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, часто встречающиеся в ходе аудита операций с НМА:

1) Арифметическая ошибка.

2) Отсутствие, не верное оформление первичных документов.

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки. 

5) Не своевременное оприходование НМА.

6) Не правильное определение первоначальной стоимости НМА, что приводит к завышению или занижению амортизационных отчислений.

7) Не верное начисление амортизации.

8) Формальное проведение инвентаризации НМА.

9) Отнесение амортизации по НМА не используемым в производственных целях, на затраты. 

10) Не правомерное предъявление НДС к вычету при оприходовании НМА, и не правильное исчисление НДС и налога на прибыль, при реализации НМА.

«Аудит материально-производственных запасов»

Целью аудиторской проверки операций с МПЗ, является формирование мнения о правильности организации учета поступления и использования МПЗ на предприятии, о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающей информацию о МПЗ, и соответствие методологии учета и операций с МПЗ нормативным актам РФ.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи: 

1) Изучить состав МПЗ.

2) Изучить положения учетной политики организации в части учета МПЗ.

3) Установить правильность оценки и правомерность отражения в бухгалтерском учете, операций с МПЗ.

4) Проверить наличие и реальность МПЗ.

5) Оценка качества проведенной инвентаризации МПЗ.

Источники информации для проверки операций с МПЗ: 

приказ об учетной политике организации, договора поставок, договора с материально-ответственными лицами, накладные счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, акты приема-передачи МПЗ, регистры бухгалтерского учета по счетам 10, 41, 60, 76, 91, 16, 44, 19, 20, 23,25 90, и т.д. главная книга, книга продаж, книга покупок, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.   

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета МПЗ (в частности ПБУ 5/01 Учет МПЗ). Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия. 

В ходе аудита, необходимо проверить, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения операций с МПЗ в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. 

В целях проверки обеспечения сохранности МПЗ, аудитору следует убедиться в наличии и правильном оформлении договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, документов на внутреннее перемещение МПЗ, и проверить правильность и порядок проведения инвентаризации МПЗ.

Так же надо убедиться, в  соблюдении принятого варианта учета МПЗ, закрепленного в учетной политике предприятия. Например, списание МПЗ можно производить, по цене каждой оприходованной партии, или по средней цене; транспортные расходы по доставке МПЗ можно относить на затраты по мере списания МПЗ в производство, или отнести на увеличение стоимости МПЗ).

Необходимо проверить, соблюдение норм расхода МПЗ, при списании их в производство, при умышленном или ошибочном завышении норм расхода, не обоснованно увеличивается себестоимость произведенной продукции, т.е увеличиваются расходы организации, что приводит к уменьшению налогооблагаемой прибыли.

Кроме того, аудитор должен проверить неотфактурованные поставки (это МПЗ поступившие в организацию без расчетных документов т.е документы поступают позже). Такие поставки отражаются по счету 60, по цене последней партии поступления данного вида МПЗ. При этом, надо проверить правильность составления приемных актов, полноту оприходования МПЗ, правильность установления цен и правильность корректировок цен на МПЗ, при поступлении документов от поставщика по неотфактурованным поставкам.

По приобретенным МПЗ аудитор должен проверить правильность отражения НДС, на счетах бухгалтерского учета, или его включение в стоимость МПЗ, в случае если организация не является плательщиком НДС. Необходимо проверить выделен ли НДС в договорах, в первичных документах, наличие счетов- фактур, и правильность отражения НДС по приобретенным МПЗ по счету 19, так как это влияет на правомерность предъявления налоговых вычетов по НДС.

Так же, необходимо проверить операции по выбытию МПЗ (реализация на сторону, вклад в уставный капитал, дарение, списание).

В процессе проверки операций по выбытию МПЗ, аудитору необходимо убедиться в правомерности и целесообразности этих действий, правильности отражения операций в учете и начислении налогов.

В ходе проверки методы сбора аудиторских доказательств могут быть различные (устный и письменный опрос учредителей, прослеживание, подтверждение, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская  проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, в ходе аудита операций с МПЗ:

1) Арифметическая ошибка.

2) Отсутствие, не верное оформление первичных документов.

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки. 

5) Не своевременное оприходование МПЗ.

6) Не правильное определение первоначальной стоимости МПЗ, что приводит к завышению или занижению фактической себестоимости.

7) Не заключены договора с материально-ответственными лицами.

8) Отсутствие норм расхода материалов, или их не соблюдение.

9) Не соблюдение порядка учета МПЗ, определенного учетной политикой организации.

10) Формальное проведение инвентаризации МПЗ.

11) Не правомерное предъявление НДС к вычету при оприходовании МПЗ, и не правильное исчисление НДС и налога на прибыль, при реализации МПЗ.

 

 

«Аудит учета денежных средств» 

Целью аудиторской проверки операций с денежными средствами, является формирование мнения о правильности учета операций по движению наличных денежных средств, и операций по расчетным, валютным и другим счетах в банках, о достоверности данных бухгалтерской отчетности по статье «Денежные средства», и соответствие методологии учета операций с денежными средствами нормативным актам РФ.

Источники информации для проверки: 

Приказ об учетной политике организации, кассовая книга, журнал регистрации расходных и приходных кассовых ордеров, отчеты кассира, приходные расходные кассовые ордера, чековые книжки, платежные ведомости, договоры банковского счета, выписки банка по расчетным, валютным и специальным счетам, журнал регистрации платежных поручений, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, 51, 55, 57. главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета операций с денежными средствами. Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности  предприятия. 

В ходе аудита, необходимо проверить, применяются ли для оформления кассовых операций, унифицированные формы первичной учетной документации, наличие подписей руководителя, главного бухгалтера, кассира, получателя денежных средств. Так же надо проверить правильность отражения операций с денежными средствами в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. 

Кроме того, аудитору в ходе проверки необходимо провести инвентаризацию денежных средств в кассе, которая проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир предоставляет все необходимые документы и расписку, о том что все расходные и приходные документы включены им в отчет, и на момент инвентаризации в кассе нет не оприходованных или не списанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляются актом, который является письменным аудиторским доказательством и подписывается кассиром и главным бухгалтером.

Обязательно проверяется лимит остатка кассы, который устанавливается предприятием, в соответствии с Указанием ЦБ от 11.03.2014г № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

Аудитор должен  проверить, полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чеку из банка, и полноту оприходования выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Так же проверятся соблюдение порядка применения ККМ и правильность оприходования выручки через ККМ.

Организация, использующая ККМ для учета выручки должна вести книгу кассира - операциониста, в которой фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, сумму поступившей за день выручки.

Необходимо выяснить, своевременно ли, в организации закрывают подотчетные суммы, так как согласно Положения ЦБ РФ от 12.10.11г, лица получившие денежные средства подотчет, обязаны в течение трех рабочих дней со дня получения подотчетных сумм или возвращения из командировки, составить авансовый отчет о расходовании денежных средств, или вернуть их в кассу предприятия.

Так же в ходе проверки аудитор должен выявить случаи превышения расчета наличными средствами, между организациями, так как расчеты наличными между экономическими субъектами ограничены до 100000,0руб. по одному договору (Указание ЦБ РФ от 07.10.2013г № 3037-У)

Далее аудитор проверяет, соответствие договора на банковское обслуживание нормам ГК РФ, законность и правомерность операций проводимых на расчетных счетах предприятия, наличие и правильное оформление выписок банка и соответствие данных выписок банка, данным учетных регистров.

Кроме того, в ходе аудита валютных счетов, аудитор подтвердив размеры курсовых разниц, проверяет правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Помимо расчетных и валютных счетов, предприятия могут иметь и прочие счета в банках (55счет»Прочие счета в банках»), например депозитные счета. Аудитор проводит проверку по каждому счету, на предмет законности и правомерности операций проводимых на прочих счетах в банках. 

В ходе проверки методы  сбора аудиторских доказательств могут быть различные (устный и письменный опрос учредителей, прослеживание, подтверждение, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, в ходе аудита операций с денежными средствами:

1) Арифметическая ошибка.

2) Отсутствие, не верное оформление первичных документов.

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки. 

5) Хищение денежных средств из кассы.

6) превышения расчета наличными средствами, между организациями.

7) Несвоевременный возврат в кассу, не израсходованных подотчетных сумм.

8) Выдача из кассы денежных средств по подложным документам.

9) Не правильный пересчет курса валют. 

 

«Аудит учета затрат на производство и издержек обращения. Аудит учета расходов на продажу»

Целью аудиторской проверки учета затрат на производство и издержек обращения, расходов на продажу является формирование мнения о правильности организации учета затрат на предприятии, о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающей информацию учета затрат на производство и издержек обращения и расходов на продажу, и соответствие методологии учета данных операций нормативным актам РФ.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи:   

1) Оценить обоснованность применяемого метода учета затрат, методов распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

2) Подтвердить правильность оформления и отражения в учете прямых и косвенных расходов.

3) Оценить качество инвентаризаций готовой продукции и незавершенного производства.

4) Произвести арифметический контроль показателей себестоимости по видам продукции и в целом по предприятию.

5) Оценить обоснованность и правомерность расходов на продажу товаров, продукции и правильность отражения их в учете.

6) Проверить правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу»

Источники информации для проверки: 

приказ об учетной политике организации, карточки, ведомости по заказам сырья, материалов в производство, плановые и фактические калькуляции, таблицы по распределению, по видам продукции заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды, услуг вспомогательного производства и услуг связанных с продажей продукции, товаров, амортизации основных средств и НМА, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, акты инвентаризаций незавершенного производства, ведомости сводного учета затрат на производство, регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 21,23, 25, 26, 28, 29, 40, 43, 44,97, 96, и т.д., бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета затрат на производство и издержек обращения и расходов на продажу (например ПБУ 10/99 «Расходы организации»,.утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99г № 33н в ред. от 06.04.15 г) Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия. 

В ходе аудита, необходимо проверить, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения операций по учету затрат на производство и издержек обращения в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.    

В бухгалтерском учете, себестоимость продукции определяется как совокупность расходов, понесенных в связи с производством и реализацией продукции в отчетном периоде. Расходы, определяемые для целей налогообложения, являются величиной уменьшающей налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и должны подтверждаться правильно оформленными первичными документами, подтверждающими экономическую обоснованность отнесения данных расходов на затраты в соответствии с гл. 25 НК.

Так  же необходимо помнить, что для целей налогообложения некоторые затраты принимаются только в пределах установленных норм (например представительские расходы).

До начала проверки необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, структуру каждого вида деятельности. Затем, на основе анализа приказа об учетной политике, проверить обоснованность применяемого метода учета затрат и распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

 Далее, необходимо проверить правильность оформления и отражения в учете прямых и косвенных расходов, правильность разграничения этих расходов по отчетным периодам и объектам учета.

Кроме того, аудитору необходимо проверить:

1) Подтвердить первоначальную оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

2) Правильность установления норм расходов сырья и материалов в соответствии с технологией производства.

3) Имели ли место факты списания на себестоимость затрат не относящихся к производству данного вида продукции.

4) Были ли случаи отнесения на затраты основной деятельности материалов, использованных на ремонт, содержание объектов социально – культурного назначения, которые списываются за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия, или других источников финансирования.

5) Правильность оценки и списания возвратных отходов.

6) Правильность списания недостач, в переделах норм естественной убыли.

7) Правильность отражения в учете затрат на тару и упаковку.

8) Ведение аналитического учета затрат, которые отнесены на себестоимость сверх лимитов и норм.

9) Правильность начисления амортизации по ОС.

10) Правильность отнесения на затраты, расходов по ремонту ОС.

11) Правильность начисления страховых взносов.

12) Правильность отнесения на затраты процентов по полученным кредитам банков.

13) Наличие смет расходов по представительским расходам.

14) Правильность отнесения расходов к прочим затратам.

Кроме того, при проверке необходимо помнить, что в себестоимость продукции не включаются следующие расходы:

затраты по охране здоровья и организации отдыха, не связанные с участием работников в производственном процессе; платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природу; развитие и совершенствование производства (создание новых видов или повышение качества продукции); премии выплачиваемые, за счет средств специального назначения и целевых поступлений; материальная помощь; надбавки к пенсии, единовременные пособия уходящим на пенсию работникам; оплата путевок и другие выплаты не связанные с оплатой труда и т.д.

Также, необходимо проверить правильность формирования различных резервов предстоящих расходов (на оплату отпусков, ремонт ОС), учет которых ведется по счету 96, и в течение года расходы и выплаты должны производиться за счет резервов.

 Расходы по формированию резервов могут, относится, на затраты то есть уменьшают налогооблагаемую прибыль (Д 20 К 96), и аудитору необходимо правильность и целесообразность использования средств каждого резерва, своевременность доначисления недостающих, и списания излишне начисленных сумм по ним, отражения операций по резервам в учете.

Для проверки правильности и достоверности проведенной инвентаризации незавершенного производства, аудитору надо изучить инвентаризационные ведомости, протоколы заседания инвентаризационной комиссии, решения руководства по итогам инвентаризации, также необходимо проверить соответствие срока и порядка проведения инвентаризации, незавершенного производства учетной политике организации.

Кроме того, аудитору надо помнить, что расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Производственные организации должны учитывать на счете 44 все расходы, связанные с продажей готовой продукции, к которым относятся расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции, расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагон, суда, автомобили, комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим организациям, расходы на рекламу, представительские расходы и другие аналогичные расходы. 

Торговые организации, должны учитывать на данном счете все расходы связанные с их основной деятельностью, а именно:

1) Амортизационные отчисления по ОС и НМА, используемым в процессе продажи товаров.

2) Оплата услуг посреднических организаций.

3) Транспортные расходы по доставке товаров на склад.

4) Заработная плата работников, занятых в процессе продажи товаров.

5) Расходы на рекламу.

6) Представительские расходы и т.д.

Списание расходов на продажу, в торговых организациях, может осуществляться двумя способами: в полном объеме или пропорционально себестоимости проданных товаров.

Пропорционально стоимости товаров, проданных в отчетном периоде, списываются транспортные расходы, учтенные на счете 44. Расчет транспортных расходов подлежащих списанию делается ежемесячно.

Списание расходов на продажу, в производственных организациях, может осуществляться двумя способами: в полном объеме или с распределением между различными видами выпущенной продукции.

Расходы на упаковку и транспортировку готовой продукции, производственные организации могут списывать частично. Распределение указанных расходов между различными видами выпущенной продукции, производится ежемесячно, на основании данных о количестве или себестоимости выпущенной продукции.

Конкретный порядок списания расходов на продажу, должен быть закреплен в учетной политике организации.

Расходы, относящиеся к проданным товарам или продукции, списываются в дебет субсчета 90.2 «Себестоимость продаж».

В ходе проверки методы сбора аудиторских доказательств могут быть различные, (устный и письменный опрос, прослеживание, подтверждение, сопоставление, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская проверка  проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, в ходе аудита учета затрат на производство и  издержек обращения и расходов на продажу: 

1) Арифметическая ошибка.   

2) Отсутствие, не верное оформление первичных документов (отсутствие реквизитов, печатей, подписей, ит.д.)

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки.     

5) Не соответствие применяемого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике.

6) Не правильное разграничение расходов, по отчетным периодам.

7) Не правильная оценка остатков не завершенного производства

8) Не обоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат.

9) Включение в состав готовой продукции, части не завершенного производства.

10) Не правильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции.

11) Не соответствие данных аналитического и синтетического учета готовой продукции и расходов на продажу готовой продукции и товаров.

12) Формальное проведение инвентаризации готовой продукции и товаров.

 

 

«Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками»

Целью аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, является формирование мнения о правильности организации учета на предприятии, о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающей информацию о расчетах с поставщиками и подрядчиками, и соответствие методологии учета данных операций нормативным актам РФ.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи: 

1) Проверить правильность оформления первичных документов, по приобретению ТМЦ и получению услуг, с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности.

2) Подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бух учета кредиторской задолженности.

3) Проверить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Источники информации для проверки: 

приказ об учетной политике организации, договора на поставку ТМЦ и оказание услуг, накладные, счета-фактуры, журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ, акты об оказании услуг, сметы, акты сверки расчетов, регистры бухгалтерского учета по счетам 10, 41, 60, 76, 91, 44, 19, и т.д. главная книга, книга покупок, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.   

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия. 

В ходе аудита, необходимо проверить, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. 

В ходе проверки необходимо изучить договора поставки продукции, товаров, работ, услуг. Помимо соблюдения форм договоров, проверятся своевременность исполнения сторонами договорных обязательств, и если обнаруживается просроченная задолженность перед поставщиками, необходимо выяснить причину ее возникновения.

Операции с поставщиками, как правило проверяют выборочно, и в состав выборки включаются поставщики операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны.

Проверяется правомерность и целесообразность отражения данных операций с поставщиками, правильность применения и реальность цен и наценок по поступившим ТМЦ, а также правомерность списания ТМЦ или отнесения тех или иных услуг на затраты.

Например, обоснованность расчетов с подрядчиком на строительные или ремонтные работы, кроме договоров и актов выполненных работ, должна подтверждаться пректно-сметной документацией и точность произведенных расчетов, реальность выполненных работ, качество проектов и смет, отсутствие приписок может быть проверена путем контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта)

Кроме того, аудитор должен проверить правильность отражения операций по неотфактурованным поставкам (см. аудит операций с МПЗ).

Необходимо проверить, проводилась ли инвентаризация расчетов и сверка расчетов с поставщиками, предъявлялись ли к ним штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

При необходимости аудитором может быть произведена контрольная инвентаризация ценностей, расчетов и встречные сверки расчетов с поставщиками.

Также аудитор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета НДС выставленного поставщиками, или правильность его включение в стоимость ТМЦ или услуг, в случае если организация не является плательщиком НДС. Необходимо проверить выделен ли НДС в договорах, в первичных документах, наличие счетов- фактур,  и правильность отражения НДС по счету 19, так как это влияет на правомерность предъявления налоговых вычетов по НДС.

Необходимо проверить правильность отражения в учете предприятия расчетов по претензиям, которые согласно ГК РФ предъявляются поставщикам, если счет поставщика оплачен, а при приеме на склад обнаружилась недостача ТМЦ, либо ТМЦ, работы, услуги не соответствуют цене и качеству оговоренных в договоре с поставщиком и при этом составляется акт подтверждающий данные расхождения (желательно в присутствии представителя поставщика).

В случае не удовлетворения претензии, поставщику должен быть предъявлен иск, и в ходе проверки аудитор должен убедиться, что суммы отраженные по счету 76.2»Расчеты по претензиям», соответствуют суммам отраженным в акте, проверить правильность отражения данных операций в бух учете, а также проверить доказательность пакета документов приложенных к претензии или к исковому заявлению.

Далее, по задолженности с каждым поставщиком необходимо проверить соблюдение срока исковой давности, и в случае ее пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91 «Прочие доходы»

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. По общему правилу его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ)

Следует проверить правильность отражения в учете, правомерность и обоснованность выданных авансов поставщикам, отражаемых по счету 60.2 «Авансы выданные»

В ходе проверки методы сбора аудиторских доказательств могут быть различные (устный и письменный опрос, прослеживание, подтверждение, сопоставление, пересчет и т.д.) и определяются аудитором самостоятельно.

Аудиторская проверка проводится в соответствии с планом и программой аудита и все выполненные процедуры, выявленные несоответствия и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.

Типичные ошибки, в ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками:

1) Арифметическая ошибка. 

2) Отсутствие, не верное оформление первичных документов (отсутствие реквизитов сторон, подписей печатей и т.д.)

3) Исправления, подчистки записей в первичных документах.

4) Не корректные или не правильные бухгалтерские проводки.  

5) Не оприходование ТМЦ полученных от поставщиков.

6) Не правильное оформление и предъявление претензий по договорам.

7) Перекрытие задолженности одного поставщика, авансами выданными другому поставщику.

8) Не своевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности.

9) Не своевременное отражение в бух учете первичных документов.

10) Подделка документов и составление фиктивных обязательств, для обеспечения не верных кассовых выплат.

11) Формальное проведение инвентаризации МПЗ.

12) Не правомерное предъявление НДС к вычету при оприходовании ТМЦ и отражении в учете предприятия услуг.

 

 

 «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками»

 

 

Целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками, является формирование мнения о правильности организации учета на предприятии, о достоверности данных бухгалтерской отчетности, отражающей информацию о расчетах покупателями и заказчиками, и соответствие методологии учета данных операций нормативным актам РФ.

В ходе проверки аудитору следует решить следующие задачи: 

1) Проверить правильность оформления первичных документов, по реализации продукции, товаров, работ, услуг, с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности.

2) Подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бух учета дебиторской задолженности.

3) Проверить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Источники информации для проверки: 

приказ об учетной политике организации, договора на поставку продукции, товаров, работ, услуг, накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, регистры бухгалтерского учета по счетам 62, 76,41, 90, 44, 68, и т.д. главная книга, книга продаж, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.   

Для проверки на соответствие нормативным актам, аудитором должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих правила учета расчетов покупателями и заказчиками. Данный пакет формируется с учетом специфики деятельности предприятия. 

В ходе аудита, необходимо проверить, наличие и правильное оформление первичных документов, правильность отражения операций по расчетам покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете, путем сопоставления и проверки достоверности данных, отраженных в первичных документах, данных регистров бухгалтерского учета и данных, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.  

В ходе проверки необходимо изучить договора на реал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: