Поведенческий подход в психологии

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

Новосибирск 2019

ТЕМА: «Введение. Предмет психологии, её место в системе наук».

Основные вопросы:

Из истории психологии.

Этапы формирования психологии как науки.

Структура современной психологии.

Предмет психологии.

Поведенческий подход в психологии.

Задачи современной психологии.

      Путь развития и утверждения психологии как науки был довольно сложным и длительным. На развитие психологии оказала влияние борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, какое мировоззрение доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определились уровень и качество исследований и толкование полученных результатов.

      Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет душой. Животные, человек, явления природы, считали они, имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа – «двойник» человека.

      Первобытные люди говорили о существовании души как «тела в теле», т.е. душа в их представлениях чётко не отделяется от тела.

      Первый известный труд по психологии принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. В своих работах он пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, т.к. имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать её нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.

      Первый этап в развитии психологии – психология как наука о душе. имеет древнегреческое начало (psyche – «душа», logos – наука). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

     Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Согласно легенде, сын Афродиты Эрот влюбился в очень красивую молодую девушку - Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, устроив Психее ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить испытания Афродиты. Эроту удалось убедить Зевса – превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

      Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать, назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

      Третий этап – психология как наука о поведении. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека.

      Четвертый этап – становление психологии как науки. Возникает в 60-70-х годах XIX века. Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах формирования и развития психики в процессе онтогенеза (Вильгельм Вундт – основатель первой научной психологической лаборатории).

      Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов, состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком, мир особых идеальных явлений, самых сложных из всех существующих на Земле.  

Для чего изучают психологию?

      Знания психологии помогут вам самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Вы научитесь управлять собой. Перед вами откроются новые возможности, вы научитесь регулировать человеческие отношения и оказывать влияние на людей.

      Психология поможет понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.

      Психология необходима медицинскому работнику, чтобы изучать психологические особенности деятельности коллег и поведения пациента, разрабатывать психологические методы лечения, изучать проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а так же происходящие психические изменения во время соматических заболеваний.

Структура современной психологии.

      Современная психология представляет собой разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Общее предметное поле дробится на множество тематических направлений и областей, получивших название научной отрасли. В психологии их несколько десятков. (общая психология, социальная, психология общения, юридическая, возрастная, медицинская, авиационная, инженерная, психология спорта, труда, педагогическая психология, психология творчества, рекламы, религии, управления  и т.п.).

       Это далеко не полный перечень существующих на сегодняшний день отраслей психологии. Процессы дифференциации и интеграции научного знания привели к возникновению большого числа дисциплин «промежуточного» характера. Это более узкие области знаний, которые можно назвать субдисциплинами или поддисциплинами.

 

 Предмет психологии.

      В древности душу представляли как некое крылатое существо, которое покидает человека с его смертью.

      Таким образом, вопрос о предмете психологии сводится к вопросу, что такое психика.

      Психика – субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

      Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

      Развитие психики реализуется в разных формах:

· филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида;

· онтогенез – формирование структур психики в течение жизни отдельного индивида;

· социогенез – развитие процессов познания, межличностных отношений, поведения, обусловленных различиями в культурах.              

 

 

Поведенческий подход в психологии.

      Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету её изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.

      Традиционно выделяют следующие уровни поведения:

· инстинкты (врождённые формы поведения);

· научение (приобретённые формы поведения);

· психологическая (интеллектуальная) деятельность.

Инстинкты связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Они возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч.Дарвин).

      Следующий уровень поведения – научение. Реакция этого уровня является результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции – условный рефлекс, описанный И.Павловым.

      Следует отметить, что существует связь между первым и вторым уровнями поведения: условный рефлекс возникает на основе безусловного или инстинктивной, наследственной реакции.

      Научение не создаёт новых реакций, оно комбинирует врождённые реакции, замыкает новые условные связи между врождёнными реакциями и меняющимися стимулами окружающей среды.

      Условные рефлексы, настраиваясь над безусловными их видоизменяют (опыт И.Павлова).

      Уровень разумного (интеллектуального) поведения, наиболее представленный у человека даёт ему шанс, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности, иметь возможность её формировать, регулировать, быть ответственным за её результаты, приобретая свободу выбора.

      Поведение конкретного человека является продуктом трёх основных линий развития: эволюционного, исторического, онтогенетического. Причём каждый этап развития поведения является отправным пунктом для дальнейшего развития, т.е. один процесс подготавливает следующий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: