Индивидуального аудитора»

Аудит

 

«История возникновения и предпосылки развития аудита»

 

 

Аудит – это одна из форм финансового контроля, потребность в которой возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.

Первой страной создавшей систему финансового контроля был Китай.

Древние китайские записи указывают, что уже в 700 году до н.э. в Китае существовал пост Генерального аудитора, который осуществлял контроль за чиновниками имеющими право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Примерно в 200 году до н.э. в древнем Риме назначались должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи и осуществлявшие контроль за бухгалтерами провинций.

Затем отчеты этих должностных лиц направлялись В Рим и выслушивались сенаторами.

Такая практика и дала термин «аудит», что в переводе с латинского означает – слушать.

Развитие аудита было тесно связанно с особенностями развития некоторых стран.

В странах, где основным источником капитала были рынки акций, акционерам в целях обеспечения безопасности инвестиций требовалась регулярная информация о деятельности компаний и эффективности финансовых вложений.

В этом случае критерий независимости экспертной оценки отчетности компаний ставился во главу угла, т.е. экспертную оценку деятельности компаний должна производить не зависимая сторона.

Именно поэтому родиной аудита в современном понимании этого слова считается Великобритания, которая в 1844 году приняла ряд законов о компаниях, предписывающих акционерным компаниям не реже одного раза в год привлекать не зависимых бухгалтеров, для проверки бухгалтерских книг и отчетов компаний

Потребность в услугах аудиторов возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) Хозяйственные и финансовые операции совершаемые предприятиями бывают сложными и многочисленными, при этом возникают трудности в правильном их оформлении и отражении в отчетности.

Следовательно, финансовая отчетность может содержать ошибки и искажения.

Выявить эти ошибки и искажения под силу, только независимому от руководства компании специалисту в области бух. учета, налогообложения, права, и т.д. т.е. аудитору.

2) Пользователи финансовой отчетности обычно не имеют доступа к данным бух учета и как правило у них достаточных знаний в области учета. Поэтому для подтверждения правильности составления отчетности, они приглашают не зависимых экспертов – аудиторов.

3) Принятие пользователями отчетности решений по финансовым вопросам, таких как, купля – продажа ценных бумаг, отчуждение или приобретение имущества и т.д. требует подтверждение достоверности и полноты информации представленной в отчетности предприятия.

Степень достоверности отчетности может подтвердить, только не зависимый высококвалифицированный аудитор.

Таким образом, появление аудита является исторически обусловленным фактором.

Именно реальные потребности пользователей отчетности, в достоверности информации которая в ней содержится и обусловили возникновение и развитие аудита.

В России не однократно предпринимались попытки создания института не зависимого аудиторского контроля.

По указу Петра 1, должность аудитора появилась в армии в 1716 году, и аудиторы занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров.

Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Первоначально были предприняты три попытки создания в России института аудита: 1888-1989 гг., 1907-1912 гг., 1929-1930 гг. Однако все попытки создания института аудита закончились неудачей, и лишь только в современное время, с переходом к рыночным отношениям появилась эта возможность.

На современном этапе, с переходом России к рыночным отношениям, возникли следующие предпосылки для развития аудита:

1) Разгосударствление экономики, т.е. наряду с государственной, возникла частная собственность.

2) Формирование рынка капитала и развитие акционирования.

3) Появление коммерческих банков и иных инвестиционных институтов, выступающих в роли кредиторов.

4) Ликвидация систем ведомственного контроля, при реорганизации отраслевых министерств и ведомств.

5) Расширение групп пользователей отчетной информацией о деятельности предприятий.

6) Возможность представления администрацией предприятия не объективной информации.

7) Усложнение финансово-хозяйственных операций, появление новых объектов ориентации на международные стандарты бух. отчетности.

8) Выполнение функций контроля законности ведения хозяйственных операций  и правильности ведения бух. учета, налоговыми инспекциями, целью создания которых является лишь проверка правильности исчисления налогов и своевременное перечисление налогов в бюджет.

 Становление аудита в России разделяется на три стадии:
     Первая стадия (1987 – 1991 годы ) -стадия директивного внедрения аудита - когда была предпринята попытка создания предприятий аудиторского типа по инициативе государства. Директивное создание института аудиторства в стране было предпринято в период перестройки советской административно - командной экономики.
      Вторая стадия (1991-1994 годы) - с тадия стихийного возникновения аудиторских предприятий - после принятия законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Стадия стихийного развития аудиторской деятельности приходится на период с конца 1990 до конца 1993 года, т.е. до момента издания Президентом РФ Указа «Об аудиторской деятельности в РФ».
      Третья стадия (1994 год по настоящее время) - с тадия регламентируемого аудита - с момента выхода Указа Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ», положившего начало нормативного регулирования аудиторской деятельности в России по настоящее время. С изданием Указа Президента Российской Федерации № 2263 от 22.12. 1993 года «Об аудиторской деятельности в РФ» закончился период стихийного становления аудита и было положено начало его нормативного регулирования. Этим Указом были введены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу 29.12.1993 года. 7 августа 2001 года принят Федеральный закон от № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

 

«Понятие и концепция аудита»

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ определяет Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307 ФЗ.

В соответствии со ст.1 закона «Об аудиторской деятельности» Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

  Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

       Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).

Под достоверностью понимается, степень точности данных отраженных в бух отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

 

 

«Основные виды аудита»

В практике аудиторской деятельности различают следующие виды аудита:

По сфере деятельности субъекта:

Общий аудит – аудит финансовой отчетности коммерческих организаций.

Банковский аудит – аудит финансовой отчетности кредитных организаций.

Страховой аудит – аудит финансовой отчетности страховых организаций.

Аудит прочей деятельности – аудит финансовой отчетности бирж и инвестиционных фондов.

По объекту проведения:

  Внешний аудит проводится сторонними, не зависимыми аудиторскими организациями или аудиторами и его целями и задачами являются:

1) проверка и подтверждение достоверности бух отчетности, или констатация ее не достоверности.

2) проверка соблюдения законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения бух учета и составление отчетности.

3) проверка полноты и достоверности отраженных в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации.

Кроме того, согласно ст. 1 Закона «Об аудит деятельности», внешний аудит может решать следующие задачи или оказывать прочие услуги:

1) постановка, восстановление, ведение бух учета и составление бух отчетности.

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление, ведение налогового учета и составление налоговых расчетов и деклараций.

3) управленческое консультирование, связанное в том числе и с реорганизацией предприятия.

4) юридическая помощь в области правовых и хозяйственных вопросов.

5) автоматизация бух учета.

6) оценочная деятельность.

7) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

8) обучение в областях связанных с аудиторской деятельностью.

Внешний аудит по обязательности осуществления, подразделяется на инициативный и обязательный.

Инициативный аудит не является   обязательным и проводится по инициативе учредителей или руководителя предприятия, и целью его является выявление недостатков в ведении бух учета и составлении отчетности предприятия.

Обязательный аудит, проводится ежегодно и согласно ст.5 Закона «Об аудит деятельности» проводится в следующих случаях:

1) Если организация имеет организационно – правовую форму АО.

2) Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам.

3) Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, валютной или фондовой биржей, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4) Если объем выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бух баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб., (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, предприятий, сельскохозяйственных кооперативов)

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность..

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, проводится только аудиторскими организациями.

В данном случае, договор на проведение обязательного аудита заключается с аудиторской организацией, определенной путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Р.Ф. о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Внутренний аудит – это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением т.е. службой внутреннего аудита.

Внутренний аудит направлен т.е. его цели и задачи:

1) Проверка правильности составления и условий  выполнения хозяйственных договоров.

2) Проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, проверка эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов, а также проверка своевременности внесения в бюджет налогов и других платежей.

3) Экспертиза бух балансов и отчетов, правильность организации ведения бух учета.

4) Экспертиза правильности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации, точности формирования финансовых результатов, эффективность использования прибыли.

5) Разработка и представление предложений по улучшению организации бух учета и системы его контроля, а также предложений по улучшению эффективности деятельности предприятия, изменению структуры производства и видов деятельности.

6) Консультирование учредителей, руководителей подразделений, работников аппарата управления по вопросам права, бух учета, анализа деятельности предприятия и т.д.

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля, за работой предприятий, организаций, учреждений.

Так же, в соответствии законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

 

«Сопутствующие аудиту услуги»

 

 

       В законе «Об аудиторской деятельности» описаны прочие аудиторские услуги, а МСА в свою очередь определяют стандарты заданий в сфере аудита и сопутствующих услуг в аудите.

  Сопутствующие аудиту услуги – это предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок.

К сопутствующим аудиту услугам относятся:

     закрыть

Обзорная проверка (Международного стандарта обзорных проверок 2400 "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов")

Данный стандарт предполагает проведение обзорной проверки финансовой отчетности прошедших периодов, но не предусматривает проведение непосредственно аудита, поэтому его возможно отнести к сопутствующим аудиту услугам. Однако, этот стандарт устанавливает форму и содержание заключения практикующего специалиста о финансовой отчетности. Аудитор должен указать обстоятельства, которые привлекли его внимание и позволяют предположить, что отчетность не была составлена в соответствии с действующими требованиями во всех существенных аспектах. В этом его особенность и отличие МССУ 2400 и 2410.

Согласованные процедуры (Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации")

Настоящий стандарт прежде всего регулирует задания, связанные с финансовой информацией.

     Целью задания по выполнению согласованных процедур является проведение процедур, характерных для аудита и согласованных между аудитором, организацией и соответствующими третьими лицами, и предоставление отчета об обнаруженных фактах.

     Отчет предназначен только для тех сторон, которые договорились о выполнении процедур, так как прочие стороны, не обладая информацией о причинах проведения процедур, могут неправильно истолковать результаты.

     Задание по выполнению согласованных процедур может предполагать выполнение определенных процедур как в отношении отдельных элементов финансовой информации (например, кредиторской, дебиторской задолженности, закупок у связанных сторон, выручки и прибыли сегмента организации), финансовых отчетов (например, бухгалтерского баланса), так и всего комплекта финансовой отчетности.

Компиляция финансовой информации (Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 "Задания по компиляции" (Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н))

Настоящий Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) устанавливает обязанности практикующего специалиста, привлекаемого для оказания руководству содействия в подготовке и представлении финансовой информации прошедших периодов без обеспечения уверенности в отношении данной информации, а также для отражения в отчетности сведений о выполненном задании в соответствии с настоящим МССУ. Т.е., это задания по бухгалтерскому учету в целях сбора, классификации и обобщения финансовой информации, и ее трансформации для оказания содействия руководству в подготовке и представлении финансовой информации

 

 





Закрыть

 

 

 

«Аудитор, аудиторская организация»

 

В соответствии со ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, т.е. деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

В соответствии со ст.3 Закона «Об аудиторской деятельности». Аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО).

Коммерческая организация, приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность, с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая организация является.

 Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций, в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово, «аудиторская», а также производные от слова «аудит».

В соответствии со ст.4 Закона «Об аудиторской деятельности». Аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членом одной из СРО.

Физическое лицо признается аудитором, с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации, в праве участвовать в аудиторской деятельности организации, а  так же участвовать в оказании прочих услуг.

Индивидуальный аудитор, вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не в праве заниматься какой – либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания аудиторских услуг, (п.6, ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности»).

 

«Квалификационный аттестат аудитора»

 

 

В соответствии со ст.11 часть1 Закона «Об аудиторской деятельности », квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с аудиторской деятельностью, либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

 Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, а также порядок определения результатов экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности. (ст. 11 часть2)

 К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (ст. 11 часть3).

 Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

 За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

 Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;

3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года

 Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

       Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

 Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

 Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

 В соответствии со ст.12 Закона «Об аудиторской деятельности», квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8(Независимость аудитора) и 9 (Аудиторская тайна) настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или  стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет, за исключением: лиц, являющихся членами органов управления саморегулируемых организаций аудиторов, работников органа внешнего и внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и т.д.;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением уважительной причины (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

 Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

 Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

 Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 - 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

 Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

 

 

«Цель и основные принципы аудита»

( МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и

проведение аудита в соответствии с МСА»

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики бухгалтеров (Кодекса СМСЭБ) )

 

 

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Р.Ф.

Основные принципы аудита можно разделить на две группы:

1) Основные принципы регулирующие аудит – это этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской организации) и клиента.

Они должны учитываться и соблюдаться аудиторами и аудиторскими организациями при оказании всех видов аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов в сфере аудита. 

В их число входят:

- независимость – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме;

- честность – приверженность аудитора профессиональному долгу;

- объективность – беспристрастность аудитора при рассмотрении вопросов, формировании выводов и заключений;

- профессиональная компетентность – владение необходимым объемом знаний и умение применять эти знания в конкретных ситуациях;

- конфиденциальность – обязанность обеспечить сохранность полученных или составленных в ходе проверки документов и не разглашение содержащихся в них сведений; 

- профессиональное поведение - поддержка репутации профессии, воздержание от совершения поступков подрывающих уважение и доверии к аудиторской профессии;

- профессиональный скептицизм - он включает в себя необходимость подвергать сомнению противоречивые аудиторские доказательства и надежность документов и ответов на запросы и прочей информации, полученных от руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление. Это также включает рассмотрение вопроса о том, насколько достаточными и надлежащими могут оказаться собранные аудиторские доказательства в свете конкретных обстоятельств, например, в случае, когда имеют место факторы риска недобросовестных действий

2) Основные принципы проведения аудита – это правила определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

 В их число входят:

- оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля – необходима, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности, а так же масштаб и количество необходимых аудиторских процедур;

- определение объема аудита - термин "объем аудита" относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

- планирование аудита – предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур;

- сбор аудиторских доказательств – в ходе проверки аудитору необходимо собрать доказательства, что финансовая отчетность составлена в соответствии с действующим законодательством;

- оформление аудиторских документов – аудиторские доказательства должны быть документированы, могу быть представлены на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т.д. и должны содержать обоснования и выводы аудитора по ним;

- подготовка аудиторского заключения – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором содержится выраженное аудитором мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

       Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

 

«Саморегулируемая организация аудиторов»

 

 

 В соответствии со ст.17 Закона «Об аудиторской деятельности»,Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

 Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов и утрачивает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты исключения сведений о ней из указанного реестра.

 Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10000 физических лиц или не менее 2000 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг, посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

В саморегулируемой организации аудиторов, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, установленных правил и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

 Саморегулируемая организация аудиторов, разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации, а так же устанавливает, дополнительные требованиям для своих членов.

 Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом"О саморегулируемых организациях":

1) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии;

2) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях и несоответствиях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения изменений в сведениях или несоответствия;

3) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнениях к требованиям международных стандартов аудиторской деятельности, своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнениях в принятые ею правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и к нормах профессиональной этики аудиторов;

4) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Р.Ф, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

5) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;

6) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов;

7) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

 Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

 Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

 

 

«Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов»

 

 

 В соответствии со ст.18 Закона «Об аудиторской деятельности», Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает единые требования к членству в ней.

 Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов:

1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) доля уставного капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;

4) численность аудиторов в исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должны быть аудиторами. Полномочия исполнительного органа коммерческой организации не могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов.

  Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов:

1) наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;

5) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для индивидуального аудитора.

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

 Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении, и следующие документы:

1) учредительные документы;

2) документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров.

4) список членов исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, а так же сведения о коммерческой организации, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации и сведения о том что это аудиторская организация.

5) список учредителей коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном капитале коммерческой организации;

6) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, которые не являются учредителями данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;

7) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

8) иные документы, предусмотренные правилами приема.

 Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), и следующие документы:

1) квалификационный аттестат аудитора;

2) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций;

3) справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

4.1) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

5) иные документы, предусмотренные правилами приема.

Для вступления в саморегулируемую организацию аудиторов, коммерческая организация или физическое лицо представляет списки аудиторов и аудиторских организаций, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица или коммерческие организации, являются аудиторами и аудиторскими организациями,

В саморегулируемую организацию аудиторов представляются оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии. Оригиналы документов, принимаются саморегулируемой организацией аудиторов для ознакомления и возвращаются представившему их лицу. В саморегулируемой организации аудиторов в этом случае сохраняются копии документов.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем представления указанных в настоящей статье документов, принимает решение о приеме либо об отказе в приеме в члены данной саморегулируемой организации аудиторов.

Решение саморегулируемой организации аудиторов о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов, а также взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов при приеме в ее члены.

В случае неуплаты взносов, в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов, такое решение признается саморегулируемой организацией аудиторов недействительным.

11. Физическое лицо, в отношении которого решение о принятии в члены саморегулируемой организации аудиторов признано недействительным, вправе снова подать в установленном настоящей статьей порядке документы для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов при условии, что со дня выдачи ему квалификационного аттестата аудитора либо со дня завершения прохождения им обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, не прошло одного года.

Основанием для принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов является:

1) несоответствие лица требованиям настоящей статьи и требованиям к членству, утвержденным саморегулируемой организацией аудиторов;

2) представление документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей;

3) установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в саморегулируемую организацию аудиторов;

4) обнаружение после выдачи физическому лицу квалификационного аттестата аудитора обстоятельств, препятствовавших такой выдаче;

5) прекращение членства аудиторской организации, аудитора в данной или иной саморегулируемой организации аудиторов, если со дня принятия решения о прекращении членства прошло менее трех лет.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об отказе в приеме в ее члены должно быть сообщено в письменной форме не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения.

Решение об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов может быть оспорено в судебном порядке.

Основанием для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов является:

1) заявление аудиторской организации или аудитора в письменной форме о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов;

2) решение саморегулируемой организации аудиторов об исключении из ее членов аудиторской организации или аудитора в качестве меры дисциплинарного воздействия;

3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов;

4) реорганизация аудиторской организации, за исключением случая реорганизации в форме присоединения;

5) ликвидация аудиторской организации;

6) аннулирование квалификационного аттестата аудитора;

7) признание аудиторского заключения заведомо ложным;

8) исключение сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

9) другие основания, предусмотренные федеральными законами.

Членство аудитора в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о прекращении такого членства.

Членство аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты ликвидации или реорганизации аудиторской организации либо с даты принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о прекращении такого членства.

В случае, если сведения о саморегулируемой организации аудиторов исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, членство аудиторской организации, аудитора в такой саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты исключения этих аудиторских организаций, аудитора уполномоченным федеральным органом из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

 

«Права и обязанности аудиторской организации,

индивидуального аудитора»

 

 

 В соответствии со ст.13 Закона «Об аудиторской деятельности», при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 В соответствии со ст.13 Закона «Об аудиторской деятельности», при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

2.1) составлять документы на русском языке;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

3.1) информировать учредителей (участников), руководителей аудируемого лица о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Р.Ф. 

 4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 

 

«Права и обязанности аудируемого лица, лица,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: